Сила воображения и его развитие. Воображение как уникальная человеческая способность. Роль воображения в человеческой деятельности Примеры когда человеку помогло воображение


Воображение — удивительная и уникальная способность человека, заключающаяся в создании образов, представлений, идей и понятий. Это часть познавательного процесса, позволяющая создавать новые образы на базе полученного опыта и изменять их.

Воображение — особая форма психической деятельности, которая позволяет не только интерпретировать существующую реальность, но и видоизменять ее в процессе мышления. Благодаря воображению мы можем не только вспоминать картины прошлого, но и проигрывать сценарии будущего, оперировать эфемерными и абстрактными материями, прогнозировать результаты действий.

Виды воображения

В зависимости от степени осознанности и получаемых результатов выделяют несколько видов воображения.

  • Непроизвольное воображение, которое не контролируется сознанием, позволяет видеть сновидения, в которых реальность переплетается с вымыслом, представляя самые фантастические картины.
  • Произвольное воображение позволяет сознательно создавать образы и манипулировать ими по желанию.
  • Репродуктивное воображение сходно с воспоминаниями, оно старается повторить картины реально существующей действительности, однако и здесь есть место вымыслу и образным дополнениям.
  • Продуктивное воображение позволяет конструировать несуществующие картины, как дополняя реальность и предыдущий опыт новыми образами, так и создавая совершенно новые. Такой вид воображения также называют творческим, ведь именно воображение позволяет художникам создавать удивительные картины, писателям — сочинять никогда не происходившие истории, а изобретателям — делать небывалые открытия.

Функции воображения

Воображение — основной компонент творческой деятельности и игр, необходимый для процессов памяти и выполняющий множество других функций. Благодаря воображению можно не только предаваться мечтам о несбыточном, но и выполнять вполне практические действия в обыденной жизни.

  • Планирование. Благодаря воображению человек может осуществлять планирование, программирование и прогнозирование предстоящей деятельности, заранее предполагать результат и оценивать его, учитывать возможные сценарии развития событий. Целеполагание целиком зависит от воображения.
  • Познание. Воображение играет важную роль в познавательной деятельности, процессы речи, внимания, запоминания, обучения и в целом восприятия во многом зависят от воображения.
  • Решение задач. Возможность создавать мыслительные образы и манипулировать ими позволяет решать различные задачи и служит неотъемлемой и важной частью процесса мышления. Воображение позволяет решать любые задачи в уме: от простейших математических действий до сложных профессиональных проблем.
  • Управление эмоциями. С помощью воображения человек может управлять своими эмоциями. Это может быть практически неосознаваемый процесс представления определенных событий и вариантов их развития, благодаря которому человек может как снять эмоциональное напряжение, так и пережить негативные или положительные эмоции. Кроме того, воображение лежит в основе многих техник управления эмоциями и психическим состоянием, например в техниках визуализации.

Воображение необходимо не только в детском возрасте, когда мы слушаем сказки и играем, но и на протяжении всей жизни, каждый день. Без воображения невозможно не только творчество, но и мышление, которым обладает человек. Считают даже, что человека от животных отличает именно способность к воображению.

Жизнь человека немыслима без воображения – особой формы отражения окружающей реальности. Без него невозможны все познавательные процессы и виды деятельности: память, игра, планирование, моделирование, творческая деятельность, воспоминания, создание образов окружающих предметов и т.д. Некоторые воображение приравнивают к фантазии, но с научной точки зрения это не совсем правильно. Воображением называется мысленная способность представить что-то или кого-то реального, в то время как фантазия связана только с выдуманным миром. Желательно эти понятия разграничивать.

Что такое воображение

Человек без воображения был бы неспособен к образному и абстрактному мышлению, к предвосхищению событий, к решению задач мысленно, без действий с какими-то предметами. Чтобы уметь планировать, мечтать, обдумывать просмотренный фильм, прочитанную книгу или прослушанную мелодию, человек должен уметь воображать.

