Летучий голландец и другие корабли-призраки. Летучий голландец Летучий голландец характеристики


Который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.

Происхождение

Легенда гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

Другие версии легенды

  • Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу , если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Однако, в договоре он не уточнил, что сделать это нужно только один раз, и потому он был обречён на вечные скитания.
  • Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!»
  • Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
  • Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда , играя в кости с дьяволом на собственную душу.
  • Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята. [ ]

Возможное объяснение

Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы , так как мираж всегда виден над поверхностью воды.

Также возможно, что светящийся ореол - это огни святого Эльма . Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности - и на спасение.

Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка . Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу .

В искусстве

В художественной литературе легенда была представлена во множестве вариаций. В 1839 году вышел роман английского писателя Фредерика Марриета «Корабль-призрак» , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля. Летучему Голландцу посвящено стихотворение Николая Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV, опубликованное в 1909 году. Летучий Голландец упоминается в рассказе Александра Грина «Капитан Дюк».

В фильме Пираты Карибского Моря: Сундук Мертвеца используется образ «Летучего Голландца».

Одна из версий легенды в литературной обработке приведена в романе Леонида Платова «Секретный фарватер» , в котором «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Анатолий Кудрявицкий в романе «Летучий Голландец» (2012) представил собственную версию легенды, по которой капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достаётся последней, на чём и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах XX века. Английский писатель Брайан Джейкс написал серию детективно-приключенческих книг про мальчика Бена и его собаку, спасшихся с Летучего Голландца.

К этой теме не раз обращались и музыканты. Уже в январе 1827 года в театре Адельфи состоялась премьера оперы Джорджа Родуэлла (англ.) русск. «Летучий Голландец, или Корабль-призрак» (англ. The Flying Dutchman, or The Phantom Ship ) , а в 1843 году в Дрездене увидела свет одна из первых опер Рихарда Вагнера - «Летучий голландец », на написание которой композитора вдохновил шторм, в который они с женой попали во время поездки в Англию.

В конце XX - начале XXI века тема Летучего Голландца неоднократно использовалась в массовой музыкальной культуре. Она звучала в композициях:

  • группы Rammstein в композиции «Seemann» (альбом «Herzeleid »)
  • рок-группы «Машина времени » («Летучий голландец», 1976; альбом «Неизданное I »)
  • группы «Карнавал »
  • рок-группы «Наутилус Помпилиус » («Летучий фрегат»; альбом «Переезд»)
  • рок-группы «Отражение » («На борту „Летучего Голландца“», магнитоальбом «Чёрная тень»)
  • группы Carach Angren (альбом Death Came Through A Phantom Ship - «Кораблём-призраком прибыла смерть»)
  • хоррор-панк-группы Король и Шут - «Хороший пират - мертвый пират»
  • рок-барда

Происхождение

В искусстве

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX -XX веков .

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла () (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец » - одна из первых опер Рихарда Вагнера , увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ. ) (1839) - роман английского писателя Фредерика Марриета , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter ) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых - он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца » (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света » (2007) - вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс , персонаж другой морской легенды - про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны ».
  • Композиция «Seemann » немецкой рок-группы «Rammstein » рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» - московская рок-группа 1992-1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» - песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени » с альбома «Неизданное I », вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм - Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) - музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» - песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец » - фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» - корабль-призрак в манге и аниме «One Piece ». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) - книга канадского писателя Эрика Маккормака .
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина .
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Легенды о «Летучем голландце»

Самым известным кораблем-призраком издавна считается упоминаемый во многих преданиях «Летучий голландец». Существуют много вариантов легенды.

В голландском варианте, капитан Ван Стратен был упрямый человек, поклявшимся во что бы то ни стало проплыть вдоль мыса Бурь, который известен теперь под названием мыс Доброй Надежды. Судно затонуло, но с тех пор команда корабля из мертвецов вместе с призрачным капитаном обречена на вечное скитание по волнам.

Больше того, согласно легенде, призрак «Летучего голландца» предвещает гибель для любого судна или части его экипажа. Поэтому моряки боятся его как огня, всякий раз впадая в панику при виде этого таинственного судна. А появиться «Голландец» может в любом облике - то появится в виде облака на горизонте, то пройдет мимо идущего корабля почти как настоящий парусник.

