Полабские славяне потомки. Полабские славяне. Появление славян в истории


Полабско-поморские (или балтийские) славяне, проживали некогда в северных частях современной центральной Европы - по южному берегу Балтийского моря и по рекам Лаба, Солава, Одра, Хобола, а также по низовьям Вислы. Здесь Вы можете найти редкие, подчас уникальные, и надеюсь, по-настоящему интересные, материалы об этих народах. Многие из представленных на сайте данных для кого-то могут оказаться настоящим откровением. Тем не менее, они абсолютно правдивы и верны. И мы видим одной из своих целей - чтобы Вы, сами лично, смогли в этом убедиться. Помимо всего прочего, на нашем ресурсе размещены сведения об очень близком родстве балтийских славян с русским народом, особенно с северными русскими. Для некоторых, это может показаться неожиданным, но, тем не менее, это также правда.


Кроме того, мы публикуем, видимо одними из первых, почти не изученные, но тем не менее, чрезвычайно красноречивые (даже в самом первом приближении) топонимистические (сравнивающие географические названия) аргументы близкого родства русских и балтийских славян. Совпадения между названиями полабско-поморских земель и России часто по-настоящему ошеломляют! Также на сайте представлены некоторые мысли и наблюдения о том, почему настолько яркие, важные и ключевые сведения о нашей с вами истории, в настоящее время столь катастрофически мало известны, причём не только массовой публике, но и «профессионалам». Хотя, в последние годы, наметилась тенденция распространения данной информации в самых широких кругах. Её уже невозможно просто отрицать или замалчивать. Что, конечно же, является очень отрадным. Предлагаем Вам познакомиться с этими данными. Очень может быть, что Вы узнаете что-то абсолютно новое для себя! Перед Вами то, что усилиями некоторых нечистоплотных и ангажированных историков прошлых времен, совершенно искусственно, держалось в тайне! Это наша древнейшая история!...


Балтийские, полабско-поморские славяне в древности и средневековье проживали в землях, расположенных по южному берегу Балтики - которые в настоящее время, поделены между Польшей и Германией. На иллюстрации пунктирной линией примерно обозначена область, которую населяли эти племена. А также указаны современные немецкие федеральные земли и польские воеводства, частично или полностью расположившиеся в их землях.

В своё время, славянские народы жили по всему южному берегу Балтики - примерно от современного немецкого города Киль и до самого устья реки Вислы. А также по берегам рек Одры (Водры, Одера) и Эльбы (Лабы) с их притоками - такими, как Заале (Солава), прее (Спрёва), Хафель (Хобола или Гавола), Икер (Укра), Нейсе (Ныса или Нижа), Пене (Пена) и т.д. Многочисленное славянское население, в эпоху раннего средневековья, также проживало в Скандинавии - и в Норвегии, и в Швеции, и в Дании. Составляя там, как минимум, очень существенную диаспору. Но центром их земель было именно южное побережье Балтийского моря.

Политически, поморские и полабские славяне представляли собой несколько довольно крупных военно-племенных союзов - ободритов, лютичей, лужичан и поморян. По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в их землях, некоторыми из них правили собственные короли (обладавшие всей полнотой власти и передающие её наследству правители - в отличие от «вождей», «князей» или «герцогов», которые обладали относительно ограниченной властью и получали её от королей, или императоров, либо избирались на время самим народом). Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Рюгена - Руяна.

Самым западным из этих союзов, был союз ободритов - в него входили племена самих ободритов, а также вагры, или варны, древане, линяне (или глиняне), смоляне и полабы. Их земли простиралась от современного Киля и Любека (Любицы) до Шверина (Зверина), Висмара и Ростока. Их столицами были Старигард (Ольденбург), Рерик и Велегард.

Валы Старигарда, столицы одного из ободритских племен, которое немцы называли «варны», «вагpы», видимо, на самом деле, просто, те самые «варяги». Ныне город называется Ольденбург, дословно «Старая крепость» - это название является немецкой калькой со славянского исходного варианта. Находится город на полуострове Вагрия, в земле Шлезвиг-Гольштейн. Это тот самый город, который был упомянут одним из известных немецких описателей поморских славян, Адамом Бременским, как столица вагров, «Альдинбург» (что дословно также означает «Старая крепость»).

Чуть восточнее и южнее от них проживали лютичи (они же вильцы). В состав их союза входили племена черезпенян, резан, долечан, редарей, и иногда спреван, стодорян, моричан и гаволян. Их земли располагались на территории от современных Ростока и Нойбранденбурга, до Одры, а на юге - до современного Берлина и Бранденбурга на Хафеле (Бранибора). Одной из столиц лютичей была знаменитейшая Ретра, она же Радегощь, или Радогощь, располагавшаяся в землях редарей, в районе Доленского озера (ныне Толлензе), в которой находился храм Радегаста.


«Аркона, Ретра, Винета». Средневековые немецкие источники сообщают, что Ретра была известнейшей и славнейшей крепостью в земле редарей. В ней находился храм Радегаста - одного из самых почитаемых славянских богов. Известно что от неё до Гамбурга было 3 дня пути. Крепость также называлась «Трёхрогий Радегаст». (Перевод названия упомянутого в немецком источнике. Исходный славянский вариант, скорее всего, выглядел как «Трёхрогая Радегощь».) Она носила такое имя из-за своих трёх башен. Ретра была типичной средневековой североевропейской деревянной крепостью. На рисунке видны два ряда стен на холме, на берегу озера, три башни и храм. По одной версии Ретра стояла на Замковой Горе около современной деревни Прильвиц (Prillwitz, славянское название Прилойце).