Ученые разделяют воссоздающее и творческое воображение. Из названия категорий понятно, что воссоздающее направлено на представление образов, с которыми человек уже сталкивался, или по их описанию, а творческое направлено на создание каких-то новых образов из преобразованных старых. Еще одной разновидностью воображения является мечта – представление желаемого будущего. Без мечты как формы воображения у человека не будет желаемого образа будущего, из-за чего он не сможет выстроить цели и способы их достижения.

Как развить воображение

Как и в случае с другими способностями человека, над воображением при его низком развитии стоит работать. Положительным моментом является то, что делать это могут одинаково успешно и взрослые, и дети. Правда, у ребят меньше различных запретов, ограничений и стереотипов при восприятии действительности, что позволяет им эффективно развивать и использовать свое воображение. Но при желании и постоянном выполнении некоторых упражнений взрослые тоже смогут пользоваться этой способностью по максимуму.

Способов, как развить воображение, довольно много. Желательно выбрать наиболее понравившийся и приступать к активным мыслительным действиям.

Словесные игры.

В играх хорошо развивать воображение у детей, так как у них это ведущая деятельность. Но и для взрослых есть интересные игры, которые позволят к тому же развить воображение:

  • Игра «Рассказчики или выдумщики». Суть игры заключается в том, что все рассказывают выдуманные истории, которые потом могут дополняться остальными или иллюстрироваться.
  • «Пантомима», «крокодил» или «придумывание загадок» также могут стать отличным времяпрепровождением. Здесь суть игры заключается в том, что нужно угадать объект по его описанию, показу или рисованию. То есть загадывающий должен представить себе основные характеристики объекта и донести их публике, а угадывающие на основе их представить этот объект.
  • «Ассоциации». Игра в ассоциации давно популярна среди взрослых и детей, но она также отлично развивает воображение. Придумывая ассоциацию к определенному слову, человек представляет себе объект и воображает какую-то связь с другим объектом. Важным моментом является то, что иногда самые непонятные другим связи необходимо объяснять. Вот тут человек еще и описывает свой процесс воображения другим.
  • Построение фантастических гипотез или сочинение сказок также позитивно влияет на развитие образного мышления. В таких играх участники должны придумывать некие фантастические предположения и развивать их. Например, игроку задают вопрос: «Что было бы, если бы в твою дверь постучался медведь и попросил его побрить?», а он должен на него ответить. Самые нелепые и интересные предположения заставляют мозг думать не в обычном стандартном направлении, а формировать новые мысленные образы и связи.

Чтение схем и карт.

Изучение реальных карт или схем «спрятанных пиратских сокровищ» позволят развить воображение как детям, так и взрослым. Нужно попытаться «путешествовать» по карте, вспоминая или представляя те места, в которых в мысленном путешествии происходит остановка. Детям можно брать какие-то простые и сказочные карты, а взрослым использовать реальную карту мира или других стран. Отличной идеей станет зарисовка небольшого наброска в очередном месте остановки и помещение его на карту.

Знания из геометрии.

Заядлым «технарям», не склонным к гуманитарным заданиям типа сочинительства, тоже можно придумать разнообразные способы развития воображения. Это могут быть довольно сложные задания по соединению точек несколькими линиями, убиранию спичек, рисованию фигур без отрыва карандаша от бумаги. Еще одним интересным методом, как развить воображение, в том числе и для детей, является использование разверток геометрических тел. По развертке нужно определить, какая объемная фигура получится при ее свертывании, и наоборот: по фигуре попробовать представить ее развертку.

Фиксирование окружающих событий.

Богатый жизненный опыт и широкий кругозор считаются помощниками для развития воображения. Чем больше есть образов и мыслей у человека, тем лучше развито его воображение. Чтобы эффективно этим пользоваться, желательно фиксировать новые знания, полученный опыт, любые наблюдения. Можно вести подобие дневника, можно зарисовывать воспринятую информацию, можно рассказывать или снимать на пленку свои наблюдения. Так у человека формируется огромная база самого разного образного материала, который может использоваться для воображения.