В исторических материалах и старинных журналах Антверпенской купеческой корабельной верфи написано, что в мае 1673 г. на воду спустили парусник класса каравелла, названный именно такое - «Летучий голландец». Деньги на его постройку предоставил один из самых богатых купцов вольного торгового города господин Иоанн фон дер Фальк. У герра Фалька уже было несколько кораблей для путешествий и торговых операций, но новый парусник превосходил любое из них, в том числе скоростью, легкостью хода и великолепной оснасткой. Именно за быстроту и получило судно свое имя.

Под стать паруснику была и команда - ее для нового корабля подбирали в особенности придирчиво. А капитаном стал прославленный морской волк Ян Ван дер Стратен. За плечами у него было немало трудных миль, и, как бы тяжело ни приходилось, как бы ни пенились волны, какой бы шторм ни трепал паруса, капитан Стратен всегда уверенно вел судно. Тем и был знаменит, что, пока стоял у штурвала, ни один его корабль не погиб и даже не был выброшен на мель.

Говорили, правда, что новый капитан не только искусен в морском деле, но и дьявольски горд. Впрочем, Стратен не без оснований считал, что вряд ли можно отыскать среди мореходов равного ему по мастерству и отваге. При этом не верил он ни в Бога, ни в черта, не боялся их поминать всуе, не скупясь на проклятия ленивым и непокорным матросам.

Первые два рейса «Летучего голландца» прошли благополучно: он сходил в Вест-Индию за грузом драгоценного дерева и удивительных тканей. Удачным было и второе плавание.

1675 год, июнь – «Летучий голландец» вышел в свое третье путешествие: обогнув мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки и зайдя по пути в несколько торговых портов, судно должно было забрать из Индии ценнейший груз благовоний. И вот из этого рейса ни «Летучий голландец», ни его команда не возвратились.

Следует отметить, что в те давние времена парусники частенько гибли во время бурь, налетали на неизвестные картографам подводные скалы или, чтобы избежать гибели в море, выбрасывались на берег, где команда оказывалась в руках враждебно настроенных местных племен. И далеко не всегда можно было узнать, что произошло с тем или иным кораблем, попросту потому, что не оставалось ни одного живого свидетеля трагедии. Так, вероятно, произошло и с «Летучим голландцем». И вот тут заканчивается история и начинается легенда.


Всего через два или три года после того, как корабль пропал без вести, его первыми увидели моряки антверпенского торгового корабля «Благословение Марии». Перед их глазами предстало мрачное зрелище: капитан Стратен находился на мостике, команда непринужденно управлялась с белоснежными парусами, которые надувал неведомый ветер (в это время стоял полнейший штиль, и «Благословение Марии» спокойно дрейфовала в южных водах в ожидании ветра). Каравелла призраком пронеслась мимо и исчезла из виду раньше, чем моряки успели опомниться.

Тем же вечером разразился сильнейший шторм, и после нескольких часов неравной борьбы с морем капитан судна «Благословение Марии» принял решение выбросить потрепанное и давшее течь судно на видневшиеся вдали скалы. По сути, это было единственной возможностью спасти команду. Скалы оказались крохотным необитаемым островком. От голода и болезней там умерли почти все моряки. Двоих последних матросов через шесть месяцев подобрал проходивший мимо корабль. От них-то Фальк и узнал, что «Летучий голландец» продолжает бороздить океан.

Сведения о каравелле-призраке, идущей на всех парусах при полном штиле или даже против ветра, встреча с которой сулила несчастья и гибель, все чаще доносились от чудом оставшихся в живых моряков различных стран мира. Эти свидетельства были столь многочисленны и так совпадали в деталях (даже у людей, не знакомых друг с другом), что назвать их морской байкой или пьяной болтовней не получалось. Кроме этого, существует множество свидетельств уважаемых людей: известных писателей, членов императорских фамилий - английской и португальской, ученых и военных, видевших «Летучий голландец» своими глазами.

Легенды говорят о проклятии корабля-призрака. Как видно, версия о том, что капитан Ван дер Стратен поспорил со своими собутыльниками - капитаном Фоком и графом Фалькенбергом - о том, что обогнет мыс Доброй Надежды назло Богу и дьяволу, родилась в скором времени после пропажи каравеллы и появления ее уже как корабля-призрака. За свою гордость капитан был проклят вместе с командой, а корабль «Летучий голландец» обречено вечно огибать злополучный мыс.