В XVII веке в этой деревне был найден клад, состоявший из множества литых статуэток, а также прочих предметов, видимо, культового назначения. Правда, чуть позже, все они были провозглашены некоторыми немецкими чиновниками «расследовавшими» обстоятельства находки «фальшивкой». В настоящее время, эти фигурки, до сих пор, официально числятся фальшивыми, хотя данный «вывод» очень жёстко критиковался некоторыми исследователями, ещё во времена того самого «расследования», приведшего к такого рода «выводу». По-настоящему научного исследования этих фигурок, включая радиоуглеродный анализ, никогда так и не было сделано. До настоящего времени, Замковая гора в Прильвице не сохранилась, она была срыта по приказу немецких властей. При этом, по другой версии Ретра находилась там же, недалеко от Прильвица, но чуть восточней - в местечке Фельдберг (Feldberg). На берегу озера Луцин (Лужино). Шухардт в своей книге упоминает оба варианта. Причем под Фельдбергом он обнаружил большое городище, описал и сфотографировал его валы, каменные основания стен, а также составил подробную схему.

Ещё южнее жили лужичане (они же, лужицкие сербы). В их союз входили племена лужичан, сербов, мильчан, нишан, гломачей, сусулей, плоней и жаровян, а иногда так же - и пограничные с лютичами спреване и гаволяне (хоболяне). Жили они к югу от современного Берлина, через Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны) и Эрфурт (Яроброд), до севера современной Баварии. На востоке лужичане занимали берега Одры и Нейсе (Нижы), гранича там со слензянами, бобрянами и любушанами - западными славянскими племенами, в последствии составившими население Герцогства Силезия. С юга лужицкие сербы граничили с чехами. Ещё одним союзом полабско-поморских славян были собственно поморяне, жившие в Поморье - от устья Одры и современного города Щецин до Гданьска, стоящего в устье Вислы. В их союз, помимо самих поморян, входили племена укрян, словинцев, волынян и пырычан. Их городами были Вольгаст (Вологощь), Колобжег (Колобрег), Бялогард (Белгард), Гданьск, Щецин (Штетыно), Старгард, Славно, Камень и знаменитейший Волин (во время землетрясения в начале XIV века ушедший, к сожалению, на дно моря). На границах их земель находилось и небольшое поселение Быдгощь, в последствии ставшее крупным и знаменитым городом. На юге поморяне граничили с польскими племенами, а позже и с польским королевством.

Особняком среди полабско-поморских славян стояли жители священного острова Руяны (современного Рюгена) - руяне (они же ране, ругии, рены, рутены, или, видимо, просто русы). Они не подчинялись никому и, подчас, сами диктовали свою волю окрестным племенам. Именно в их землях, на севере острова Рюген располагалась одна из самых главных славянских языческих святынь - крепость Аркона с храмом Свентовита.

Аркона . Видны остатки внешних валов древней славянской крепости. Значительная часть мелового мыса, на котором стоит крепость (включая внутренние валы, а также огороженную ими территорию) к сожалению, за прошедшие столетия, в результате оползней и землетрясений, обвалилась в воду. Только в XX веке было 2 серьезных оползня.

Там же, на острове находилась столица руян - город Кореница. Помимо этого острова, руяне владели также землями на материке - по соседству с Рюгеном, в том числе и землями племени хижан. Руянам, в частности, принадлежал, в своё время, город Штральзунд (Стрелово).

Соседние с полабскими и поморскими славянами, немцы, долгое время, со средневековья, называли их всех, обобщённо, «вендами». Это же слово, немцы и сейчас, иногда, используют в отношении потомков поморских и полабских славян. Его же, немцы применяли по отношению почти ко всем славянам центральной и западной Европы, включая племена жившие в Австрии, Баварии, а также к славянским народам Силезии, более того - они называли так иногда даже словаков. В общем, этим словом, немцы именовали всех соседних с ними славян, кроме, разве что, чехов и поляков. В средневековье, слово «венды» также использовали для обозначения западных и северных славян англичане, датчане, шведы, норвежцы и некоторые другие соседние с ними неславянские народы.

В настоящее время, из всех этих племён и народов, продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь горсточка лужицких сербов (в современной Германии) и остаток поморов - кашубы (в Польше). Все остальные их собратья за прошедшие века, к сожалению, либо онемечились, либо полонизировались. Однако, многие из них, пересилившись в своё время на территорию соответствующую нынешней северо-западной России, сыграли очень существенную роль в формировании современного русского народа.

Современные лужичане (или по-другому, сербы, лужицкие сербы) живут на востоке современной Германии в Лужице - небольшой области, которая осталась от их изначального ареала. Расположена она в землях «Саксония» и «Бранденбург», и «зажата» между Дрезденом и Берлином с одной стороны, и Польшей с другой. Сама эта область делится на Горную и Дольную Лужицы. Дольная находится в пределах совеременного «Бранденбурга», горная в пределах «Саксонии».

Лужичане уникальны тем, что это последние исконные жители Германии, которые всё ещё помнят, что они славяне. И, пусть на очень маленькой территории, но сохранили собственную самобытность и свою культуру. И это несмотря на века военно-политического господства немцев и на часто проводившуюся в отношение них политику ассимиляции. (Что немцы иногда пытались делать даже насильственно). Нынешние остатки лужицких сербов - это, фактически, последние жители наших исконных, некогда, чисто славянских, земель в центре Европы, которые до сих пор не согласились стать немцами. Хотя современные лужичане - это люди, которые очень сильно интегрированы в немецкий народ. Тем не менее, они помнят своё происхождение и гордятся им.

В VIII-XIII веках новой эры, в северных и восточных - ранее чисто славянских, землях современной Германии, а также на других, соседних территориях постоянно шли войны. Дело в том, что созданная на юге по новому, сначала просто западному христианскому, а потом и уже собственно католическому образцу, немецкая империя, военным образом пыталась закрепиться в славянских землях Полабья и Поморья. В общей сложности, местные славяне, сопротивлялись ей с оружием в руках, около 500-от лет! Видимо, это были самые длинные в истории человечества, с одной стороны, завоевание, а с другой, оборона какой-либо земли.