Искусство как средство развития воображения.

Чтение художественных книг способствует развитию воображения. Обычно люди с детства не любят читать огромные куски текста описательного характера, будь то описание природы, или его внешности, места действия. А именно представление таких описаний считается одним из самых лучших способов, развивающих воображение.

Просмотр кинофильмов не оставляет большого простора для воображения, но и кино можно использовать в развивающих целях. Например, можно остановить фильм на каком-то интересном моменте и представить, что будет дальше. Интересно получается, когда сюжет, возникший в голове у человека, намного интересней задумки режиссера.

То же можно сказать и о картинах. Глядя на полотно очередного модного художника и не читая его название, можно попытаться представить, что же изобразил импрессионист или типичный современный художник в своей картине. Если картина реалистична, можно попробовать представлять, что было до ситуации, запечатленной на картине, а что после.

Даже обычный просмотр фотографий в интернете или фотоальбоме друга может стать одним из способов, как развить воображение. Нужно представлять, какие люди на фотографиях в обычной жизни, сочинить им биографию, вообразить, какая профессия бы им подошла и т.д.

Чтобы развивать воображение, нужно дистанцироваться от представления, что взрослым это не нужно. Это очень важно для разрешения бытовых ситуаций и затруднений. Ведь когда-то кому-то надоело подметать и он придумал пылесос, другому надоело ходить пешком и он представил прообраз велосипеда. Иногда каждому необходимо побыть непосредственным, творческим и удивляющимся всему новому ребенком, чтобы сделать важное открытие.

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

— это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Воображение

Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа , средств и конечного результата предметной деятельности субъекта ;

3) в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта .

Важнейшее значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Воображение

Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1 ) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2 ) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3 ) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4 ) в создании образов, соответственных описанию объекта.

Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1 ) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2 ) воображение непроизвольное - проявляемое в сновидениях, в медитативных образах.

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1 ) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2 ) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3 ) заострение - подчеркивание некоих признаков;

4 ) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5 ) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются:

1 ) воображение пассивное;

2 ) воображение активное.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Когнитивный процесс.

Специфика.

Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области.

Генезис.

Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Виды:

Произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Воображение

   ВООБРАЖЕНИЕ (с. 123) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы ( , ). Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.

   Различают два вида воображения: пассивное и активное. Пас сивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отображено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир в активной творческой деятельности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

    ВООБРАЖЕНИЕ - способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… … Энциклопедия культурологии

    Воображение - Воображение ♦ Imagination Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… … Философский словарь Спонвиля

    ВООБРАЖЕНИЕ - ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… … Толковый словарь Ушакова

“Воображение – это колесо, посредством которого астрономы могут собирать звезды всех галактик. Эта творческая энергия идентична энергии света”. – Николо Тесла.

Я думаю, многие из нас задавались вопросом: что есть воображение? Однако вряд ли находили единый ответ, удовлетворяющий всех.

И всё же какую тайну скрывает за собой воображение: игру разума, внутреннее видение или и то и другое?

Есть ли сходство в мечтательности и фантазии?

Помогает воображение конкретному человеку в его жизни или создаёт значительные трудности?

Нужно ли развивать воображение или учиться его контролировать? Возможно, многие вопросы станут понятными после прочтения данной статьи.

Так или иначе, воображение подобно водной стихии, которая может в одно мгновение превратить штиль в девяти бальный шторм. И всего-то навсего для этого нужно дуновение шального ветерка мысли.

«Видел он немало, но уносило его ещё дальше, ему казалось, что за гребнями гор скрыты волшебные страны, полные удивительнейших существ. И многие годы спустя он избегал тех мест, сознавая, что мечта не выдержит столкновения с действительностью». Так ли это на самом деле, как это описывает Артур Кларк в книге «Свидание с Рамой »?