Существует и другая версия истории рокового проклятия. Дескать, вечный богохульник и отчаянный смельчак Стратен поспорил с дьяволом на свою душу, что дойдет из Европы в Вест-Индию всего за три месяца. Когда нечистый из преисподней увидал, что умелый капитан выигрывает пари, он превратил паруса корабля в неуправляемые железные листы.

Имеется и третья история. Именно ее считают истиной в Голландии, потому что была записана в 1678 г. со слов моряка торговой шхуны «Ангел-хранитель».

Выйдя в свое последнее плавание, «Голландец» благополучно добрался до южной оконечности Африки, по пути совершив несколько выгодных заходов в местные торговые порты. Но мыс Доброй Надежды не зря носил еще одно имя - мыс Бурь. И там судно попало в сильнейший шторм. Это было новое судно, легкое и быстроходное, потому команде удавалось почти без потерь справляться с бурей. Но вдруг невдалеке показалось напоровшееся на мель тонущее судно - это был «Ангел-хранитель». Команда его уже пересела в шлюпки, однако спастись в такой шторм на утлых суденышках было практически нереально.

Спасать тонущих, даже рискуя собственной жизнью и кораблем, - первый закон моря, и капитан Стратен, конечно не мог этого не знать. И все-же он даже не попытался подойти к шлюпкам. Капитан дал команду «Лево руля!», чтобы поскорей удалиться от опасной подводной скалы.

Напрасно звали на помощь из шлюпок: каравелла уходила все дальше за плотную завесу дождя и брызг. И тогда брошенные на произвол судьбы моряки прокляли жестокого капитана и его команду. «Как мы никогда не увидим берега, так и вам не суждено будет ступить ногой на твердую землю!» - крикнул вслед уходящему «Летучему голландцу» капитан «Ангела-хранителя».

Из всей команды «Ангела» выжить удалось лишь одному моряку, которого волны выбросили на берег без сознания. Что стало с его товарищами, он не знал, но, добравшись до родного Антверпена через целых три года, рассказал эту историю. В это время «Голландец» уже успел посулить гибель не одному паруснику на океанских просторах.

Вот так корабль «Летучий голландец» стал вечным вестником несчастья. И никто не знает, до каких пор суждено ему идти по волнам и огибать мыс Доброй Надежды. Говорят, правда, что любое проклятие может снять женщина, чье сердце полно любовью. Но все жены и подруги моряков проклятой каравеллы уже давно в могиле. А откуда сейчас возьмется женщина на корабле, который уже много столетий не пристает к берегу?..

В германском варианте легенды «Летучий голландец» ходил в Северном море. Время от времени капитана посещал дьявол и играл с ним в кости, требуя ставить на кон душу. Однажды капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.

В варианте, опубликованном в 1821 г. в одном английском журнале, корабль шел вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявление трусости. Между тем шторм усиливался; капитан, грозя в небеса кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание.

Тут же на палубе появился призрак, но воинственный моряк приказал ему убраться прочь, угрожая пристрелить. Видя, что гость не слушает его, капитан выхватил пистолет и выстрелил в нежданного вестника, но оружие взорвалось у него прямо в руке. Призрак ниспослал моряку проклятие вечно носиться по волнам, мучая от собственного отчаяния матросов. Того, кто увидит проклятый корабль, поджидает несчастье.

Существуют и другие варианты легенды. Согласно одной из них, парусник был приговорен к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью. По другой легенде, на палубе корабля появилась богиня, но капитан оскорбил ее. Ее месть - не знать кораблю покоя до Страшного суда.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне придал истории о «Летучем голландце» яркую романтическую окраску и привнес новый элемент в существовавший сюжет. Раз в 7 лет капитану было разрешено сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от проклятия, добившись любви непорочной девушки. Композитор Рихард Вагнер использовал этот вариант в своей опере «Летучий голландец». Вагнер назвал капитана ван Дердекеном, а девушку, которой тот делал предложение, - Сентой.

Призрак корабля, в котором признали «Летучего голландца», видели в 1923 г. у мыса Доброй Надежды. За ним наблюдали четыре моряка, один из которых по прошествии лет сообщил об этом Эрнесту Беннетту, члену Общества изучения психических явлений. Беннетт, в свою очередь, написал об этом в книге «Призраки и дома с привидениями. Свидетельства очевидцев» (1934).

По рассказу помощника капитана Н.Стона, призрак в очередной раз заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 г. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон пишет:

«Около 0:15 ночи мы увидали странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания идущего корабля, двухмачтового, пустые реи также светились, парусов видно не было, но между мачтами была легкая светящаяся дымка.

То не были навигационные огни. Корабль, казалось, двигался прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, он находился от нас где-то за две-три мили, а когда он был от нас в полумиле, он неожиданно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: „Господи, да это же корабль-призрак!“»

Н.Стон описал, как выглядело судно, которое запечатлелось в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, а вот других свидетелей найти не удалось. В объяснении причин подобных явлений Беннетт соглашается с Фредериком У.Майерсом, который утверждал, что некоторые формы сознания, после того как переживают смерть, способны телепатически проецировать образы (в том числе и образы материальные) живым людям, которые воспринимают их как призраки.

В соответствии с этим утверждением, призрак «Летучего голландца» является образом, проецируемым телепатически его погибшим экипажем. Теория телепатической проекции используется с тех пор как возможное объяснение появления призраков.

Один из самых знаменитых круизных лайнеров ХХ века, «Королева Мэри», и в наши дни является известной достопримечательностью для многих туристов. Он был спущен на воду 26 сентября 1934 г. в Глазго. По рассказам очевидцев, лайнер стал настоящим хозяином нескольких призраков. Среди них - 17-ти летний матрос Джон Педдер, который утонул в 1966 г., женщина в белом платье и маленький мальчик, непонятно как оказавшийся на корабле и ставший фантомом.

По еще одной легенде о «Летучем голландце», капитаном его был Филипп Ван дер Декен, который отправился в 1689 г. из Амстердама в порт Ост-Индии. Каравелла попала в сильный шторм - конечно же, у мыса Доброй Надежды.

Капитан не отнесся к опасности серьезно. И в скором времени полуразрушенный корабль пошел ко дну вместе со всей командой. По легенде, это было наказанием Бога за то, что капитан проигнорировал предупреждение об опасности.

Одним из очевидцев появления корабля-призрака был и экипаж британского судна в 1835 г. Моряки рассказывали, что в ужасный шторм к борту их корабля приблизился другой корабль, по описаниям похожий на «Летучий голландец». Он прошел так близко, что корабли едва не столкнулись бортами, потом так же неожиданно исчез.

Корабль-призрак вновь был замечен двумя членами экипажа HMS Bacchante в 1881 г. Спустя день один из очевидцев умер странной смертью. В 1939 г. у побережья Южной Африки призрачную каравеллу видели десятки людей, отдыхавшие на пляже. Удивительно, но они с точностью описали тот самый купеческий корабль, явившийся прямо из ХVII столетия. Последний раз «Летучий голландец» видели у берегов Кейптауна, и четверо свидетелей уверяли, что он появился на горизонте, проплыл некоторое время, а потом будто растаял на горизонте.

Л Летучий Голландец представляет собой парусник, который является самым легендарным кораблем-призраком существующим на сегодняшний день.

Легенда про Филиппа Ван Дер Деккена

Основная версия легенды про Летучий Голландец берет начало в XVI веке, в пик периода «Великих географических открытий». В самой легенде нет имени командира корабля-призрака, но на эту кандидатуру метят как минимум два капитана. Первым из них является Филипп Ван Дер Деккен, а вторым Ван Страатен. Сказать точно, кто был капитаном того судна уже невозможно, но у Деккена сложена уже личная легенда. Согласно этой легенде Филипп был прекрасным и образованным молодым человеком из Константинополя, но после зверского убийства его семьи все изменилось. Он покинул Константинополь и перебрался в Голландию, где осознал, что его дальнейшая дорога ведет к пиратству. В легендах его характеризуют как бесстрашного, сурового, бездушного человека с плетью и рыжей бородой, которая во время грозы горит красным пламенем.


Легенда о том как Летучий Голландец становится кораблем-призраком с командой из проклятых душ начинается с того как на борт к капитану попросилась пара влюбленных. Богатый молодой человек подошел к Деккену с просьбой перевезти его с невестой на остров, где жил отец невесты. Молодой человек хотел попросить у отца руки его дочери и Филип не отказал ему. Во время их переправы капитан прознал у слуги жениха, что тот везет с собой несметные богатства и убил всех его слуг. Самого жениха Деккен кинул в море, а его невесте он предложил два варианта развития событий. Либо она становится его служанкой, либо идет ко дну вместе со своим женихом. Девушка прокляла корабль и капитана на то, чтобы тот никогда не вернулся на сушу и прыгнула в бездну. С тех пор корабль и его команда плавают в водах мирового океана, и являются символом «обреченности» для тех кто видел его.

Другие версии легенды

Существует множество версий этой легенды с разными сюжетами, но концовка этих легенд всегда одна - корабль и его команда остаются проклятыми на то, чтобы плавать до скончания веков по морям и океанам. Рассмотримже самые популярные:

Существует версия, что капитан судна хотел обогнуть Мыс Доброй Надежды и в это время начался сильнейший шторм. Штурман просил капитана о том чтобы переждать шторм, но тот пристрелил его на глазах всей команды и поклялся, что никто не сойдет с корабля пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдет целая вечность и голос с неба сказал: «Да будет так!».

Следующая версия аналогична предыдущей, только заключается в том что капитан продал душу дьяволу чтоб обогнуть мыс, но тот обманул и обрек обрек на вечные скитания.

Еще одна версия заключается в том, что экипаж судна заболел страшной болезнью и ни один порт не принял их, потому что побоялись распространения эпидемии. Вследствие чего капитан заключил сделку с дьяволом, чтобы остаться в живых и продолжать уничтожать корабли.

Историческая подоплетка легенды

Историческая подоплетка легенды о Летучем Голландце заключается в том, что в те времена свирепствовала так называемая «желтая лихорадка». Желтая лихорадка – это вирусное геморрагическое заболевание, вспышка которой пришлась на Южную Африку и Южную Америку. Болезнь передается укусами комаров, которые размножаются в емкостях с пищевой водой. Эта болезнь вполне способна была истребить целый экипаж корабля. Встреча с пиратским кораблем сама по себе не предвещает ничего хорошего, а если на борту еще и желтая лихорадка? Представьте окровавленных людей с волдырями по всему телу штурмующие корабль! Так могла и зародиться легенда о Летучем Голландце.

Встречи с Летучим Голландцем ни сулят ничего хорошего. Считается, что все кто видел этот корабль-призрак умирают мучительными смертями. В XVIII - XX веках было множество упоминаний о встречах с кораблем-призраком по всему миру. Очень большое количество упоминаний было и в литературе того времени. Записи встречаются в заметках у таких людей как Джон Лейден, Томас Мур, Джордж Баррингтон и еще множество других. Самая известная встреча с Голландцем приходится на 11 июля 1881 года. Эта встреча произошла с князьями Георгием и его братом Альбертом Виктором Уэльскими у берегов Австралии в проливе Басс. Об этой встрече стало известно из личных земеток князя Георгия. Еще известно, что в течении часа после встречи с призраком, умер странной смертью один из 13 человек видевших судно.

Корабль-призрак – это корабль, который на плаву, но не имеет экипажа или все его члены мертвы. Чаще всего этот термин используется в различных легендах и мифах, но есть и реальные случаи появления кораблей-призраков, которые подтверждены документально.


Конечно, самым известным кораблем-призраком является Летучий голландец, который для моряков является предвестником большой беды. Чаще всего этот корабль-призрак видят издалека или в окружении светящегося ореола.

Согласно легенде о Летучем голландце, в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен на своем корабле плыл из Ост-Индии и вез на борту молодую пару. Девушка приглянулась капитану, поэтому он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой. Девушка отказалась и выбросилась за борт, а корабль поплыл к мысу Доброй Надежды. При попытке обогнуть этот мыс, корабль попал в сильный шторм, а суеверные моряки сразу соотнесли его с убийством молодой пары. Несколько матросов и штурман предложили переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан убил их и, а затем поклялся костями своей матери, что никто из его команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт целая вечность. Именно этим капитан и вызвал проклятие на свой корабль, который теперь с бессмертной командой не может вернуться на землю.

По разным версиям легенды, проклятие можно снять. По одной версии, капитану Летучего голландца раз в десять лет можно сходить на землю, но для того, чтобы снять проклятие, он должен найти девушку, которая добровольно согласиться стать его женой. По другой версии есть некое магическое слово, которое способно снять проклятие и навеки упокоить капитана вместе с его командой.

Кроме основной легенды, есть множество других версий:

— Капитан корабля поклялся отдать душу дьяволу, если его корабль сможет невредимым миновать мыс. Его пожелание исполнились, и он вместе с командой был обречён на вечные скитания.
— Во время шторма команда не хотела рисковать и пыталась уговорить капитана переждать непогоду. Но капитан корабля заявил, что будет штурмовать мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды) до второго пришествия. В ответ на эти слова с небес раздался страшный голос: «Да будет так - плыви!».
— Команда корабля могла заболеть страшной болезнью, в связи с чем, их просто не пускали в порты. В итоге, команда без воды и пищи вынуждена была бороздить моря до тех пор, пока все члены экипажа не умерли.
— Команда Летучего голландца так торопилась домой, что не пришла на помощь тонущему кораблю, за что и была проклята.
— Летучий голландец натолкнулся на пиратский корабль-призрак «Кенару». Команде Летучего голландца удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие этого корабля.
— Еще по одной легенде капитан корабля играл в кости с дьяволом на собственную душу.

Возможное объяснение

Возможно, моряки наблюдали не корабль-призрак, а явление фата-моргана, когда над поверхностью воды появляются различные миражи. Что касается светящегося ореола вокруг корабля, то это могли быть огни святого Эльма другого корабля, которые наблюдаются на разных высоких предметах, например, мачтах корабля.

В создании легенды о Летучем голландце могла поучаствовать и желтая лихорадка. Эта болезнь передается комарами, которые размножались в емкостях с питьевой водой. Желтая лихорадка вполне могла истребить всю команду, а встреча с таким кораблем-призраком была крайне опасна, так как изголодавшиеся комары сразу нападали на еще здоровую команду корабля.

Реальные случаи появления кораблей призраков

Конечно, довольно часто люди создают легенды на пустом месте, когда просто не могут объяснить увиденное явление или в результате многочисленных пересказываний появляются новые необоснованные ничем детали. Но существуют реальные корабли-призраки, которые находили в морях и доставляли в порты.

Пожалуй, самым известным реальным кораблем-призраком является судно Мария Целеста, которое было найдено 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара судном «Деи Грация» (Dei Gratia). Изначально этот корабль носил название Амазонка и имел дурную славу. Первый капитан этого корабля умер в первом плавании, много раз судно меняло владельцев, а в 1869 году во время шторма его выкинуло на берег. После этого, судно было продано американцу, который переименовал его в «Мария Целеста» («Мария Небесная»).

Корабль Мария Целеста шел из Статен-Айленд, Италия с грузом спирта-ректификата. На борту был экипаж из 7 человек, а также капитан, его жена и двухлетняя дочь.

Судно Мария Целеста было обнаружено спустя месяц после выхода из порта, без команды и без видимых внешних повреждений. Небольшие повреждения были на крышках люков, створки носового люка оторванные валялись на палубе, между переборками и палубами была вода, уровнем примерно в один метр. Еще одна важная деталь – на своих местах не были найдены хронометр и секстант, а одна из спасательных шлюпок не была на своем месте, что намекает на эвакуацию экипажа. В остальном корабль был нетронутым, вплоть до мелочей: в каюте капитана были шкатулка с драгоценностями и пачки денег, швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьём, трубки матросов были сложены в специальном месте, продовольственный запас был нетронутым, а груз цел.

Обнаружение корабля породило массу слухов, от нападения пиратов, до мятежа и воздействия Бермудского треугольника. Но все эти варианта напрочь отметались фактами: пираты скорее бы забрали ценный груз, драгоценности, деньги или сам корабль, чем просто одну шлюпку и команду. При мятеже команда бы тоже не ушла с корабля с пустыми руками, забрала бы в первую очередь свои личные вещи, а также вещи капитана, но все это оставалось на своих местах.

Все факты говорят о том, что люди сами покинули корабль Мария Целеста, вопрос лишь в том, почему они это сделали. Наиболее вероятной выглядит гипотеза Кобба о воспламенении паров спирта. Согласно этой гипотезе, бочки со спиртом были негерметичны, в результате чего пары спирта накапливались в трюме. Первый взрыв произошел в кормовом трюме, но он не был достаточно мощным, чтобы сорвать деревянные крышки люков. Капитан отправил матросов проверить, в чем дело, поэтому они сняли люковые крышки, но в этот момент прогремел второй, более мощный взрыв в носовом трюме, которые просто выбил крышки люков.

Опасаясь новых взрывов, команда спешно эвакуировалась с корабля. Об этом говорит тот факт, что капитан забрал судовые документы, хронометр, и секстант (компас снять пытались, разбив его при этом), но забыл взять судовой журнал. Кок при этом успел забрать с корабля уже приготовленную пищу – ее на корабле не оказалось.

Конечно, никто не собирался окончательно покидать корабль, скорее всего, капитан планировал отойти на безопасное расстояние и вернуться позже. На корабле не нашлось достаточно длинного буксировочного троса, поэтому в его качестве был использован деррик-фал - длинная снасть, которой поднимают косой парус.

Нового взрыва не произошло, так как люки трюмов были уже открыты, а пары спирта не накапливались в замкнутом пространстве. Но вернуться на корабль люди не успели. Скорее всего, изменившийся ветер наполнил паруса, и корабль быстро набрал ход, деррик-фал при этом не выдержал резкого рывка и оборвался. Переполненная шлюпка просто не имела шансов догнать неуправляемый корабль, на котором просто не успели сложить паруса.

Судьба людей была предрешена, так как выжить им было сложно. А вот корабль, после того, как его нашли, использовалось еще 12 лет, пока в 1885 году капитан специально не разбил его о рифы у берегов Гаити с целью получения страховки.

Другие реальные случаи

Английское торговое судно Октавиус было найдено в 1775 году недалеко от берега Гренландии. В судовом журнале последней записью была фраза, что судно в 1762 году собирается совершить попытку пройти по Северо-Западному проходу, который до этого никому не покорялся. Корабль с замерзшей командой на борту дрейфовал 13 лет.

Корабль Бейчимо после того, как оказался заперт во льдах, был оставлен командой в 1931 году. Предполагалось, что судно потонет, как только освободиться от пакового льда, но оно осталось на плаву и неоднократно было замечено другими судами.

Не только большие суда становятся кораблями-призраками. Так в 1933 году была найдена неплохо сохранившаяся пустая спасательная шлюпка пассажирского парохода «SS Валенсия», который затонул еще в 1906 году.

В 2003 году было найдено судно High Aim 6, без экипажа. За пять дней до обнаружения судно видели с работающими двигателями, а нашли его с полностью пустыми баками.

Танкер Jian Seng в 2006 году прибило к берегу в Австралии, несмотря на тщательные поиски, не был найден даже хозяин таинственного судна.

В том же 2006 году было обнаружено небольшое судно Bel Amica. На его борту были обнаружены остатки пищи, одежда, карта и флаг Люксембурга. Удалось даже найти владельца судна, им оказался некий Франк Руару, но он отказался рассказать, почему его судно оказалось у берегов Италии.

В 2007 году был обнаружен катамаран Kaz II. Двигатель небольшого судна был запущен, а в каюте стоял включенный ноутбук. Люди с катамарана так и не были найдены. Предположительно, один из них упал за борт, второй сразу бросился ему помогать, а вот третий успел запустить двигатель и полез сворачивать парус, но в спешке получил реей по спине и также оказался в воде.

В 2010 году египетские пограничники обнаружили в Красном море судно без опознавательных знаков, на борту нашли наркотики. Скорее всего, судно сломалось, а экипаж не стал дожидаться «помощи» от пограничников.

Одним из последних кораблей-призраков стал японский траулер «Мару», который был унесен в море цунами, а после был затоплен американскими пограничниками у берегов Аляски.

Выбор редакции
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...

Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...

Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...

Расскажу вам историю про воробья. Один фермер искал себе работника. Проведал про то воробьишка, прилетел к нему наниматься.- Да что от...
Здравствуйте, мои дорогие читатели! А есть ли у вас любимые книги, которые читаются на одном дыхании? Такие, чтобы ни кушать, ни спать...
Европа и мир за ее пределамиС точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла...
Наш каталог образцов документов, формы контрактов и должностных инструкций собран в этом разделе ДОГОВОР НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА...
Тема: Человек, время, история в поэме «По праву памяти» Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ­кого; определить жанровые...
В XIX веке была обнародована легенда о некоем тайном обществе "Девять неизвестных". По этой легенде, ~2300 лет назад, в III в. до н.э....