Начал попытки немецкого вторжения ещё Карл Великий, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена - как немецкие (такие, как саксы и тюринги), так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург. Карл заключил союз с ободритами, которые поначалу, сотрудничали с немецкой империей, надеясь на помощь в борьбе с лютичами. Карл, защищая их, действительно отправлял свои войска против лютичей. Он же впервые попытался захватить земли лужицких сербов. Началось это в конце VIII-ого века. Хотя войны, приграничные стычки и столкновения между полабскими племенами и немецкими раннегосударственными образованиями, конечно случались и до этого. Например, ещё в начале VII-ого века, а точнее, в 631 году, князь лужицких сербов Дерван разбил войска франкского короля Дагоберта. Но централизованная имперская политика по покорению и присоединению этих земель начинается именно с эпохи Карла. Интересно, что войско посланное им на завоевание лужичан было разбито немецким племенем саксов, которые, в то время сами, вместе со славянами, боролись против присоединения к империи Карла и против насильственного крещения.

Однако, в конце концов, все независимые немецкие племена в данном регионе оказались разбиты и порабощены. В том числе и саксы. По приказу Карла были вырублены их священные рощи. А сами они крещены западными священниками. Тоже самое произошло и с тюрингами. Таким образом, земли славян в данном регионе остались единственной не покорившейся территорией, единственной мишенью для организованного наступления молодой христианской немецкой империи. Которая стала вести с ними постоянные войны.

Поначалу они шли с переменным успехом. Немцы нападали и, если одерживали какую-то локальную победу в какой-то битве - объявляли какую-то землю покорённой, учреждали там свою особую административную имперскую единицу - «марку» (от слова «марк» - «знак»). Например, «Икер Марк» (Укрянская марка) или «Лаузицер Марк» (Лужицкая марка) «Мейсен Марк» (Мейсенская марка), Норд марк (Северная марка) Славен марк (Славянская марка) и т.д. Ну, а разных «Остмарк» или «Остермарк» (Восточных марок), а также всевозможных Ноймарк (Новых марок) в разных местах и в разное время, в славянских, в том числе, полабских и поморских землях, было основано довольно много. Некоторые из этих марок были довольно маленькими - не больше района (как Укрянская марка), некоторые довольно крупными (как марка, а позже маркграфство Бранденбург). Всего подобных областей, именовавшихся «марками» существовало (или существует до сих пор) несколько десятков. И кстати, даже сама будущая Австрия, хотя и чуть южнее интересующего нас района, но всё равно, на землях славян (хорутан-словенцев) в своё время, ещё при Карле Великом, была основана именно как «Остмарк» - «Восточная марка». Это была одна из первых «Восточных марок».

Немцы также обкладывали местных жителей «покорённых» областей налогом (данью). Кроме того, они обычно учреждали епископство, или другие церковные власти. Затем происходило славянское восстание, или приходили славянские отряды, и немцы из захваченного места изгонялись, а их гарнизоны и латинские проповедники уничтожались. Следовавшая за этим освобождением независимость могла длиться пятьдесят, семьдесят, сто, и даже больше, лет. Но, в конце концов, всё повторялось снова. Немцы, накопив силы, снова нападали. Бывало, что им опять, причём сразу, давали отпор, но если они захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять «основывали» на его месте какое-то немецкое поселение (например на месте Ратибора - «Ратцебург», на месте Дрежджан - «Дрезден», на месте Бранибора - «Бранденбург», на месте Липска - Лейпциг, на месте Любицы - «Любек»). Далее они опять «обзывали» округу «маркой такой-то», или «епископством таким-то» - учреждали центральную имперскую и церковную власть, и ставили там кирху. Таких примеров в истории войн за полабские земли очень много. Это повторялось везде - и у ободритов, и у лужицких сербов, и у руян, и у лютичей.


Некоторые немецкие города, марки и епископства, таким образом, на самом деле, были «основаны» в славянских землях по нескольку раз. При этом, в дальнейшем, уже в новое время, при написании немецкой истории, датой основания той или иной немецкой административной единицы в славянских землях, немецкими историками, нередко объявлялась именно первая сохранившаяся дата - когда немцам на некоторое время удалось закрепиться в какой-то области. Хотя, на самом деле, после этого, они могли несколько раз, и очень на долго терять контроль над данной территорией. Но немецкие хвалебные тексты, написанные в новые времена, часто этого не учитывают и не упоминают.

Славянские рати так же, поначалу, часто ходили в ответные походы на немцев. В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников. Например, один только город Гамбург, в ходе этих войн, был сожжён ободритами больше пятнадцати раз. В таком виде ситуация развивалась не одно столетие. Но, в конце концов, славянское вооруженное сопротивление постепенно угасает и, к тому же, видоизменяется, преобразуясь всего лишь во внутреимперские феодальные стычки между различными лендлордами, герцогами, маркграфами, князьями, епископами и прочими вассалами немецкого императора - когда существенная часть знати славян Поморья и Полабья принимает подданство немецкого императора, получает от него имперские титулы, и постепенно превращается в обыкновенную знать средневековой немецкой империи.

Дело в том, что немцы шли в эти земли всё таки с определённой, новой по тем временам политикой, стремясь создать там фактически провинции своей империи. Славяне же, несмотря на то, что они действовали в военном смысле подчас очень успешно, воевали по старинке, на уровне обычных для тех мест конфликтов и войн - за добычу или дань.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге - в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя (не даром же основатель немецкой империи Оттон I - во времена которого немцы тоже воевали в Поморье и Полабье, назвал своё государство «Священная Римская империя» и с этим названием, оно просуществовало около тысячи лет). Фактически, средневековые немцы, после принятия христианства, прямо рассматривали себя как продолжателей дела Рима. Славяне же воевали тогда на уровне межплеменных конфликтов - также, как воевали в течении предыдущих столетий, не имея объединяющей, направленной на расширение идеологии и не пользуясь богатым римским опытом в деле создания больших империй.

(вильцы, велеты) в центральных областях и бодричи (ободриты, ререги) на северо-западе .

Родственными им также являлись племена поморян , проживавшие по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , до реки Нотечи на юге.

Немцы вплоть до 19 века называли славян вендами .

История полабских или прибалтийских славян

Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей наоборот, княжеская власть была отменена, и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю.

Начиная с IX или даже VIII века н. э. их жизнь протекала в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения . Впервые попытку их завоевания предпринял Карл Великий . Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам германские племена были покорены и христианизированы, зачастую они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. С другой стороны, во время правления у франков Карла Великого ободриты воевали на его стороне против лютичей и саксов.

X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли полабских славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных.

В современной Германии присутствует большое количество славянских топонимов . Также от полабских славян сохранилось множество славянских фамилий . К примеру, славянскими по происхождению являются многие немецкие фамилии, оканчивающиеся на «-ow» («-ов»), например Бюлов, Вирхов, Дмитров, Грабов, Модров.

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»:
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград) . Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом. За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином . Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет:

«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Напишите отзыв о статье "Полабские славяне"

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук: журнал. - 1906. - Т. XI . - С. 1-190 .
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4. [Переизд.: Гильфердинг А. Ф. Когда Европа была нашей. История балтийских славян - М.: ЭКСМО, 2010. - 320 c. - Серия «Древняя Русь».]
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - Вып. V .
  • Иванова-Бучатская Ю. В.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-й части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. И. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Успенский Ф. И. «Первые славянские монархии на Северо-Западе» (СПб., 1872)
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки


Поморяне - это полабские славяне, Брежане, Поморяне, Кашубы, Кабатки, Лебские Словинцы, Руяне (Руги) - жители острова Руян-Рюген (былинный Буян) и южного побережья Балтики. Остров Руян известен нам из русских сказок как былинный остров Буян - “…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Поморяне, как славянский этнос, сформировались на территории Поморянии (немцы искажая славянское имя земли Поморяния говорят “Померания”), простирающейся от устья реки Висла на востоке и далее на запад за устье реки Водра (Одра), включая земли к югу от острова Руян-Рюген и сам остров, до прежних земель славян-Бодричей.

Сегодня поморянами-кашубами себя в Польше называет 500 тысяч человек (по данным газеты “Славяне”, Виктор Юнак, 1993 г.), сохранивших славянский язык поморян и католическую веру в условиях тотальной германизации.

Этноним “Кашубы” имеет древнее происхождение, в средневековье местопребывание кашубов простиралось на более западные районы Поморянии включая бассейн реки Парсенты у города Колобжег. В 13 веке Кашубией называли и западную Поморянию, а поморянские князья титуловали себя князьями Кашубии.

Возможно сами поморяне издревле себя именовали кашубами, весьма вероятно также, что кашубы - древнее название одного из племён поморян, имя которого распространилось и на другие племена поморян, как общий этноним, на раннем этапе их консолидации.

В 6-10 веках в Поморянии среди славян существовали многочисленные мелкие племена пыжичане, волиняне, выжичане, и др. Сохранение мелких племен было обусловлено свойством славян селиться и жить по берегам рек. А реки в основном в Поморянии мелкие и впадают в Балтийское море, что и определило сохранение мелких племен, не объединившиеся в большие племенные союзы в результате отсутствия надёжной взаимосвязи. Поселения поморян сосредотачивались главным образом в низменной прибрежной зоне, на урожайных почвах, местами чернозёмных.

Во второй половине 11 - начале 12 веков поморяне дошли до заболоченной широкой долины Нотеци. Но постепенно поморяне стали объединяться в более крупные племенные союзы, одно - это бассейны рек Реги и Парсенты - союз семи племён. Поселенческой единицей в нем были большие городища. Второй союз племён - между рек Вепжей и нижней Вислой, состоявшей из 8 племён, основной формой оборонительного поселения которых были небольшие городища. Поморяне не отличались от славянских жителей внутренних районов Польши по основным способам добывания пищи.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья - и овёс. В 7-8 веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина.

В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В 11-12 веках дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Наличие многих рек и озёр, близость моря, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с 6-7 веков поморяне занимались варением соли; около 1000-го года поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии.

Начиная с рубежа 8-9 веков специфика Поморянии благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши - солёная селёдка. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в 12 веке сеть торгов, которые устраивались, например в Щецине два раза в неделю.

В течение 9 века некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преобразовывались в регулярно, плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, заселенные ремесленниками, рыбаками и купцами. Население это было в своей основной массе свободное, отягощённое только данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое-где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой.

Некоторые территориальные союзы со временем приобрели более “городской”, чем “племенной”, характер (Волин, Щецин и др.). Это позволяет назвать политические союзы поморян в устье Одры (Водра) “городскими республиками”. Сопротивление поморян польскому государству Пястов можно объяснить наличием сильной власти их знати, занимавшейся торговлей и морским разбоем.

Польское государство образовалось на берегах реки Водра-Одра (от сл. “вода”) и её притоках, и поэтому польские князья были обеспокоены овладением устьем реки Водра. В силу географического положения молодого польского государства это имело существенное хозяйственное и политическое значение для получения надежного выхода к морю. Поэтому князь Мешко I в 972 году начал борьбу за овладение устьем Одры.

В 990-992 г. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского (Вендского) моря. Но уже в 30-е годы 11 века, в период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Болеслав Смелый утратил владычество над поморянами. Из-за сопротивления со стороны жителей поморянских городов, польские князья стали искать выход к морю в другом месте, для этого был увеличена территория Гданьска в районе устья Вислы в конце 10 века.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в 12 веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В 12 веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

Заселение земель Северной (Новгородской) Руси славянами шло, не как историки полагали раньше - из нижнего Поднепровья, а из западных славянских земель, с южного берега Балтийского моря: из земель поморян - Поморянии, и из земель ободритов - Вендланда (земли Венедов).

С южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: кривичи, основавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, основавшие Новгород (как продолжение Старгорода-Ольденбурга) и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Словинцы-словене, расселившиеся на Руси Северной, известны как словене ильменские. Они и принесли с собой из Поморянии систему народовластия - народное вече (Вече Новгородское) и систему городской республики. В то время Новгородские Земли викинги-скандинавы называли страной городов - Градарика. Радимичи и вятичи, по археологическим и иным данным, “пришли от ляхов”. Как ныне установлено, многие племена славян не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее к 8-му веку, заселив бассейн рек озера Ильмень и Поднепровье.

Балтийская Поморяния представляла собой союз аристократических республик славян. Основой языческой народной религии полабских славян была вера в главного небесного бога - Владыку Мира, а также других богов - его детей и внуков. Византийский историк Прокопий писал в 6 веке о славянских верованиях: “Славяне признают одного Бога, создателя молний, единым господом всего и приносят ему в жертву быков и всякие дары… Они покланяются так же рекам и нимфам и некоторым другим божествам…”.

Богам посвящались храмы и рощи. Старший из богов-детей Владыки Мира звался Святовит. Святовит изображался с тремя головами - Триглав. Существовал также бог ада - Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще - городе ротарей. Яровиту был посвящён храм в Велегоще. Все эти божества были общими для большинства славянских племён.

Кроме них существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена, роды и семьи. В сложном ареопаге богов балтийских славян значились Сварог, Даждьбог - сын Сварогов, Стрибог, Жива, Радигост, Яровит, Тряс, Руевит, Морена, Рановит, Прано - Перун, Чернобог, Белбог. Однако верховным божеством всех славянских племён считался Световит (Святовит - “Святой Свет” или “Святой Светлый”).

Великолепный храм Световита находился на острове Руяне (Рюгене) в городе Аркона. Святовит представлял из себя изваяние идола больше человеческого роста с четырьмя головами.

На побережье, в городах Щецин и Волине, стояли Триглавы - идолы о трёх головах, был идол и пятиглавый. В дальнейшем, с усилением германо-скандинавской экспансии, Свеятовит стал главным богом войны, мифологическим символом сопротивления - с кубком и охотничьим луком в руках и более поздним седлом, уздою и боевым мечом подле.

Кроме каменного четырёхликого Збручского идола, были также и многоглавые боги у славян, живших на острове Руян (Рюген) и на балтийском побережье. Световит в граде Аркона - это большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырмя головами. В другом граде Руяна - Коренице - было 3 храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Руневита, о семи лицах, семь мечей в ножнах было привязано у него на боку на одном поясе. В другом храме находился идол Поревита о пяти голов, и в третьем - идол Поренута о четырёх лицах, а пятое лицо было на груди.

Важнейшим в Поморянии был Триглав, истуканы которого находились в Щецине, Волине и других местах. В Браниборе (Бранденбурге) тоже был трёхглавый идол. Это всё показывает насколько древнеславянская религия была близка религии ариев, переселившихся из европейской России в Индию. Этноним арии многие тысячелетия назад означал “ПАХАРИ”, а затем стал именем господствующего народа Индии. Слово АРИИ-пахари имеет схожий смысл и у всех балто-славянских народов: по-литовски пахать - arti, ariu, пахарь - arijas, латышское art, ar’u, сербохорватское - орати, польское - orac, чешское - orati, старорусское - орати, в современном русском языке есть выражение “перекуём мечи на орало”, орудие землепашества, и т. д. В Индии же слово aryia приобрело значение благородный, верный.

В 9 веке в Поморянии существовали крупные укреплённые поселения (Щецин, Волин, Колобжег) с густой регулярной застройкой, как центры политических объединений. Была развита торгово-ремесленная деятельность, а имя острова Узедом говорит о том, что поморяне активно освоили Балтийское - Вендское море в своих мореплаваниях и приплывая говорили УЖЕ ДОМ.

С 10 века существовало политическое объединение с центром в граде Волин, жители которого именуются Волыняне. В 1046 г. к императору Генриху III прибыл вместе с правителями Польши - князем Казимиром и Чехии - князем Бржетиславом, князь Поморянии Земузил. Предполагается, что славян-поморян и их землю - Поморяния - так назвали южные их соседи славяне Польши, это имя восприняли и сами поморяне, при этом сохраняя и другой этноним - кашубы.

В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу, к 20-м годам 12 века в состав Поморянии вошли обширные славянские земли лютичей за Одрой (Водра). Воля князя была непреклонна для всех поморян, когда князь поморян зимой 1107-1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, то польский князь после этого смог в течение 5 недель присоединить почти всё княжество - Поморянию - без единого сражения.

В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

В 40-60-х годах 12 века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Жители Волина говорили, что примут христианство, если это сделает Щецин. Щецин же представлял и интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр - град, с окружавшей его территорией, на которой располагались другие, более мелкие грады. Верховный орган - Народное собрание ВЕЧЕ - собиралось в граде, но в нем участвовало и славянское население из сельской округи града. Так, для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный - язычники из деревень и градов.

В 12 веке у поморян сложилась своя знать из людей имеющих свои дружины, владеющих кораблями, на которых они занимались торговлей и пиратством, имевших богатые поместья, где трудились пленные и должники. Знать составляла особый орган - совет, на котором она одни вопросы решала, а другие предварительно обсуждала, прежде чем выносить их на вече.

Жрецы входили в состав совета даже тогда, когда обсуждался вопрос о смене религии. В Щецине языческие храмы были местом, где знать устраивала свои пиры, здесь вельможи пили из кубков, хранившихся в храмовой казне. Жрецы становились членами знатных родов, что обеспечивало единство интересов знати и жречества. Здесь культ главного божества - покровителя земли - занимал центральное место в общественной жизни. В храмах хранилась казна, состоявшая из приношений и военной добычи и являвшаяся общим достоянием.

Общество поморян можно охарактеризовать, как “городская республика”, но всё же ВЕЧЕ оставалось верховным органом у поморян. Вече созывалось стихийно, и его решения выполнялись всеми. И в 1126 году, во время эпидемии, и в 1128 году в Вологощи, где жители постановили сохранить язычество, хотя знать дало согласие на введение христианства. Знать не обладала достаточной военной силой, чтобы подчинить участников вече своей воле, когда участвовать в вече могло всё свободное население города и округи.

Княжество поморян - Поморяния - представляло собой федерацию земель - мелких княжеств, каждое из которых не превышало размеров, необходимых для участия в деятельности вече всего населения. Верховный князь поморян имел в своём распоряжении значительную дружину: в 1124 году князь Вартислав встретил миссионеров в сопровождении нескольких сотен воинов, о чём писали мессионеры.

В граде Камень находился княжеский центр, там постоянно проживала жена князя и его наложницы, принимали крещение дружинники, там же находились княжеские владения и их управляющие. Хотя в Камне существовало вече, руководила им княжеская власть: решение о принятии нового культа было принято здесь по предложению жены князя, ещё до приезда миссионеров.

Подобный центр князя был и в Узнаме (Узедом). Князь выступал, как военный предводитель и верховный глава Поморянии в сношениях с соседними славянскими государствами: его “поцелуй мира” с Болеславом Кривоустым скрепил мирный договор между Польшей и Поморянией. В княжеских дворах поморяне, совершившие проступки, могли найти убежище от своих преследователей. Эти функции князь мог выполнять лишь постольку, поскольку его политика совпадала с интересами знати.

В 1124 году, во время первой поездки Оттона Бамбергского в Поморянию, князь поддержал христианскую миссию, но главные грады поморян Щецин и Волин отказались принять новую религию. Князь оказался не в состоянии даже обеспечить безопасность миссионеров, разместившихся на княжеских дворах, а не то что повлиять на решения народных собраний в наиболее крупных градах. В 1128 году, во время войны Щецина с князем Вартиславом, войска Щецина разорили владения князя. Верховный князь поморян был лишь военным, и в какой-то мере политическим, главой федерации в Поморянии, но отнюдь не её правителем. Структура общества поморян принципиально сходна с политическим устройством шведских земель в 9-11 веках.

Иным было положение на землях к западу от реки Водра (Одра), земель славян-лютичей: черезпенян, долензян, редарей, поскольку здесь власть князя была сильнее, так как эти земли были присоединены в результате военной экспансии, которой руководила княжеская власть. Вопрос о принятии христианства на новых землях решался на общем собрании знати (бывших лютичей) и наместников градов, созванном князем в его владении - Узноиме (Узедоме). Вече Вологощи, крупного града, постановило сохранить язычество и не впускать к себе христианских миссионеров, однако пришлось изменить решение, когда к городу подступил князь с воинами.

В 50-60-х годах 12 века Ратибор, брат Вартислава, и его преемники пожаловали первым в Поморянии монастырям в Столпе и Гробе небольшие земельные владения, доходы от различных проезжих пошлин и пошлин с торгов корчем, соляных варниц, а также права на ловлю рыбы в разных частях Поморянии. Папская булла 1140 г. епископству Поморянии подтверждала его права на имущество и доходы. В Поморянии важнейшим источником доходов господствующего класса была централизованная эксплуатация свободного славянского населения. Новшеством во второй половине 12 века стало право князей чеканить монету.

Именовался официально князь поморянии, как князь поморян и лютичей, а в княжеских грамотах 13 века Поморяния обозначается как СЛАВИЯ, это свидетельствует об консолидации поморян и лютичей на основе признания общеславянского происхождения и необходимости противопоставить Поморянию, как особое славянское государство, соседним княжествам, подвергнувшимся скандинаво-немецкой экспансии.

В выписке из грамоты 1159 года о доходах князя Ратибора в Поморянии и его супруги Прибыславы говорится о землях, подвластных князю: “В области Ванцлавской деревня Гробно, крепость Узноима, крепость Щецина; на реке Одра деревня Челехова, крепость Выдухов, реки Текменица и Кременица, деревня Дожбьягора; область Словинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежская область: деревни Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград”.

В 1168 году датский король Вальдемар I, получивший имя в честь своего прадеда Владимира Мономаха, и совершивший около двадцати походов на балтийских славян, ворвался в крепость славянского острова Руяна (Рюген) город Аркону, разрушил храм - святилище славянского бога Святовита, уничтожил его статую. Позже на остров Руян пришли шведы, за ними немцы. В 1177 г. датчане и саксонцы подчиняют земли славян Поморянии.

Но всё таки дошли и до наших дней отголоски прежнего славяноязычия местного населения острова Руян-Рюген, следы древних верований, обожествлявших природу. Например, у мыса Герген (Горный) стоит огромный гранитный утёс Buskahm - Божий Камень, есть урочище Swantegara- Святая Гора, в устье реки Дивеновы деревня Swantust - Святое Устье; и сегодня на Рюгене-Руяне в названиях местечек звучат славянские понятия - Позериц - Поозёриц, Густов, Мёдов… - всё это говорит, что местное население постепенно становилось немецкоязычным, сохраняя прежние родные названия, а если бы была полная смена населения, то и прежних названий не сохранилось - некому было бы помнить о них.

Память о славянском характере острова Руян-Рюген-Буян и былой гегемонии славян в Балтийском-Вендском море сохранилась и в сказаниях славян, переселившихся на Русь Новгородско-Киевскую, и каждый русский помнит слова А.С.Пушкина: “И лежит нам путь далёк, мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Остров Руян (Рюген) занимает площадь почти в 1000 квадратных километров, его меловые скалы глядят в море, всё его побережье изрезано глубокими и укромными заливами и бухточками, в которых так удобно было прятаться ладьям славян-варягов.

Само слово “варяг” означало “солевар” от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка - варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а в последствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова “варяг” - от значения на санскрите слова вода - “вар”. В этом случае “варяги” означает людей, живущих у воды, поморов. Одно не противоречит другому, поскольку понятие “варить” - кипятить в воде, и само слово “вар” - вода, слова одного корня.

Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии, в дальнейшем сплочённые варяги включились в борьбу за гегемонию на землях восточных славян.

Варяги-славяне нередко имели смешанные морские дружины с викингами-скандинавами и совершали совместные дальние морские походы в Британию, Францию, арабскую Испанию и иные земли. То же самое часто происходило и в землях Новгородско-Киевской Руси, где варяги и викинги организовывали совместные походы на Царьград и составляли военную элиту княжеской дружины.

Пока в Польше существует славянский этнос КАШУБЫ-Поморяне, никто не может предьявить Польше претензии на часть этой славянской земли - Поморянии. Но опастность есть, в конституции Германии существует 116-я статья, по которой предпологается присоединить к Германии славянские земли: Поморяния, Силезия и Прусия, как это уже произошло 3 октября 1990 года с землёй лужицких сербов-лужичан Лужицей (Лаузиц). Славянскую землю - Лужицу - не признают как территорию, имеющую право на сохранение целостности, хотя бы в составе одной из земель ФРГ. Ведь Лужица была включена в состав Германии, как Лужицкая марка. Так, чтобы можно было сказать журналистке E.Wiibe с радиостанции “Немецкая Волна” (DW), что “лужичане имеют свою государственность и административную единицу в составе Германии”.

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Пола́бы , полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany , польск. Słowianie połabscy , кашубск. Pòłabsczi Słowiónie ) - большая группа западнославянских племён, по распространенной теории, населявшая приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии . Занимали эти славяне обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане , лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, ререги ). Родственными им также являлись племена поморян , проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , а на юге, по реке Нотечи, граничавших с польскими племенами. Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.

История полабских или прибалтийских славян

Полабские или прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи (ободриты, ререги ) на северо-западе, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях, лужицкие сербы (сербы, лужичане) на юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками , поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю. Много, однако, есть и сходного в истории полабских славян.

Начиная с IX и, даже VIII века н. э. их жизнь протекла в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий , который пытался объединить под властью своей империи все соседние с ней племена, как немецкие по этнической принадлежности, так и другие - в частности славянские. Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам, германские племена были покорены и христианизированы, зачастую, они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. Но, постепенно, по мере покорения и христианизации собственно немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления немецкой империи, поощряемого и инициируемого Римской католической церковью. X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли П. славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных. Дания долгое время, до короля Вальдемара I, платила дань городу Арконе - столице племени руян , входившего в состав союза ободритов . Но король Вальдемар I Великий в конце-концов уничтожил Аркону. Ирония заключается в том, что Вальдемар по матери был правнуком Владимира Мономаха , в честь которого и получил своё имя. В конце концов, приблизительно к XII-XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи и принимают христианство по римскому образцу.

После этого, начинается постепенный процесс онемечивания местного населения, который продлился несколько веков. Ему подверглись огромные массы людей. Онемечивание происходило несколькими путями, в том числе, посредством притока на земли П. славян немецких переселенцев, благодаря законодательному укоренению немецкого языка, присвоению славянам немецких или «немецкообразных» фамилий, межэтническим бракам, влиянию церкви и т. д.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане .

Остальные полабские славяне хотя и онемечились, но не бесследно. От них современной Германии досталось огромное количество топографических названий (смотри - Славянская топонимика Германии). Кроме этого, постепенно онемечившись, полабские славяне передали современным немцам массу славянских по происхождению фамилий (смотри - Славянские по происхождению фамилии современных немцев).

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ , он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич .»
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук : журнал. - 1906. - Т. XI. - С. 1-190.
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4.
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - В. V.
  • Иванова-Бучатская Ю. В. PLATTES LAND: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб. : Наука, 2006.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-ой части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. Н. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки

Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега Цветков Сергей Эдуардович

Полабские, поморские и висленские славяне (лехиты)

Полабские, поморские и висленские славяне (лехиты)

На севере и северо-западе славянские племена, принадлежавшие к лехитской ветви, в VI–VII вв. придвинулись к Балтийскому морю, заняв прибрежные земли в нижнем течении Вислы, Одера и Эльбы. Остатки местного венетского населения, оказавшись в славянской среде, быстро слились с нею.

Германские поселения на Эльбе еще в V в. были полностью покинуты их жителями, ушедшими на запад, поэтому славяногерманского слияния в этом районе не произошло. Но, двигаясь вверх по Эльбе, славянские переселенцы густо заселили южно-датские (шлезвиг-гольштейнские) земли, оставив следы в тамошней топонимике и антропологическом облике местного населения.

На этих территориях возникло несколько славянских племенных объединений. Наиболее мощными среди них были союзы ободритов и вильцев (лютичей), каждый из которых, согласно Баварскому географу (середина IX в.), состоял из четырех племен. Союз вильцев-лютичей образовали кессины, жиржипане, толленсы (от озера Толлен) и редарии; в ободритский племенной союз входили вагры, полабы, собственно ободриты и варны (по названию реки Варнов). Каждое из этих племен управлялось своими вождями, имело своих богов и городища. В середине IX в. у вильцев насчитывалось 100 городищ, столько же имелось у ободритов. Скандинавы восхищенно называли славянское Поморье «Гарды», «Гардарики», то есть «страна городов». Так, «Сага об Инглингах» повествует о поездке бога Одина из легендарного Асгарда «сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов» (современная Саксония). Позднее название «Гарды» будет перенесено на Русскую землю.

По сведениям авторов VIII–IX вв., ободриты селились на землях нынешнего Восточного Гольштейна и Западного Мекленбурга, между реками Эльбой, Травной, Варной и Балтийским морем, являясь, таким образом, самой западной группой славян. Первое письменное упоминание о них содержится во «Франкских анналах» под 789 г. Власть ободритского князя распространялась на племена древан, линонов (глинян?) и смельдингов (смолинцев?), которые, правда, отложились от ободритов уже в 808 г. Политическим центром племенного союза ободритов был обширный и хорошо укрепленный город, возникший, как предполагается, не позже VII в. Его славянское название было Велиград («великий, большой, главный город»); саксы называли его «Михеленбург», в хронике Адама Бременского говорится о «Магнополисе» - в обоих случаях сохранено значение славянского названия. Позже в устье Одера возник знаменитый город Волин - крупнейший торговый центр Северной Европы.

На северо-запад от ободритов, на большом острове Ране (иначе Руе, Руяне, ныне Рюген), близ берегов Дании, обитали ране (руяне, руги). По сведениям немецких хронистов, они почитались главным, старшим племенем среди всех балтийских славян.

Вильцами (иначе велетами, а позже лютичами) раннесредневековые писатели называли соседствовавшую с ободритами обширную полабскую группу славянских племен, занявших земли между устьем Хафеля, Эльбой (Лабой) и Балтийским морем. Этноним «вильцы» имеет, вероятно, тотемное происхождение - от славянского слова vilci - «волки». Вильцам подчинялись слензяне, дедошане, гаволяне и некоторые другие племена. Самым известным городом вильцев была Ретра, где находилось общеплеменное языческое святилище Радогоста. Местные жрецы руководили всем племенным союзом вильцев, который никогда не знал сильной княжеской власти. В бою вильцы славились своей свирепостью, лютостью.

Междуречье среднего течения Одера и Вислы заняли поляне. Баварский географ насчитал в их землях «400 градов» (племенных и родовых городищ). Поляне создали свой племенной союз, в который входили гопляне (близ озера Гопло в Куявии), ленцицане (окрестности Ленчицы), сарадзане (окрестности Сарадза). В будущем ему было суждено составить ядро Польского государства.

Полабские славяне в VIII–X вв.

Севернее полян, на балтийском побережье между Вислой и Одером, жили поморяне. В союз поморян входили и кашубы - балтское племя, обитавшее на Кашубской возвышенности.

Все эти племенные объединения не обнаруживали никакой тяги к политическому сближению и зачастую жестоко враждовали друг с другом, как, например, ободриты и вильцы. Некоторое подобие единства наблюдалось только внутри племенных союзов, но и там племенные различия закреплялись особыми обычаями и религиозными культами, существовавшими у каждого из входивших в состав союза родов и племен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Славяне в 550-е гг Осенью 551 г. последние отряды мощного словенского нашествия покинули пределы Империи Ромеев. Главным результатом событий для словен, помимо демонстрации силы и богатой добычи, стал оформленный союз с гепидами, которые за долю в добыче согласились

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

СЛАВЯНЕ В прошлых главах в центре нашего внимания находилось Причерноморье. Но не только из-за важности этого региона. А еще и из-за того, что он был связан со Средиземноморьем, и о нем сохранилось больше всего информации в иностранных источниках. Вроде пятна света под

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Славяне В настоящее время существуют две версии происхождения этого слова - либо от «славы», либо от «слова».«Слава»: славяне народ славы, славный. Византийцы и римляне называли их склавинами, склавами. Появление буквы «к» объясняют тем, что в греческом правописании в их

Из книги Хан Рюрик: начальная история Руси автора Пензев Константин Александрович

Рим и славяне Норманнист норманнисту глаз не выклюет. Это давно известно. Однако градус норманнического видения у того или иного историка может быть различным. Есть норманнисты, что называется «радикальные», которые утверждают, что славяне были завоеваны скандинавами, а

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

СЛАВЯНЕ Откуда производят Славяне это нарицательное имя своё - от «слова» или от «славы»? Стыдно вспомнить, что некоторые из наших отечественных историков колеблются в произведении этого имени от славы, выставляя как-то нерешительно и слово, и славу корнем ему. Имена лиц,

Из книги Декабристы. Беспредел по-русски автора Щербаков Алексей Юрьевич

2. Гей, славяне Речь идет о так называемом Обществе соединенных славян. Эта организация, созданная братьями Андреем и Петром Борисовыми и Юлианом Люблинским, возникла на Украине в 1823 году. На первый взгляд, довольно-таки «травоядная» тусовка, провозглашавшая уже знакомые

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Поморские славяне в «эпоху викингов» Первыми о наступлении этой эпохи узнали монахи из обители Святого Кутберта на острове Линдисфарн, близ нортумбрийского побережья (Северо-Восточная Англия). В один из июньский дней 793 г. к острову пристало несколько ладей, на носу

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Славяне Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

5. Славяне Славяне и их соседи. Пятнадцать столетий назад славянские племена занимали земли на берегах Балтийского моря, по Днепру и по Дунаю, и в верховьях Оки и Волги. Впоследствии славяне, жившие в Восточной Европе, образовали три больших народа - русских, украинцев,

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Славяне Время появления славян в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье ученые относят к VII – VIII вв. Основная масса полоцко-смоленских курганов датируется VII – IX вв. Древнейшими погребальными памятниками кривичей являются длинные курганы. Это невысокие

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Славяне В I тыс. н. э. на историческую арену стремительно выходят славяне - одна из основных ветвей древнеевропейского населения. Об их происхождении и местах изначального проживания существует несколько версий. Первая из них - дунайская - была выдвинута еще Нестором

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Русско-поморские судовые термины "Проследите терминологию морских и судовых слов, употребляемые нашими плавателями, - писал П. Богославский, - вслушайтесь в этот язык, и вы найдете еще уцелевшие, свежие остатки старины.<…>Слова, относящиеся к оснащению и вооружению

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Славяне Сравнение языков, древних верований и обычаев европейских и некоторых азиатских народов показало, что славяне принадлежат к большой семье племен, которые ведут начало от одного праотца-народа – арийцев, в незапамятные времена живших в Азии, на Иранской

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

В) Полабско-поморские славяне Бодричи. Лужичане. Лютичи. ПоморянеК полабско-поморским славянам относятся западные славянские племена, которые проживали на территории между реками Лаба (Эльба) – «Белая река» (белая – в значении красивая) – и ее притоками Салой (Зааном)

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Славяне Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару

Выбор редакции
Здравствуйте, мои дорогие читатели! А есть ли у вас любимые книги, которые читаются на одном дыхании? Такие, чтобы ни кушать, ни спать...

Европа и мир за ее пределамиС точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла...

Наш каталог образцов документов, формы контрактов и должностных инструкций собран в этом разделе ДОГОВОР НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА...

Тема: Человек, время, история в поэме «По праву памяти» Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ­кого; определить жанровые...
В XIX веке была обнародована легенда о некоем тайном обществе "Девять неизвестных". По этой легенде, ~2300 лет назад, в III в. до н.э....
Веселое стихотворение о необычном дереве, на котором растут чулки да башмачки. Каждый ребенок может сорвать себе обувку по вкусу – хоть...
Основные события жизни: 1802 г. - поступил в Казанскую гимназию.1807 г. - переведен в студенты университета.1816 г. - Н.И. Лобачевский в...
КОНСПЕКТ открытого урока по русскому языку Тема: «Способ проверки парных согласных на конце слова.» Учитель: Белкина Галина...
Тема урока: Профессии. Цель урока: Создание условий для успешного формирования навыков чтения, введение новой лексики по теме...