СУТЬ ВООБРАЖЕНИЯ

«То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». Блейк .

Как бы мы не рассматривали воображение, оно является областью, в которой вряд ли можно поставить точку, лишь многоточие…

«Воображение – это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни, действующее на веру, и обе они являются чертёжниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь ». – Е. П. Блаватская.

В этом смысле – это не что иное, как воодушевлённо-отражённый образ внутренней картины мира, естественно инспирируемый различными уровнями сознания человека.

Если же рассмотреть воображение, как качественный инструмент разворачивания определённого образа, то здесь представляется важным отметить его границы: от мечты, фантазии и грёз до сумасбродных начертаний на внутреннем мыслительном экране. И здесь воображение может принимать всевозможную искажённую и даже болезненную форму.

«Половина если не 2/3 наших болезней и недомоганий, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому - и природы доделает остальное». – Е. П. Блаватская.

И эти утверждения не плод воображения великого теософа, ибо находят подтверждения уже сегодня.

«Боязнь увечья, потери, болезни, неудачи и т.п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже «несчастным случаям». Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что в свою очередь нарушает координацию и дееспособность». – Доктор Поль Вайнцвайг.

Градации воображения не имеют чётких и установленных пределов, и могут варьировать в зависимости от индивидуальных талантов человека, так и его восприятия, а также способности мышления завершать, продуцировать или изменять действительность.

Приукрашивая что-либо, наделяя тот или иной объект определенными несуществующими или не совсем соответствующими качествами, мы выводим воображение на предполагаемые уровни иллюзорности и эфемерности, которые не способны стать реально воплощаемыми или осуществимыми.

А это уже не просто фантазии, а нечто другое – создание параллельной действительности, которая при определённых условиях может не только продолжать существовать, но и изменять наличествующую реальность.

ВООБРАЖАРИУМ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Такой инструмент, как контроль над производимыми мыслительными движениями очень важен и воистину значим в свете того факта, что строить заведомо ложное, никому ненужное и ветхое здание мыслеобраза дело не только бесполезное, но и вредное. Ибо, уводя нас с нужной тропинки исканий в заведомо глухой и непроходимый лес мечтательности, мы ослабляем не только , но и теряем эту силу незаметно и с подвохом.

Мечта уносит нас так далеко, как только возможно, постоянно видоизменяясь, преобразовываясь и не задерживаясь подолгу на одном объекте. Она рассеивает нашу устремлённость, распыляет осознанную концентрированность, выбивая с седла уверенности . Такая мечтательность есть пассивным, суррогатным воображением, так никогда и не реализуясь в конкретной жизни.

Но это не относится к детской мечте, ненавязчивой и глубокой, яркой и насыщенной, ибо это уже ви дение возможного и
действительного будущего. В детской мечте нет места воображению в его неукротимой и необузданной форме. Тут есть чистота мотива и ясное принятие, глубокое чувствование и непосредственное рассматривание.

Детская мечта это, поистине, воображение в его первозданном виде с неискажённым восприятием и отчётливым образом. Это простая истина в лёгкой дымчатой облачности детских представлений.

Мы сохраняем зачатки детского, творческого и живого воображения в скрываемых образах подсознательного и закромах неосознанного. И при наличествующих событиях и благоприятных факторах жизни эти образы могут развернуться с новой силой, необычайной яркостью и обогащенной значимостью. И тогда, детская фантазия и мечтательность перестанут быть ничего не значащими, а наоборот, окажутся фундаментом будущей творческой наполненности и осуществимости.

Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».

Данное подтверждение мы встречаем у русского философа Э. В. Ильенкова в его труде “Диалектическая логика”: «Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию».

Известный отечественный психолог Лев Семёнович Выготский считал, к примеру, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. С усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности.

Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности. «Кто одарён сильной фантазией и достаточно созерцает через неё, может скорее обходиться без действительности, а также без общества». А. Шопенгауэр. Новые паралипомены.

Духовная / эзотерическая наука также делает различие между воображением и фантазией: «В оккультизме не следует смешивать воображение с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествующих воплощениях, которая, как бы не была искажена низшим манасом (авт. - умом), всё же всегда основывается на истине ».- Е. П. Блаватская. Теософский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК СНОВИДЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

«Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!» – А. Шопенгауэр.

А теперь остановимся на той части воображения, которая затрагивает сон. И в данном случае идёт речь не только о физическом процессе, но и астрально-эмоциональном мире наваждения или иллюзии, в котором пребывает большая часть народонаселения планеты.

В рассмотрениисон – это состояние ночного отделения / отрешённое сознание / ночное сознание / ноуменальное состояние . В случае осознанных сновидений сон предстаёт перед нами, как свет ночного осознания .

Как может воображение живо и с мельчайшими деталями и подробностями воспроизводить то, чего ты никогда не делал?

Как утверждал великий математик и философ Пифагор : «Воображение – это не что иное, как память о предшествующих рождениях ».

Это высказывание имеет ныне множество подтверждений, благодаря трудам Майкла Ньютона («Предназначение души», «Путешествие души»), Яна Стивенсона и его последователя Джима Такера («Жизнь после жизни»), Джины Серминара («Обителей много») , 25 тысяч чтений Эдгара Кейси , а также 2500 свидетельств детей (от 5 до 8 лет), указавших точное место предыдущего рождения, имена близких и родных, а также другие подробности предыдущего воплощения.

Кроме того, многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений.

Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации - через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение. Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.

Как писал пресбитер Ориген : «У души нет ни начала, ни конца… Души приходят в этот мир, укреплённые победами или ослабленные поражениями предыдущих жизней…»

Воображение, усиленное внутренней потребностью в целостности, и снятию завесы, скрывающей действительный и неискаженный образ собственной индивидуальности - необходимое свойство, позволяющее и взрослым и детям обрести душевное равновесие и мощную поддержку.

Установив однажды контакт со своей незримой частью, мы совершаем процесс единения, называемый

«Причиной неспособности человека понять собственную природу, является его неумение уйти от самого себя, бесстрастно, так сказать, со стороны, оценить личные качества. В попытке проанализировать и изучить высшее, он должен использовать те самые способности, которыми его на протяжении веков учили пренебрегать, а именно, воображение и интуицию. Он похож на муху, ползающую по руке и убеждённую, что весь мир и есть эта рука». – Теогенезис. Древние Станцы Дзиан.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». – Альберт Эйнштейн.

Развитие воображения – как описывает его психология, есть «целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения».

Если же отстраниться от академической науки и пересмотреть все взгляды о мышлении, рассудке, ментальном программировании через закреплённые социальные образы и стереотипы, то представляется следующая картина.

Вначале ребёнка всячески втискивают в «рамки» и «нормы» взрослого мира потребления, а затем он уже сам, повзрослев, пытается возродить первичные способности через самовоспоминание, осознанные сновидения, интуицию и другие жизненные катализаторы.

«Идея вбивания ребёнка в шаблон, желанные родителям или учителю, есть варварское и невежественное суеверие. Это эгоистическая тирания над человеческой душой. Нужно помочь растущей душе раскрыть то, что в ней самой есть лучшее и сделать её совершеннее для ценного использования». – Шри Ауробиндо.

Выбор редакции
Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...

Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...

Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...
Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...
Расскажу вам историю про воробья. Один фермер искал себе работника. Проведал про то воробьишка, прилетел к нему наниматься.- Да что от...
Здравствуйте, мои дорогие читатели! А есть ли у вас любимые книги, которые читаются на одном дыхании? Такие, чтобы ни кушать, ни спать...
Европа и мир за ее пределамиС точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла...