Выделенная гласная является суффиксом в сложных словах. Живая русская грамота. Примеры сложных слов с соединительной гласной -е


Педагогические задачи: cоздать условия для осознания цели научиться образовывать и писать сложные слова.

Планируемые результаты образования:

Образовательные: научаться образовывать сложные слова с помощью соединительных гласных о, е, получат возможность извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.

Средства обучения: учебник, компьютер, презентация , тест, карточки, набор цветных карандашей, рисунок “цветик-семицветик”.

Ход урока

I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

На уроке у нас гости, поприветствуйте их.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?
- Все ль на месте,
- Все ль в порядке,
- Ручка и тетрадка?
- Руки? (На месте)
- Ноги? (На месте)
- Локти? (У края)
- Спинка? (Прямая)

На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале уроке с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый- постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка чистописания. Игра “Данетка”

2. “Я задумала природное явление” На компьютере слайд с иллюстрациями природных явлений (иней, дождь, радуга, снегопад, молния).

Вы мне задаёте вопросы, я могу отвечать только да и нет.

Я задумала природное явление.

Ученик. Это существительное женского рода?

Ученик. Это существительное мужского рода?

Ученик. Он поливает всё?

Ученик. Деревья красивые?

Ученик. Это иней.

Найдите в словаре точное определение слова иней (по желанию один ученик ). (Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности)

Какая буква лишняя? (Е , она не имеет звука)

Запишем красиво все остальные буквы. (И н й)

Кто может найти сложное слово? (Снегопад)

Давайте выпишем из него все буквы, которые обозначают согласные звуки.

Для чего нам этот этап урока?

(Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов, повторили написание некоторых букв, уточнили, что буква е звука не имеет, повторили буквы согласных звуков)

3. Игра “Будь внимательным”

Расположить слова в 3 столбика по видам орфограмм. Дополните слова.

Непроизносимый …. Парный ……. Безударный … (на доске)

(Редкий, честный, вода, праздник, счастливый, носить, Волгоград)

Проверка по эталону. (Слайд 3)

У кого слово Волгоград записано 2 раза? Почему? (Это сложное слово и 2 орфограммы)

Из каких двух слов состоит это слово? (город, Волга)

Обозначьте корни.

С каким чувством мы говорим о городе? (С чувством гордости о городе- герое, в котором мы живём)

Зачем этот этап урока?

(Чтобы повторить, что мы уже знаем и задуматься о чём-то новом)

“5” - без ошибок

“4” - 1, 2 ошибки, более 2-х ошибок – надо повторить правила правописания

Какую роль выполняет корень в словах? (Вкорне заключён общий смысл всех однокоренных слов)

Достаточно ли взять два корня, чтобы получилось слово? (Нет)

Что необходимо для этого сделать? (Соединить два корня)

Как это сделать? Проблема?

Подумайте, из каких слов можно ещё образовать сложное слово? (Водонос)

С помощью чего вы соединили 2 корня? (С помощью буквы о )

III. Постановка цели урока

Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? (Мы будем составлять сложные слова и правильно писать соединительный гласный)

Остаётся выяснить, когда же пишется О , а когда Е.

IV. Актуализация новых знаний, работа над новым материалом

1. Образование и запись сложных слов:

Падать, листья (листопад) (слайд 4) и полюбуемся этим природным явлением.

Что мы знаем об экосистеме леса? (Замкнутый круг о ворот веществ)

Вода, падать (водопад) иллюстрация. (Слайды 5, 6, 7, 8)

Человек, который разводит цветы. (Цветовод)

Варит кашу? (Кашевар)

Какие соединительные гласные вы использовали? (О е)

Работа с учебником. Упр 128 с.108 с комментированием у доски

Перво классный (т.е. очень хороший, качественный сегодня в нашей стране День качества)

Ледо кол

Пыле сос

Мухо мор

Лесо руб

Овоще резка

Для чего этот вид работы? (Упражнялись в образовании и написании сложных слов)

Когда в сложных словах пишется соединительный гласный -е, а когда ?

(О после твёрдых согласных, Е - после мягких согласных, шипящих и Ц)

Расскажите по алгоритму, как будете работать.

2. Работа в парах (упр. 131)

Образуйте сложные слова, допишите свои слова самолёт, самовар, самокат, самолюбие, Самоделкин. (Самострел, самосвал, самозванец)

Какая пара выполнит - поднимите руки шалашиком.

Самопроверка по эталону. (Слайд 9, 10)

Объясните слово самолюбие, используя словарь. (Чувство собственного достоинства, соединённое с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих (болезненное самолюбие, щадить чьё-нибудь самолюбие))

3. Физминутка. (Слайд 11, 12)

4. Самостоятельная работа по карточкам.

Образуйте и запишите новые слова, подчеркните соединительный гласный.

I вариант

лед рубка

дом хозяйка

молоко ход

II вариант

мясо провод

везде комбинат

тепло косилка

Самопроверка (слайд 13). Я проверю ваши тетради и карточки, и если вы себя оценили объективно - поставлю отметки в журнал.

А сейчас ответьте на вопросы теста. Верный ответ соответствует букве.

1) Слова, у которых два корня, называются:

н) простыми; с) сложными.

2) В сложных словах есть буквы соединительных гласные:

п) о, е; г) у, я; р) э, ю.

3) После букв твердых согласных пишется соединительная буква:

к) е; а) о; м) у.

4) После букв мягких согласных пишется соединительная буква:

с) е; п) о; р) ы.

5)Укажите слово, в котором пишется буква е:

г) сам…вар; и) коф…молка; е) хлеб…роб.

6) Укажите слово, в котором допущена ошибка:

г) вездеход; д) животновод; б) пишиход.

7) Какое слово сложное?

л) прибежал; о) пароход; ч) налетел.

Получилось слово … (спасибо!)

5. Д/з: упр132 с.110.

V. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке

(Cлайд 14, 15)

Мне удалось

Меня удивило

Мне понравилось

Я порадовался за

Я хочу поблагодарить … за …

На доске цветок.

Как называется этот цветок? (Цветик-семи цветик)

Назовите корни.

О чём бы вы хотели меня спросить? (Почему соединительная гласная и ?)

Всё ли мы знаем о сложных словах? (Нет)

Это значит, что на уроках русского языка нас ждут новые открытия.

Вы говорили: “Я хочу поблагодарить…”.

Благодарность – сложное слово, значит дарить благо, добро. Давайте будем стараться всем делать добро.

«Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы

1 орта мектебі» КММ

КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования

Атбасарского района»

РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

«Соединительные О, Е в сложных словах»

(УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

Подготовила: Щербак А.Н.

учитель русского языка

и литературы СШ №1

2016-2017 оқу жылы

Мақсаты:

    формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

    развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

    воспитывать чувство дружбы, коллективизма.

Сабақ барысы:

    Организационный момент

    Актуализация знаний

      Творческий диктант.

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

      Беседа с учащимися.

Что общего в этих словах?

Назовите известные вам особые способы словообразования.

Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?

III . Изучение нового материала

1. Объяснение учителя.

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

Хоть заманчив он на вид,

но однако ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен (МУХОМОР)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

Есть у нас квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает.

НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

И на земле, и на снегу

Я зверя выследить могу

По следу лапок и копыт.

На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.

«Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем и не гордились,

Не сорились и не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

«Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапки снимают перед нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение, не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О и Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О -

Не перепутает их никто

Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

IV. Закрепление изученного материала.

3. Работа с учебником. Чтение правила.

4. Работа по группам (рядам)

А) Подобрать сложные слова, обозначающие:

1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,

мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,

сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,

книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)

3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,

солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)

Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -

представители флоры.

Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.

Г) Записать предложение и выполнить разборы.

Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )

1 уровень

Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью

сложных существительных.

2-й уровень.

Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень.

Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

V . Итог урока.

Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

    Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

    Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,

используя сложные слова.

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

В русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:


Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

Слова с соединительной "о"

Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

  • железнодорожный;
  • фабрично-заводской;
  • лесостепь;
  • народно-освободительный;
  • железобетон.

Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

Слова с соединительной "е"

Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

  • древнерусский;
  • пешеход;
  • овощехранилище;
  • птицелов;
  • кожедел;
  • кашевар;
  • общежитие;
  • путешественник;
  • бурелом;
  • дождемер.

Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

Варианты основ

Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  1. Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  2. Первая часть - глагол в вертихвостка, перекати-поле.
  3. Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.

Когда соединительная гласная не нужна

В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  1. Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  2. В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  3. Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  4. Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  5. Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  6. Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.

Правописание сложных слов

Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

В сложных словах после основы на твердый согласный(кромеш, ж, ц) пишется О: атомоход, водонапорный, волнорез, восточнославянский, звукоизоляционный, рыболовный.

После основы на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишетсяЕ: большеглазый, змеевидный, лучеиспускатель, мышеловка, овощехранилище, огне­мет, пае накопление, птицелов, свежемороженый.

Примечание 1. В некоторых сложных словах пос­ле основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е : дальнобойный (даль­неструйный), косторезный, костоправ (костедробиль ный, костеобрабатывающий), кровоизлияние, кровопийца, кровосос, кровообращение, кровопускание (кроветворный, кровеносный, кровезаменитель), пес­нопение (песнетворчество), шерстопрядильный, шер­стоткацкий (шерстезаготовительный, шерстеобраба­тывающий).

Примечание 2. В словах газификация, газифицировать, электрификация, электрифицировать, центрифуга и центри­фугировать и производных от них, произносится и пишется и.

Примечание 3. Слово агрикультура имеет парал­лельное написание агрокультура, которое в современ­ном языке является более распространенным.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА без соединительной гласной

1. Слитно пишутся:

1) слова, первая часть которых представлена сло­вом в исходной (начальной) форме: времяисчисление, времяпрепровождение, летописание, летосчисление, се­мяножка, семяпочка (ср.: плодоножка- образовано с соединительной гласной);

2) слова, образованные в результате слияния слово­сочетания: сумасшедший (с ума сшедший), умалишен­ный (ума лишенный), впередсмотрящий, азотсодержа­щий;

3) слова, первой частью которых является количест­венное числительное. При этом числительное стоит в форме родительного падежа (соединительной гласной нет): пятидневный, семицветик, пятисотлетний, трехсотка, семисоттридцатитрехметровый, двадцативось­мидневный.

Примечание 1. Числительные девяносто и сто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа: девяностолетний, стодневный.

Примечание 2. Числительные один, тысяча, мил­лион, миллиард соединяются со второй частью слова с помощью соединительных гласныхо ие, т, е. они функционируют как существительные: однодневный, двадцатиодноведерный, тысячелетие, двадцатипя­титысячелетие, миллионоголосый, миллиардофуто-вый.

Примечание 3 . Слова сороконожка, сорокопут ("птица из отряда воробьиных"), сорокоуст ("сорока­дневная молитва в церкви об умершем") имеют сое­динительную гласную о . В других производных сло­вах числительное сорок употребляется по общему правилу-в форме родительного падежа: сорока­градусный, сорокадневный, сорокалетие, сорокапу­довый, сорокапятка ("сорокапятимиллиметровая пушка").

Примечание 4. Числительные два, три в составе сложных слов имеют формыдвух; трех- и дву; три; тре-: двухдневный, трехчасовой; двуногий, двупалый, двуспальный; тридесятый, тримаран ("яхта с тремя килями"), трилистник; трезубец, треглавый и трех­главый, тренога, треножить, треугольник,треух.

Примечание 5. Числительное полтора в составе сложных слов имеет форму полутора (род. п.):полуторадневный, полуторамесячный, полуторатонный.

Примечание 6. Числительное четверть при образовании сложных слов употребляется в форме именительного падежа и пишется слитно с остальной частью сложного слова: четвертьфинал, четвертьфиналист, четвертьгодовой.

Примечание 7. Количественные сочетания, в со­ставе которых имеется слово половина, пишутся раз­дельно: пятьс половиной метров - пятис половиной метровый, двадцатис половиной миллионная чис­ленность. Однако образования, где с числительным употребляется прилагательное половинный, пишутся слитно: пятисполовинный, двухсполовинный.

2. Сложные слова с корнем пол-- (половина) пи­шутся:

А) через дефис, если:

· второе слово начинается с гласной: пол-окна, пол­-яблока, пол-аллеи;

· второе слово начинается с согласной л : пол-листа, пол-лукошка, пол-лета:

· второе слово-имя собственное: пол-Европы,пол- Калуги, пол-Приморья;

Б) слитно во всех случаях, кроме оговоренных в п. А), а также слова с корнем полу-: полкниги, пол­месяца, полморя, полчаса, полпервого, полдвенадцатого (но: пол-одиннадцатого}; полуоборот, полудикарь, по­лумрак, полуоткрытый, полулегальный, полузакрыть, полулежа.

Примечание. Слово поллитровка (прост.) (из пол улулитровка) пишется слитно.

В) раздельно во всех случаях, если между кор­нем пол- и вторым словом стоит прилагательное или местоимение :пол следующего дня (но: полдня};пол Онежской губы (но: полгубы};пол Охотского моря (но: полморя},пол моей книги (но: полкниги} - такие сочетания характерны для устной речи, т. е. имеют раз­говорный оттенок.

3. Слитно пишутся существительные и прилага­тельные, начинающиеся с элементов: авиа-; авто-; агро-; библио-; био-; вело-; гелио-; гидро-; гомо-, графо-; зоо-; кино-; лито-; макро-, микро-, метео-; мото-; мульти-; нео-; палео-; поли-; псевдо-; радио-; теле-; термо-; стерео-; фото-; фоно-; экзо-; электро- (их количество может быть более одного в слове):

авиагавань, авиакосмический, автоагрегатный, автобан , аэрогаммасъемка, аэрогеологический, аэроионизатор , аэрофлотовский; библиоман, библиофил, биоакустика, биоархитектура, био­защита, биоинженерия; велосекция, велотрасса, велотренажер, велотур, гелиоаппаратура, гелиометеоролог, геостационар­ный, геотехнология, гидроавтома­тика, гидрокосмос, гидроударный, гомогенизированный, графология, графоман, зооботанический, зооветслужба, зооцентр, изолиния, изотоп; квазинаучный, квазиобъективный, квазичастицы, кинопортрет, кинопособие, кинопроба, литосфера; макрокосмос, макротекст, метеобюро, метеоданные, метеоинформация, микробригада, микробудильник, микроклимат, макросхема, микрохирургия, моноблок, монокультура, мотобол, мотонарты, мото­рикша, мультимиллиардер, мультинациональный; неоимпрессионизм, неофрейдист­ский; палеоклимат, палеотектонический, полигенный, полигибрид, поликристалл, полилог , полипропиленовый, полифоничность, псевдоинтеллигент, псевдокультура, псевдолитература; радиорозетка, радиоспектр, радио­эфир; телеаудитория, телеболельщик, телекоммуникация, телесигнал, термобигуди, термобуровой, термо­устойчивый; фонограмма, фотоэффект; экзобиология, экзотерми­ческий, электроавтобус, электродиагностика.

Этому же правилу подчиняется и написание ино­язычных корней-приставок:анти-, архи-инфра-, контр-, пан-, супер-, ультра-, экстра-: антинародный, архи­модный, инфракрасный, контратака (но: контр-адми­рал), пангенезис, панзоотия, суперобложка, ультра­микроскоп, ультрафиолетовый, экстравагантный, экст­раполяция (но: экстра-класс, экстра-почта).

Примечание. Если вторая часть слова - имя собственное, такие образования пишутся через де­фис: квази-Горький, лже-Пушкин (но: Лжедмит­рий- историческое написание), пан-Америка, пан-Европа.

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. «О» и «е» в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ – оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:



Правописание сложных слов

Соединительные «о» и «е» в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз «и». Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать – диван-кровать; научный и технический – научно-технический; русский и английский – русско-английский; фабрика и завод – фабрично-заводской; мясо и молоко – мясо-молочный; военно-медицинский — военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки – великолукский, Сергиев Посад – сегриевопосадский, Старая Русь – старорусский.

Слова – научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова — обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа – обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

В сложных словах после основы на твердый согласный (кроме ж, ш, ц) пишется соединительная гласная о: атомо ход, водо напорный, волно рез, восточно славянский, звуко изоляционный, рыбо ловный.

После основ на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишется е: больше глазый, змее видный, луче испускатель, огне мет, овоще хранилище, птице лов, свеже мороженый.

Примечание 1. В некоторых словах после основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е): дально бойный (дальне струйный), косто резный (косте дробильный), крово обращение, крово пускание (крове творный, крове заменитель), песно пение (песне творчество), шерсто прядильный, шерсто ткацкий (шерсте заготовительный, шерсте обрабатывающий) .

Примечание 2. В словах гази фикация, гази фицировать, электри фикация, электри фицировать и производных от них пишется и. Эти слова не являются сложными, так как в русском языке нет слов « фикация » и « фицировать ». Ср. написание сложных слов с аналогичной основой: газо провод, газо генератор, газо метр, газо трон, тепло воз, электро воз, электро кар, электро бритва и др., где действует общее правило.

Примечание 3. Слово агри культура имеет параллельное написание агрокультура, которое в современном языке является более распространенным. Это, видимо, объясняется тем, что греческий корень agros («поле») в русских образованиях выделяется как самостоятельный. Ср. также написание слов агро бизнес, агро городок, агро климатический, агро комбинат, агрок омплекс, агро промышленный, агро служба, агро химик, агро школа и др., которое не противоречит общему правилу.

2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е.

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;

суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь – звер о лов, звер о бой, звер о подобный ;
  • власть – власт о любие ;
  • честь – чест о любие ;
  • шерсть – шерст о ткацкий ;
  • плоть – плот о ядный ;
  • басня – басн о писец ;
  • кровь – кров о подтёк .
  • В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

    Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

    Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен-).

    Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

    Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

    о и е: авто- (авт о база ), агро- (агр о химия ), био- (би о стимулятор ), гео- (ге о политика ), гидро- (гидр о узел ), зоо- (зо о техник ), кино- (кин о альманах ), макро- (макр о элемент ), метео- (мете о сводка ), мото- (мот о спорт ), радио- (ради о механика ), теле- (тел е очерк ), фото- (фот о ателье ), электро- (электр о мотор ).
    Исключение: кин е скоп ;

    а: авиа- (ави а почта, ави а линия );

    и: квази- (кваз и научный ), мульти- (мульт и миллионер ), поли- (пол и витамины ), мини- (мин и -платье ).

    В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и. В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

    Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

    Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

    ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

    В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а.

    Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

    Исключения:

    сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е- .

    Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

    некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о- ;

    Сорок о ножка, сорок о уст.

    некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е- .

    Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

    Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

    Сложные слова без соединительной гласной

    1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (псих + терапия) – психастения (псих + астения).

    2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение: семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

    3. Без соединительной гласной образованы термины типа азотсодержащий, впередсмотрящий и т.п.

    4. Сохраняется буква а на конце компонента -авиа- (сокращение от авиационный), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т.п.

    5. С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишенный и подобные.

    6. В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трехметровый, пятиразовый, семилетка. Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча, например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый. Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

    7. Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтер – электрификация, где в первых словах этих пар выделяются два корня и соединительная гласная, а во вторых – один корень. Ср. также сложные слова с соединительной гласной о – агротехника, агрокультура, агроминимум и полностью заимствованное устаревшее слово агрикультура – от лат. agriculture – полеводство, земледелие.

    Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др. , например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперинфляция, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал, где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постмодернизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т.п.), суперобложка (но: супер-ЭВМ – перед прописной буквой), субтропики, транссибирский, ультразвук, экстраординарный (но: экстра-класс – перед существительным).

    Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерианскин (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т.п. – перед собственными именами).

    Слова с соединительной гласной «о» и «е»

    В рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся новые сло­ва мето­дом сло­же­ния с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных -о- и -е- .

    Методом сло­же­ния двух слов (основ) с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о- (интер­фик­са), пишу­щей­ся после твер­дых соглас­ных, обра­зу­ют­ся, напри­мер, слож­ные суще­стви­тель­ные.

    Сложные существительные с соединительной гласной «о»

    Чистое сложение:

    желе­зо­бе­тон, лесо­степь, газо­бал­лон, лесо­парк, сухо­фрук­ты, само­оцен­ка.

    Сложение с суффиксацией:

    само­лет, само­вар, само­свал, само­кат, садо­вод, свек­ло­вод, вер­то­лет, газо­про­вод, ска­ло­лаз, сне­го­пад, хле­бо­печь, соко­вар­ка, рыбо­лов, тесто­ме­шал­ка, ледо­кол, вер­хо­лаз, водо­во­рот, водо­пад, хле­бо­рез­ка, паро­воз, теп­ло­ход, звёз­до­чёт, луно­ход.

    Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»

    бледно лицый, узко гла­зый, остро вер­хий, красно лицый, серно кис­лый, латино аме­ри­кан­ский, северо мор­ской, чугуно литей­ный, механо сбо­роч­ный, низко сорт­ный, черно бро­вый, бело мра­мор­ный, восточно сла­вян­ский, коротко воло­сый, темно воло­сый.

    Сложные существительные с соединительной гласной «е»

    Соединительная глас­ная -е- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и «ц» в слож­ных суще­стви­тель­ных:

    птице фаб­ри­ка, корабле кру­ше­ние, овоще хра­ни­ли­ще, старше класс­ник, чае вод, земле мер, пуле мет, мыше лов­ка, солнце сто­я­ние, пеше ход, птице лов, жизне любие, грязе лечеб­ни­ца, земле рой­ка, земле чер­пал­ка, земле тря­се­ние, пыле сбор­ник, овоще Кафе и бар Меню нашей гостиницы Недорого забронировать номер в гостинице с полным пансионом и домашней кухней в СПб Собираетесь посетить Санкт-Петербург и вас интересует недорогое проживание и питание в […]

  • Ггоспошлина за регистрацию ИП в 2018 году Для того чтобы зарегистрировать ИП, в налоговую службу необходимо предоставить квитанцию об оплате госпошлины. Информация о размере госпошлины за регистрацию ИП […]
  • Выбор редакции
    Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...

    Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...

    Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...

    Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
    Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...
    Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...
    Расскажу вам историю про воробья. Один фермер искал себе работника. Проведал про то воробьишка, прилетел к нему наниматься.- Да что от...
    Здравствуйте, мои дорогие читатели! А есть ли у вас любимые книги, которые читаются на одном дыхании? Такие, чтобы ни кушать, ни спать...
    Европа и мир за ее пределамиС точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла...