«Золотая середина» — миф, ее не бывает у живых людей. Что значит Золотая середина? Как понять Золотая середина? «Золотая середина» умерла. Да здравствует «Здоровая гибкость»


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Золотая середина

Перевод выражения: aurea mediocritas, употребленного Горацием (Od. II, 10, 5) для означения надлежащего образа действия, чуждого всяких крайностей. Теперь выражение это обыкновенно употребляется в ироническом смысле.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Золотая Середина

Золотая Середина

♦ Médieté

Это понятие (по-гречески mesotes ) есть у Аристотеля. Так, саму добродетель он называл золотой серединой «между видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка». Золотая середина – понятие, противоположное посредственности; это своего рода совершенство или вершина, напоминающая линию хребта между двумя безднами или между пропастью и болотом («Никомахова этика», книга II, 5–6, 1106а–1107а).

Мир Лема - словарь и путеводитель

Золотая середина

состояние, когда влияния на объект скомпенсированы так, что скорость изменения параметров равна нулю, причем данное состояние равновесия устойчиво; например, в механике - при отклонении положения от равновесного возникает такая сила, что состояние равновесия восстанавливается; в вопросе потребления в странах Запада в настоящее время существенные для экономики в целом колебания отсутствуют, что указывает на наличие устойчивого равновесия:

* "Время, свободное от труда, отныне должно служить потреблению благ, и притом во все большем количестве, раз уж их все больше и больше. Этот процесс, похоже, не имеет такого максимума, который совпадал бы с неким культурным оптимумом. Сегодня дело выглядит так, словно можно производить либо слишком мало, либо - скачком - слишком много, но только не "в самый раз". Такой золотой середины, кажется, не существует вообще". - Модель культуры *

Есть также и такие люди, которые применяют принцип золотой середины в жизни, но только в некоторых сферах. Допустим, этот принцип может применяться по отношению к семье, а вот к работе нет. Или по отношению к отдыху с друзьями - да, а вот к выпивке - нет.

Этот принцип может применяться по отношению к деньгам, например в сфере денежных расходов на себя, а вот на детей нет. Из любви родители, допустим, могут покупать детям всё, чего только они не пожелают, и тем самым взращивать их избалованными и капризными - и так далее.

В этой статье автор расскажет о приобретении опыта золотой середины на личном примере. У автора было много различным опытов. Так как человек лучше всего запоминает, когда ему приводят конкретные примеры, в этой статье будут приведены те опыты золотой середины, которые автор приобрёл в своей жизни.

Золотая середина № 1. Алкоголь

Был период, когда автор не пил алкоголь, потому что это было «правильно» и все хвалили его за это. Потом автор поступил в университет, и окружение на него повлияло. Он пил, и немало, хотя его тело не раз сообщало ему, что алкоголь — это яд.

Когда тебя каждый раз тошнит, голова болит, давление повышается - то о чём тут можно говорить? Тогда в чём же причина, почему автор продолжал пить. Да просто потому, что так делали все. Так длилось до той поры, пока автор не осознал, что алкоголь — это не для него, и если кто-то пьёт, то это не значит, что и он должен пить. Так автор снова вернулся к трезвому образу жизни, но только потому, что он сам сделал осознанный выбор. Он попробовал две крайности и выбрал то, что ему по душе.

Золотая середина возможна, только если ты испытаешь на себе две полярности. В данном случае, трезвый образ жизни — это одна полярность, а употребление алкоголя - другая.

Сперва был трезвый образ жизни, потому что это «правильно», за это хвалили, потом был период жизни, когда автор выпивал, потому что это делали все, затем был осознанный выбор не пить, потому что автор осознал, что ему это не нравится и он не должен поступать, как другие.

Обычно люди застревают в одной из полярностей, и их всегда тянет к другой полярности, при этом они никак не могут прийти к гармонии - к золотой середине.

Золотая середина № 2. Внимание

Конечно, многим людям это не нравилось, и они пытались заставить его засунуть свою голову в песок, но автор не отступил, и это укрепило его дух.

Прошло ещё немного лет, и автор снова стал тихоней. Но уже в нём не было ни смущения, ни стеснения, он был тихим просто потому, что это его осознанный выбор. Автор в любой момент мог стать наглым и привлекающим внимание, но он больше в этом не нуждался, он пережил две полярности и снова выбрал золотую середину.

Только пережив обе полярности, вы можете выбрать золотую середину, иначе вы просто не будете ощущать, где она.

Золотая середина № 3. Деньги

Был период, когда автор был очень скупым в денежном плане. Это опять же длилось до определённого момента. Настал период, когда автор тратил деньги налево и направо. Со временем автор снова пришёл к тому, чтобы ценить деньги и бережливо к ним относиться. Но тогда уже не жалел денег, если нужно было отдать крупную сумму. Но при этом уже не стало ненужных и бессмысленных денежных расходов.

Золотая середина № 4. Девушки

Был период, когда автор жил в грёзах, что ему нужна одна-единственная и что только одна будет ему по сердцу. Автор в юности не понимал, что нужен определённый опыт в общении с девушками, чтобы хотя бы понимать, что им от тебя нужно, что их интересует - ты или, допустим, твой кошелёк.

Золотая середина № 5. Развитие осознания

Был период жизни, когда автор никого ничему не учил, а только учился. Со временем автор начал развивать свою осознанность и сознание. Тысячи и тысячи книг были прочитаны, из них были выделены только 10, которые ближе всего были по душе автору. И он их перечитывал вновь и вновь, пока они не въелись ему в сознание. Затем автор начинал читать эти книги другим, повторять фразы этих книг, и это ещё больше закрепилось в сознании автора.

Этап чтения книг закончился, и начался этап действия. Этап поучения людей всех без разбору тоже закончился, и начался этап обучения или напоминания людям, Кто Они Есть в Действительности - только тем, кто действительно этого хотел.

Был этап отсутствия принятия себя, потом автор принял себя, потом этап неприятия других, затем автор принял и других, и последний этап: автор не принимал то, что родные его не принимают таким, какой он есть. И автор принял и то, что его не принимают. Автор позволил другим не принимать себя.

Это делает каждый человек на Земле. Вопрос - это осознанный выбор или же нет, человек - чей-то продукт или свой собственный.

Выводы по теме "Что такое золотая середина":

  • чтобы познать и прочувствовать золотую середину, нужно испытать на опыте, что такое крайности;
  • чем больше человек приобретает меры во многих сферах жизни, тем больше он приближается к себе;
  • осознанность — это ключ ко всему, в том числе и к чувству золотой середины;
  • со временем человек может ощутить золотую середину в самых тончайших сферах жизни, и, конечно, это доступно только для осознанного человека;
  • пробуждайтесь и чувствуйте меру во всём, душа всегда вам подскажет, когда достаточно, нужно просто услышать её.

«Золотая середина» умерла. Да здравствует «Здоровая гибкость»!

Меня умиляют поиски «золотой середины» каждый раз, когда я сталкиваюсь с этим явлением. В общем и целом, «золотая середина» - это миф. Это то, чего не бывает у живых людей. «А что бывает?» – спросите вы. Хороший вопрос. Предлагаю свои размышления.

Все взрослые люди, я думаю, знают, что без дня не было бы ночи, без верха – низа, добра – без зла, тьмы – без света и т.п.

Кстати, какая ТУТ может быть «золотая середина»? Вечный закато-рассвет в серых тонах?

Значит, знают, но иногда затрудняются сделать некоторые весьма логичные выводы. Например, вот такие простые: без радостных и прочих «хороших» чувств, не было бы грустных и «плохих», без ответа «нет» - не было бы ответа «да», без «чего-то хочу» - не было бы «хочу другого» (то бишь «не хочу чего-то»).

И, следовательно, так задумано, и это нормально. Но про это уже много писала, поэтому повторяться не буду, а напишу про более сложные выводы. Менее очевидные.

Например, про такие.

Без здоровья нет болезни.

Без разлук не бывает встреч.

Без переживания страдания не может быть переживания наслаждения.

Без любви – нет, и не может быть ненависти. И наоборот, конечно.

А что может быть? Угадали? Без любви и без ненависти у вас будет «золотая середина». То есть – ни то, ни се. Серость, скука и ничего человеческого. Пояснить?

Поясняю.

Все дело в маятнике. Ну, как у часов с кукушкой, например. Тик-так. Качается. Чем выше и быстрее качнется вправо, - тем выше влево (допустим, что сердце – это вечный двигатель этого маятника, а то будет, конечно, затухание - со временем).

Но что важно: произвольно зависнуть в «золотой середине» (то есть взять так и вдруг остановиться самому по себе) или резко качнуться вдвое слабее в другую сторону - маятник не сможет. Даже не надейтесь – на то он, собственно, и маятник. Но есть шанс «перестать качаться» (т.е. жить). Как это делается? Просто.

Берете любое чувство или желание, которое вам в себе не нравится, и начинаете от него избавляться, бороться (по нашему, по психологическому, – сдерживать все проявления того, что не нравится). Поясняю на примере. Скажем, кто-то заболел или даже, к сожалению, и умер.

Лирическое отступление. К слову пришлось. Человек умирает не потому, что болел, а потому, что жил. Здоровье – это его способ приспосабливаться к этому бренному миру. И чем качественнее (сильнее) было его здоровье, тем качественнее будет его болезнь (быстро разовьется и быстро человека прикончит).
Вы легко вспомните такие быстрые смерти. «Как же это? Был такой здоровый, не болел, - и – раз и умер». Конечно. Был очень здоров. Когда маятник качнулся в другую сторону – стал очень болен. Вот и не выдержал. «Не очень здоровые» люди живут гораздо дольше просто здоровых.

Значит, один умер. Но есть тот, кто остался, и он страдать, а так же плакать, грустить и прочее - не хочет. А хочет он не страдать. Берет он отвес маятника и из крайней правой позиции «сильное страдание» тянет его вниз, где насильно держит - в той самой «золотой середине» - двумя руками. Не дает себе страдать. И – опа! – через месяц все супер. Ни печали, ни радости.

А через год-другой и говорит: «мол, жить скучно и смысла нет». Естественно. Жизнь-то можно только проживать. Что значит «проживать»? Это значит чувствовать все, что жизнь подбрасывает, проживать все свои переживания и чувства. Более в этой жизни ничем разумным заняться не получится.

Потому как, если вообще ничего не проживать, то остается ждать смерти, как-то, время от времени, развлекая себя чем-нибудь. Почти как в очереди в поликлинике: скучно, заняться нечем и ждать долго. Можно книжку почитать, можно пальцем на стекле картину нарисовать, позвонить кому-то можно и помучить его своей скукой. Да вы и сами знаете.

Можно, конечно, очень продуктивно заниматься чем-то – детей выращивать, бороться за мир во всем мире, издавать законы или писать книги, придавая всем этим занятиям разные интересные смыслы. Это сути дела не меняет. Если не проживать (прочувствовать) жизнь, то все равно, ни процесс, ни результаты, ни «почти найденный почти смысл почти жизни» - никак не спасут. Так, слегка отвлекут от стояния в очереди на тот свет.

«Как же проживать, когда больно?» - можете вы спросить. Отвечаю. Глубоко и сколько можно вытерпеть. С удовлетворением и предвкушением. Раз больно – значит, было когда-то классно. И еще обязательно будет.

Поверьте, если вам душевно – больно, значит, вы много чего хорошего когда-то получили. Плюс, если вам может быть очень больно, значит, вам доступны и самые яркие наслаждения этой жизни. А если – нет, то нет.

Если присмотреться, то окажется, что любые наши проявления – они равны своим противоположностям, по интенсивности, по размерам и масштабам. «Равны по модулю», скажут ознакомившиеся в школе с математикой.

И если в вас много доброты, то – столько же и злобности. Если много желания подчиняться, то много и желания властвовать. Если много смелости, то много и страха. И так далее. И это нормально.

Просто та, вторая, сторона маятника часто оказывается весьма надежно спрятана в тени лишь потому, что кому-то когда-то это казалось не нормальным. В метафоре маятника – как будто отвес залетел влево, да там и завис. То есть, не сам завис, а поддерживает его кто-то старательно. Социум сначала, а потом сам индивид.

Внешне это похоже на застывшую улыбку, которая уже превратилась в гримасу и выражает что угодно, но не то, что хотелось бы ее обладателю.

Если человека это не устраивает, то он может пойти за помощью к психологу, и сказать, - не важно, что именно, ну, скажем: «Что-то я слишком много злюсь, боюсь, винюсь, стыжусь и т.п. Я, конечно, человек образованный, и знаю, что от чувств мне не избавиться, поэтому давайте искать Золотую Середину – чтобы чувствовать всего понемногу и в тему».

В общем, все-таки избавиться хочет. Но по хитрому. Ничего, это тоже нормально – хотеть решить все привычным способом. А тот способ, который предложу вам я, - он не привычный. Он гадкий и трудный. Но результативный.

А предложу я, во-первых, признать, что есть и вторая половина, полярная той, которую вы предъявляете.

Пример: «я ужасно злой». Рано или поздно придется признать, что у вас и доброты дофига. Во-вторых, предложу признать, что от одной половины избавиться не получится – или от обеих, или обе оставляем.

Допустим, оставляем. Как же с этим жить? А тут, - в-третьих, - предложу я пересмотреть метафору маятника и взять за рабочую модель ось У. Где от -10 до 0 – это злой, а от 0 до + 10 – это добрый. Представили? Отлично.

Теперь придется буквально вручную исследовать где, когда, как и зачем нужны ВСЕ точки от -10 до + 10. Это не простой этап. Придется выяснять экспериментальным путем – с кем, как и что работает, а что – нет. В результате получим ту самую, заявленную в заголовке «здоровую гибкость» или еще можно сказать «способность к творческому приспособлению».

Ура! Можно пить шампанское и наслаждаться, как своей супер-злобностью в отстаивании своих же интересов, так и щедростью и небывалой добротой к тем, кто вам дорог. И никаких середин.

Самые наблюдательные могут возмутиться и сказать, мол, что это, пока мне удобно, я ссылаюсь на метафору неуправляемого маятника, а когда не удобно, перехожу на управляемую «ось У»?! А так и есть.

Пока человек не осознает, что у него есть «тень», полярность, - эта часть вытесняется в бессознательное.

Внешне, это - маятник, зафиксированный в одной из крайних точек слева или справа. Если, не дай Бог, отпустить, полетит неконтролируемо – в противоположную сторону (скажем, из позиции «я сижу на диете» в позицию «я обжираюсь, как верблюд»).

После пары таких ужасающих перелетов, человек решит «искать золотую середину», то есть попытается повиснуть на отвесе, дабы тот больше никуда и никогда не двигался. Или совсем чуть-чуть.

Если же человек осознает, что он – разный, и что, если у него есть «день», то есть и полярная ему «ночь», - в этом случае он получает возможность научиться использовать ВСЕ точки этой шкалы себе и другим во благо.

Вот тут-то и перестает маятник быть маятником, превращаясь во вполне разумную шкалу, на которой всегда есть внутренне оправданное, гармоничное движение, - просто потому, что нет никакого смысла в том, чтобы долго зависать в одном месте.

P.s. Догадываетесь, как так получается, что, чем больше совершает ошибок человек по жизни, тем больше у него находок и открытий?

Выбор редакции
Европа и мир за ее пределамиС точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла...

Наш каталог образцов документов, формы контрактов и должностных инструкций собран в этом разделе ДОГОВОР НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА...

Тема: Человек, время, история в поэме «По праву памяти» Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ­кого; определить жанровые...

В XIX веке была обнародована легенда о некоем тайном обществе "Девять неизвестных". По этой легенде, ~2300 лет назад, в III в. до н.э....
Веселое стихотворение о необычном дереве, на котором растут чулки да башмачки. Каждый ребенок может сорвать себе обувку по вкусу – хоть...
Основные события жизни: 1802 г. - поступил в Казанскую гимназию.1807 г. - переведен в студенты университета.1816 г. - Н.И. Лобачевский в...
КОНСПЕКТ открытого урока по русскому языку Тема: «Способ проверки парных согласных на конце слова.» Учитель: Белкина Галина...
Тема урока: Профессии. Цель урока: Создание условий для успешного формирования навыков чтения, введение новой лексики по теме...
В настоящее время полным ходом идет разработка новых боевых уставов для Вооруженных Сил России. В этой связи мне хотелось бы вынести на...