Доктор сергей боткин - врач, педагог и враг смерти. Доктор сергей боткин - врач, педагог и враг смерти Боткин вклад в медицину


Медик. Имя Боткина навсегда вписано в историю мировой медицины, ведь он сыграл огромную роль в её развитии.

Сергей Боткин родился в середине сентября 1832 года, в Москве. Происходил из хорошей семьи, отец его был купцом, занимался торговлей чая. У Сергея были два брата: Василий занимался литературой, и Михаил был неплохим художником.

Воспитанием Сергея, по большей части занимался старший брат Василий, который имел определенную известность в литературных кругах, дружил с Белинским. В их доме часто можно было увидеть интересных гостей - Белинский, Станкевич и многие другие известные своего времени.

После окончания пансиона, перед Сергеем Петровичем были открыты двери института. Он хотел учиться на математическом факультете, но математики не были особо востребованы. В силу обстоятельств, он начал учебу на медицинском факультете.

Учеба на медицинском факультете раз и навсегда привила Сергею Петровичу любовь к этой науке. Обучаясь в университете, он получил прочный фундамент основных медицинских знаний. Выучив теорию, по окончанию университета, Боткин сразу переходит к практике. Он отправляется в Крым, где активно разворачиваются события .

Более трех месяцев трудился Сергей Боткин в Симферопольском военном госпитале. Крымская Война окончилась, и он едет обратно в Москву. Очутившись дома, понимает, что существует еще много теоретических знаний, которые ему необходимы. Так он принимает решение продолжить свое медицинское обучение заграницей. Несколько лет Боткин провел в Германии, затем во Франции.

В 1860 году Сергей Петрович возвращается на . Здесь ему сразу же предложили поработать адъюнктом в столичной Медико-хирургической академии. Через год он возглавил кафедру терапевтической клиники. На этой должности он проработал до конца жизни.

Мы уже говорили, о том, что Боткин навсегда вписал своем имя в историю медицины. В чем это заключается? Медицина, как наука сложилась лишь в 19 веке. Сергей Петрович был одним из тех, благодаря кому, сегодняшняя медицина является тем, что мы привыкли видеть. После учебы заграницей, он подмечал особенности врачевания того времени.

Лечение людей было основано на эмпирике (на ощупь), никакого рационализма в лечение людей не было. И только, в середине 19 века, в том, числе и благодаря его исследованиям и деятельности, медицина принимает вид рациональной науки. Он был ученым новатором. Многие мысли Боткина шли в разрез с пониманием медицины в его эпоху. Зато сегодня, многие труды русского ученого являются основными в медицине.

Все достижения Сергея Петровича невозможно перечислить в одной маленькой статье. Приведем лишь некоторые. Он рассказывал о значении нервной системы в лечение болезней сердца, о роли организма в течение инфекционных болезней, о происхождении желтухи. Им была открыта роль селезенки в системе кровообращения. Боткин предполагал, что в мозге человека существуют несколько центров - потовой, сахарный, тепловой и другие. Сегодня это предположение является аксиомой в медицине.

Скончался Сергей Петрович Боткин в 1889 году, оставив своим потомка огромное наследие своих медицинских знаний и опытов.

Сергей Петрович Боткин

Терапевт.

Отец Боткина занимался чайной оптовой торговлей в Китае. Три его сына оставили заметный след в искусстве и в науке: старший Василий был известным писателем, Михаил – художником. Младший Сергей мечтал заниматься математикой, но, поступая в 1850 году в Московский университет, выбрал медицинский факультет.

Выбор оказался правильный.

Впрочем, годы учебы Боткин впоследствии оценил строго.

«Учившись в Московском университете, я был свидетелем тогдашнего направления целой медицинской школы, – писал он в 1881 году в „Еженедельной клинической газете“. – Большая часть наших профессоров училась в Германии и более или менее талантливо передавала нам приобретенные ими знания; мы прилежно их слушали и при окончании курса считали себя готовыми врачами, с готовыми ответами на каждый вопрос, представляющийся в практической жизни. Нет сомнения, что при таком направлении оканчивающих курс трудно было ждать будущих исследователей. Будущность наша уничтожалась нашей школой, которая, преподавая нам знание в форме катехизисных истин, не возбуждала в нас той пытливости, которая обуславливает дальнейшее развитие».

В 1885 году, прямо со студенческой скамьи, Боткин отправился на театр военных действий – в Крым. Три с половиной месяца он отработал в симферопольском военном госпитале под непосредственным руководством знаменитого хирурга Пирогова.

В 1856 году, после окончания Крымской кампании, Боткин выехал в заграничную командировку. В Германии он изучал клинику внутренних болезней в Институте патологии у Р. Вирхова, создателя теории клеточной патологии. Там же он занимался физиологической и патологической химией. Начатые у Вирхова занятия он продолжил в Париже в лаборатории Клода Бернара.

Парижские клиницисты Боткину не понравились.

«Клинику Труссо (известный французский врач) держит рутинно; удовлетворившись госпитальной диагностикой больного, он назначает совершенно эмпирическое лечение. Труссо здесь считается одним из лучших терапевтов: аудитория его всегда полна. По моему мнению, одна из главных причин его успеха есть его ораторская способность, сильно подкупающая французов…»

В 1860 году Боткин блестяще защитил в петербургской Медико-хирургической академии докторскую диссертацию – «О всасывании жира в кишках». В том же году он получил место адъюнкта у профессора Шипулинского – в Медико-хирургической академии. А через год, по выходе Шипулинского в отставку, начал заведовать кафедрой Академической терапевтической клиники. Главным делом жизни для Боткина стало вооружить врачей методами точного естествознания. Он первый в России создал при клинике экспериментальную лабораторию, в которой производились физические и химические анализы, тщательно изучалось действие лекарств. Там же, в лабораториях, исследовались вопросы физиологии и патологии организма, например, искусственно воспроизводились на опытных животных самые разные патологические процессы – аневризма аорты, нефрит, некоторые трофические расстройства кожи. При этом Боткин был достаточно осторожен и предостерегал врачей от искушения все результаты таких опытов переносить на человека.

«Чтобы избавить больного от случайностей, а себя от личных угрызений совести, – сказал Боткин во вступительной лекции осеннего семестра 1862 года, прочитанной в Медико-хирургической академии, – и принести истинную пользу человечеству, неизбежный для этого путь есть научный. В клинике вы должны научиться рациональной практической медицине, которая изучает больного человека и отыскивает средства к изучению или облегчению его страданий, а потому занимает одно из самых почетных мест в ряду естествоведения. А если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя, основывающего свое заключение на возможно большем количестве строго и научно наблюдаемых фактов. Поэтому вы поймете, что научная практическая медицина, основывая свои действия на таких заключениях, не может допустить произвола, иногда тут и там проглядывающего под красивой мантией искусства, медицинского чутья, такта и так далее. Представляющийся больной есть предмет вашего научного исследования, обогащенного всеми современными методами; собравши сумму анатомических, физиологических и патологических фактов данного субъекта, группируя эти факты на основании ваших теоретических знаний, вы делаете заключение, представляющее уже не диагностику болезни, а диагностику больного, ибо, собирая факты, представляющиеся в исследуемом субъекте, путем естествоиспытателя, вы получите не только патологические явления того или иного органа, на основании которого дадите название болезни, но вместе с этим увидите состояние всех остальных органов, находящихся в более или менее тесной связи с заболеванием и видоизменяющихся у каждого субъекта. Вот эта-то индивидуализация каждого случая, основанная на осязательных научных данных, и составляет задачу клинической медицины и вместе с тем самое твердое основание лечения, направленного не против болезни, а против страдания больного…»

Лаборатория, организованная Боткиным, стала прообразом будущего крупнейшего научно-исследовательского учреждения России – Института экспериментальной медицины. Работы Боткина освободили русскую медицину от грубого эмпиризма. Свои взгляды на медицину как на науку Боткин подробно изложил в трех специальных выпусках «Курса клиники внутренних болезней» (1867, 1968, 1875) и в тридцати пяти лекциях, записанных и изданных его учениками («Клинические лекции профессора С. П. Боткина», 1885–1891). В своих научных воззрениях Боткин исходил, прежде всего, из того понимания, что организм, как целое, всегда находится в постоянной неразрывной связи со средой. Связь эта выражается в форме обмена веществ между организмом и средой, а также в форме приспособления организма к среде. Благодаря этому организм живет, сохраняет определенную самостоятельность по отношению к среде и вырабатывает новые свойства, которые, в дальнейшем закрепляясь, могут передаваться по наследству. Происхождение многочисленных болезней Боткин неразрывно увязывал с причинами, обусловленными действием внешней среды. Это привело Боткина к мысли, что задачей медицины является не просто лечение болезней, но, прежде всего, их предупреждение.

Боткин разработал учение о внутренних механизмах развертывания патологического процесса в организме, так называемое учение о патогенезе. Критикуя односторонние концепции в патологии, широко распространенные в современной ему медицине, Боткин убежденно доказывал, что одна из этих концепций, так называемая гуморальная теория, с ее учением о расстройствах движения и соотношении различных живительных «соков» в организме, совершенно не разрешает проблемы патогенеза, а другая, так называемая целлюлярная, объясняет лишь некоторые частные случаи патогенеза, например, распространение болезни путем непосредственного перехода ее с одной клетки на другую, или распространение ее путем переноса кровью или лимфой. Учению Вирхова об организме как «федерации» отдельных клеточных государств, никак не связанных с деятельностью нервной системы и среды, Боткин противопоставил свое – неврогенное – учение, тесно связанное с учением Сеченова о рефлексах. Патологические процессы в организме развиваются по рефлекторным нервным путям, утверждал Боткин, а, значит, совершенно особое значение следует придавать тем центрам головного мозга, которые управляют нервными путями. Неврогенная теория, развитая Боткиным, обязывала каждого врача рассматривать организм человека в целом, другими словами, ставить диагностику не только болезни, но и самому больному.

Многие взгляды Боткина на физиологию и клиническую патологию сохраняют свою силу и сейчас. Например, Боткин был прав, указывая на функциональную зависимость между органами, на значение так называемого периферического сердца (активное волнообразное сокращение стенок артерий, проталкивающих кровь подобно центральному сердцу), на роль инфекции в проявлениях желчно-каменной болезни, наконец, на инфекционное происхождении желтухи. Задолго до английского физиолога Баркрофта Боткин раскрыл роль селезенки как депо-органа в системе кровообращения и высказал смелое предположение о существовании центров лимфообращения и кроветворения, что впоследствии было подтверждено экспериментально.

Лечил Боткин своеобразно.

Вот как вспоминала об этом жена И. П. Павлова, лечившаяся у Боткина от тяжелой нервной болезни:

«Осмотрев меня, Сергей Петрович прежде всего спросил, могу ли я уехать. Когда я сказала „ни в коем случае“, то он ответил: „Ну, не будем об этом говорить“.

«Скажите, вы любите молоко?»

«Совсем не люблю и не пью».

«А все же мы будем пить молоко. Вы южанка, наверно, привыкли пить за обедом».

«Никогда, ни капли».

«Однако, мы будем пить. Играете ли вы в карты?»

«Что вы, Сергей Петрович, никогда в жизни».

«Что же, будем играть. Читали ли вы Дюма и еще такую прекрасную вещь, как Рокамболь?»

«Да что вы обо мне думаете, Сергей Петрович? Ведь я недавно кончила курсы, и мы не привыкли интересоваться такими пустяками».

«Вот и прекрасно. Значит, вы будете пить сначала полстакана молока в день, потом стакан. Так вы поднимитесь до восьми стаканов в день, а затем спуститесь обратно к полстакану. В каждый стакан будете вливать по чайной ложке хорошего, крепкого коньяка. Дальше, после обеда вы будете лежать час-полтора. Будете каждый день играть в винт, робера три-четыре, и будете читать Дюма. И ежедневно гулять во всякую погоду не меньше часа. Да, еще будете на ночь обтираться комнатной водой и растираться толстой крестьянской простыней. Теперь прощайте. Я уверен, что вы скоро поправитесь, если исполните все ми предписания».

Действительно, исполняя точно все его советы, я была через три месяца здоровой женщиной».

Практически на средства Боткина в течение многих лет (1869–1889) издавался «Архив Клиники внутренних болезней». Под редакцией Боткина выходила «Еженедельная клиническая газета» (1881–1889), в 1890 году переименованная в «Больничную газету Боткина». Учениками Боткина считали себя такие выдающиеся русские ученые как И. П. Павлов и В. А. Манассеин.

В 1861 году Боткин открыл при своей клинике первую в России бесплатную амбулаторию для клинического лечения больных. В 1878 году, будучи председателем Общества русских врачей в Петербурге, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году. Больница, названная при открытии Александровской, сразу получила в Москве известность как Боткинская. Замечательная инициатива была подхвачена медицинскими обществами, и во многих крупных городах России возникли такие бесплатные больницы. При столь же деятельном участии Боткина в 1872 году открылись в Петербурге Женские врачебные курсы.

Во время русско-турецкой войны (1877–1878) Боткин был назначен лейб-медиком императора Александра II. Это дало ему возможность провести практически поголовную обработку войск хиной, что сняло возможность массовых заболеваний; развернуть полевые госпитали; добиться по-настоящему четкой работы всех медицинских подразделений.

После восьми месяцев, проведенных на войне, Боткин писал своей жене, умолявшей его вернуться в Петербург:

«…Не упрекай меня в донкихотстве; я стремился жить всегда в согласии с своей совестью, сам для себя не думая о педагогической стороне этого образа жизни; но теперь, не боясь упрека в самохвальстве, я все-таки имею отрадное сознание, что принес свою лепту для того хорошего нравственного уровня, на котором стояли наши врачи в течение этой кампании. Эту мысль я позволю высказать только тебе, зная, что ты не усмотришь в этом и следа самообольщения, которое мне не было и никогда не будет свойственно. Смотря на труд нашей молодежи, на их самопожертвование, на их честное отношение к делу, я не раз сказал себе, что не даром, не бесплодно терял я свои нравственные силы в различных испытаниях, которые устраивала мне судьба. Врачи-практики, стоящие на виду у общества, влияют на него не столько своими проповедями, сколько своей жизнью. Захарьин, поставивший своим идеалом жизни золотого тельца, образовал целую фалангу врачей, первой задачей которых – набить, как можно скорее, свои карманы. Если бы люди знали, что выполнение моего долга не связано было ни с какими для меня страданиями, мучениями, то, конечно, это выполнение долга и не имело бы ничего поучительного для других. Ты не поверишь, какое внутреннее презрение – нет не презрение, а жалость – внушают мне люди, не умеющие выполнять своего долга. Так смотрел я по крайней мере на каждого дармоеда, уезжавшего отсюда. Их было не так мало: ведь не у многих хватило сил вытерпеть теперешнюю жизнь безропотно и добросовестно относительно своего долга».

Боткин был первым русским врачом, занявшим место лейб-медика при российском императоре. До этого оно доставалось только иностранцам. Газеты, еще недавно поругивавшие при случае Боткина, теперь стали безмерно расхваливать нового академика, помещать его портреты. С семьей Александра II он побывал в Сорренто, в Риме, в Альбано, в Эмсе. Две зимы он провел с императрицей на побережье Средиземного моря, в Сан-Ремо.

Став в 1881 году гласным Петербургской городской думы и заместителем председателя думской Комиссии общественного здравия, Боткин положил начало санитарной организации Петербурга. Он ввел специальный институт санитарных врачей и положил начало бесплатной помощи на дому. Благодаря стараниям Боткина были организованы – Институт «думских» врачей, Институт школьно-санитарных врачей и Совет главных врачей петербургских больниц. О самом Боткине один из его коллег писал: «Как все люди сильные, он был нрава мягкого и уживчивого, и, весь поглощенный делом, не обращал внимания на житейские мелочи, избегал ссор и не любил праздных споров. Он, как малый ребенок, не знал цены деньгам; зарабатывая очень много своим трудом, он проживал почти все, тратя большие суммы на содержание семьи, на образцовое воспитание детей, на свою обширную библиотеку; жил просто, без излишеств, но хорошо, дом его всегда был открыт для близких знакомых, которых у него было не мало. Известно, что так же был открыт его кошелек для всяких благотворений, и едва ли кто-нибудь из обращавшихся за помощью уходил от него с отказом; по крайней мере, такова была репутация Боткина, потому левая его рука никогда не знала, что творит правая; а сам он никогда даже самым близким своим не обмолвился о своих тратах подобного рода…»

В 1886 году Боткин возглавил правительственную Комиссию по разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния страны и снижению смертности в России.

К сожалению, смерть, случившаяся 24 декабря 1889 года, когда Боткин находился на отдыхе в Швейцарии, оборвала широкие планы замечательного ученого.

Академик Павлов, ученик Боткина, сказал, вспоминая учителя:

«Я имел честь в продолжении десяти лет стоять близко к деятельности покойного клинициста в ее лабораторной отрасли. Ум его, не обольщаясь ближайшим успехом, искал ключа к великой загадке: что такое больной человек и как помочь ему, – в лаборатории, в живом эксперименте. На моих глазах десятки его учеников направлялись им в лабораторию. И эта высокая оценка эксперимента клиницистом составляет, по моему убеждению, не меньшую славу Сергея Петровича, чем его клиническая, известная всей России деятельность».

Боткин Сергей Петрович - великий русский клиницист-терапевт. Родился в Москве в 1832 г.. Окончив курс в лучшем московском пансионе, в 1850 г. он поступил на медицинский факультет Московского университета. По окончании медицинского факультета, в 1855 г., С. П. Боткин отправился в Крым на театр военных действий и более 3/х месяцев работал ординатором в Симферопольском военном госпитале. Здесь его непосредственным руководителем оказался знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов.

По окончании Крымской кампании С. П. Боткин вернулся в Москву. Он пришёл к убеждению, что ему необходимо продолжать своё медицинское образование, и в начале 1856 г. выехал за границу. В Германии он работал в патологическом институте Р. Вирхова, основателя клеточной патологии, и в то же время занимался физиологической и патологической химией.

Осенью 1800 г. Боткин вернулся в Петербург; где успешно защитил диссертацию на тему «О всасывании жира в кишках» и в том же году был назначен адъюнктом академической (факультетской) терапевтической клиники Медико-хирургической академии. Боткин стал ординарным профессором этой клиники. С первого же года вступления на кафедру Сергей Петрович создал при клинике лабораторию, которой вначале заведовал сам, а с 1878 г. в течение десяти лет управление лабораторией осуществлял И. П. Павлов. Здесь, помимо клинических анализов, изучалось фармакологическое действие новых лекарственных средств, и производились опыты над животными с целью искусственного воспроизведения патологических процессов и выяснения их патогенеза.

Боткин внес в клинику физиологические и лабораторно-экспериментальные методы исследования, рассматривал эксперимент в клинике как средство, раскрывающее механизм болезней. Клинико-теоретические взгляды Боткина наиболее полно изложены в выпусках курса клиники внутренних болезней и клинических лекциях.

Внимание Боткина постоянно привлекали "больные" вопросы столичных больниц. Несмотря на перегруженность работой по клинике, по руководству диссертационными работами многочисленных учеников, по Обществу русских врачей в Петербурге в качестве его председателя, по должности лейб-медика, он был бессменным председателем думской комиссии охраны общественного здоровья, улучшения санитарного состояния Петербурга и больнично-амбулаторной помощи в нём.

Создал новое направление в медицине, названное И.П. Павловым нервизмом. Современная медицина обязана Боткину тем, что он одним из первых подметил, какую важную роль в организме человека играет центральная нервная система. Он понял, что болезнь не поражает отдельный участок тела или орган, а влияет через нервную систему на весь организм. Только постигнув это, врач может правильно лечить больного. Эту мысль Боткин развил в своих трудах. Его научные взгляды были подхвачены большинством русских передовых врачей, поэтому мы говорим о Боткине как о создателе отечественной научной медицинской школы. Наука обязана Боткину и другими крупными открытиями. На заре развития микробиологии он утверждал, что заболевание, известное как желтуха, вызывается микроорганизмами. Это предвидение оправдалось: ученые нашли возбудителя инфекционной желтухи, которая называется теперь болезнью Боткина. Боткин сделал много замечательных предсказаний. В своих лекциях он выразил, например, уверенность, что в головном мозге человека будут найдены особые центры, которые управляют кроветворением, отделением пота, регуляцией тепла и т. д. Сейчас существование таких центров доказано. Боткин первым высказал мысль о специфичности строения белка в различных органах; установил инфекционный характер заболевания - вирусного гепатита, известного ранее под названием "катаральная желтуха"; разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

Боткин издавал "Архив клиники внутренних болезней профессора С.П. Боткина" (1869-1889) и "Еженедельную клиническую газету" (1881-1889). Выступал активным борцом за равноправие женщин. В 1872 году участвовал в организации Женских врачебных курсов. В 1861 году открыл при своей клинике первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию. В 1878 году был избран председателем Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова и оставался на этом посту до конца жизни. Впервые в России добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне Инфекционная больница им. С.П. Боткина) в Петербурге. В 1881 г. Боткин был избран гласным Городской думы, заместителем председателя Комиссии общественного здоровья, создатель системы думских врачей и школьного санитарного надзора. С 1886 попечитель всех городских больниц и богаделен Санкт-Петербурга. Ввёл институт санитарных врачей, разработал мероприятия по улучшению санитарного состояния и снижению смертности в России (1886). Является создателем научной школы терапевтов: из 106 его учеников 85 стали докторами наук, 45 возглавили клинические кафедры в Санкт-Петербурге и других городах.

Печатные труды Боткина: "Застой, образовавшийся в кровеносных сосудах брыжжейки лягушки, от действия средних солей" ("Военно-медиц. журн." 1853); "Количественное определение белка и сахара в моче посредством поляризационного аппарата" ("Московск. медиц. газ.", 1858, №13); тоже "Определение молочного сахара" ("Моск. мед. газ.", 1882, №19); "О всасывании жира в кишках"("Воен. мед. жур.", 1860); "О физиологическом действии сернокислого атропина" ("Мед. Вестн.", 1861 г., №29); "Ueber die Wirkung der Salze auf die circulirenden rothen Blutkorperchen"("Архив Вирхова", XV, 173, 1858); "Zur Frage von dem Stofwechsel der Fette in thierischen Organismen" ("Архив Вирхова", XV, 380);" "Untersuchungen uber die Diffusion organischer Stoffe: 1) Diffusionsverhaltnisse der rothen Blutkorperchen ausserhalb des Organismus" ("Архив Вирхова", XX, 26); 2) "Ueber die Eigenthumlichkeiten des Gallenpigment hinsichtlich der Diffusion" ("Архив Вирхова", XX, 37) и 3) "Zur Frage des endosmotischen Verhalten des Eiweis" (там же, XX, 39); "Случай тромбоза воротной вены" ("Мед. вестн.", 1863 г. 37 и 38); "Предварительное сообщение об эпидемии возвратной горячки в Петербурге" ("Мед. Вест.", 1864, №46); "К этиологии возвратной горячки в Петербурге" ("Мед. В.", 1865, №1); "Курс клиники внутренних болезней" (вып. 1 - 1867 г.; вып. 2-й - 1868 г. и вып. 3-й - 1875 г.); "Предварительное сообщение по поводу эпидемии холеры" (приложение к № 3 "Эпидемиологич. листка" за 1871 г.); "Архив клиники внутренних болезней" (7 том. с 1869 по 1881 г.); "Клинические лекции", 3 выпуска; с 1881 г. издавалась под его редакцией "Еженедельная клиническая газета".

17 сентября 2012 года исполняется 180 лет со дня рождения Сергея Петровича Боткина.

Русский врач‑терапевт, ученый, основоположник физиологического направления в клинической медицине, общественный деятель Сергей Петрович Боткин родился в Москве в купеческой семье 17 сентября (5 сентября ст. ст.) 1832 года.

Он был 11‑м ребенком в семье, родился от второго брака отца и воспитывался под наблюдением и влиянием своего брата Василия. Уже в раннем возрасте он отличался выдающимися способностями и любознательностью. В доме Боткиных часто бывали передовые люди того времени, среди которых были Александр Герцен, Николай Станкевич, Виссарион Белинский, Тимофей Грановский, Павел Пикулин. Их идеи оказали большое влияние на формирование мировоззрения Боткина.

До 15‑летнего возраста Боткин воспитывался дома, в 1847 году поступил в частный пансион Эннеса, где учился три года. В пансионе он считался одним из лучших учеников.

В августе 1850 года Боткин стал студентом медицинского факультета Московского университета, который окончил в 1855 году. Боткин единственный из своего курса сдал экзамен не на звание лекаря, а на степень доктора.

После окончания университета он вместе с санитарным отрядом хирурга Николая Пирогова принимал участие в Крымской кампании, исполняя обязанности ординатора Симферопольского военного госпиталя. Работа в военном госпитале дала врачу необходимые практические навыки.

В декабре 1855 года Боткин вернулся в Москву и затем отправился за границу, чтобы дополнить свое образование.

В 1856‑1860 годах Сергей Боткин был в заграничной командировке. Он посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Англию и Францию. Во время командировки в Вене Боткин женился на дочери московского чиновника Анастасии Крыловой.

В 1860 году Боткин переехал в Петербург, где при Медико‑хирургической академии защитил докторскую диссертацию "О всасывании жира в кишках".

В 1861 году он был избран профессором кафедры академической терапевтической клиники.

В 1860‑1861 годах Боткин первым в России создал при своей клинике экспериментальную лабораторию, где производил физические и химические анализы и исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Он изучал также вопросы физиологии и патологии организма, искусственно воспроизводил на животных различные патологические процессы (аневризму аорты, нефрит, трофические расстройства кожи) с целью раскрыть их закономерности. Исследования, проведенные в лаборатории Боткина, положили начало экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в русской медицине.

В 1861 году Сергей Боткин открыл при своей клинике первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию.

В 1862 году он подвергся обыску и допросу в связи с посещением им в Лондоне Александра Герцена.

С 1870 году Боткин работал в должности почетного лейб‑медика. В 1871 году ему было поручено лечение государыни Марии Александровны. В последующие годы он несколько раз сопровождал государыню за границу и на юг России, для чего ему приходилось прекращать лекции в академии.

В 1872 году Боткин получил звание академика.

В том же году в Петербурге при его участии были открыты женские врачебные курсы ‑ первая в мире высшая медицинская школа для женщин.

В 1875 году умерла его жена Анастасия Александровна. Боткин женился второй раз на Екатерине Мордвиновой, урожденной княжне Оболенской.

В 1877 году во время русско‑турецкой войны Боткин около семи месяцев провел на балканском фронте, где сопровождал императора Александра II. Будучи лейб‑медиком Александра II, он добился профилактической хинизации войск, боролся за улучшение питания солдат, делал обходы госпиталей, давал консультации.

В 1878 году был избран председателем Общества русских врачей в память Николая Ивановича Пирогова и оставался на этом посту до конца жизни. Он добился постройки обществом бесплатной больницы, которая была открыта в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Инициатива Боткина была подхвачена, и в других крупных городах России стали сооружаться на средства медицинских обществ бесплатные больницы.

С 1881 года Боткин, будучи гласным Петербургской городской думы и заместителем председателя думской комиссии общественного здравия, положил начало организации санитарного дела в Петербурге, ввел институт санитарных врачей, положил начало бесплатной помощи на дому, организовал институт "думских" врачей, создал институт школьно‑санитарных врачей, Совет главных врачей петербургских больниц.

Боткин был председателем правительственной комиссии по разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния страны и снижению смертности в России (1886).

К концу своей деятельности он был почетным членом 35‑ти русских медицинских ученых обществ и девяти иностранных.

Боткин стал основоположником научной клинической медицины. Свои клинико‑теоретические взгляды по вопросам медицины он изложил в трех выпусках "Курса клиники внутренних болезней" (1867, 1868, 1875) и в 35 лекциях, записанных и изданных его учениками ("Клинические лекции профессора С. П. Боткина", 3 выпуск, 1885‑1891).

В своих воззрениях Боткин исходил из понимания организма как целого, находящегося в неразрывном единстве и связи с окружающей его средой. Боткин создал новое направление в медицине, охарактеризованное Иваном Павловым как направление нервизма. Боткину принадлежит большое число выдающихся открытий в области медицины. Он первым высказал мысль о специфичности строения белка в различных органах; первым (1883) указал, что катаральная желтуха относится к инфекционным заболеваниям (в настоящее время болезнь эта именуется "болезнью Боткина"), разработал диагностику и клинику опущенной и "блуждающей" почки.

Боткин издавал "Архив клиники внутренних болезней профессора С. П. Боткина" (1869‑1889) и "Еженедельную клиническую газету" (1881‑1889), переименованную с 1890 года в "Больничную газету Боткина". В этих изданиях печатались научные труды его учеников, среди которых были Иван Павлов, Алексей Полотебнов, Вячеслав Манассеин и многие другие выдающиеся русские врачи и ученые.

Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе Александр Нечаев, Михаил Яновский, Николай Чистович, Тимофей Павлов, Николай Симановский.

Боткин умер от болезни сердца 24 декабря (12 декабря ст. ст.) 1889 года в Ментоне (Франция) и был похоронен в Санкт‑Петербурге.

В двух браках у него родились 12 детей. Два сына ‑ Сергей и Евгений унаследовали профессию отца. Уже после смерти Боткина его сын Евгений стал лейб‑медиком при дворе. Евгений Боткин был расстрелян вместе с царской семьей в 1918 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Тема работы:

"Сергей Петрович Боткин"

боткин врач терапевт медицинский

Введение

1.Краткая биография ученого

2.Вклад в развитие медицинской науки и здравоохранения

Педагогическая деятельность

Общественная деятельность

Воспоминания об ученом современников

Список достижений ученого


Введение

Общественно-политические условия, в которых протекала деятельность ученого.

Одним из важнейших периодов развития медицины вообще и русской медицины в частности являются 1856 - 1875 гг. Такой сравнительно короткий отрезок времени характеризуется двумя важными обстоятельствами в истории медицины. Во-первых, именно в это время с полной очевидностью обнаружилась несостоятельность гуморальной теории, той теории, которая почти безраздельно властвовала как в западноевропейской, так и в русской медицине с начала и до середины XIX столетия.

Во-вторых, возникла потребность в какой-то новой теории медицины, которая более гармонично обобщала бы факты, исподволь накопившиеся в рамках старой, гуморальной теории медицины и вступившие с ней в противоречие.

Нарастание капиталистических отношений внутри феодально-дворянской России середины XVIII столетия привело к быстрому развитию естествознания и материалистической философской мысли. М.В.Ломоносов видел единство мира в анатомическом строении материи и сформулировал закон сохранения и превращения энергии и материи. Идея целостности организма заостряет спор материалистического естествознания и философии с богословием о взаимоотношении материального и идеального, телесного и духовного в организме.

Этот многовековой спор, обострившийся в эпоху борьбы нарождавшейся буржуазии против феодализма, оказывает сильное влияние на развитие русской медицины. В ней зарождается новое направление, новая система взглядов на организм, на болезни и способы борьбы с ними.

С исторической позиции видна вся закономерность появления такого лидера отечественной медицины, как С.П. Боткин, закономерность его успехов. Они отражали прогресс медицинской науки.

Большое влияние на Боткина оказал общественно-революционный подъем 60х годов в России. Назревала революционная ситуация 1855-1861гг. Властителями дум в это время были А. И. Герцен и революционеры демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Герцен - прямой продолжатель дела декабристов. Он мечтал о создании нового Союза благоденствия, считал науку средством "преобразования России".

Говоря о науке, А.И.Герцен в данном случае имел ввиду естествознание. Осуществляя свою программу, Герцен в 1845 говорил: овладеть естествознанием - "одна из главных потребностей нашего времени".

Такими идеями характеризуется передовое общественное движение в России 40-50-х годов XIX века, в условиях которого протекали первые годы сознательной жизни С.П.Боткина.

1. Краткая биография ученого

Сергей Петрович Боткин родился в Москве 5 сентября 1832 г. в культурной купеческой семье. Предки Боткиных - крестьяне Псковской губернии из торопецких посадских людей. Отец С. П. Боткина Петр Кононович приехал в Москву и основал в 1801 г. известную впоследствии чайную фирму, которая вела обширную торговлю с Китаем.

В 1845 г. домашним учителем к Сергею был приглашен студент Московского университета А. Ф. Мерчинский, прогрессивно мыслящий человек, способный педагог и математик. Сергей Петрович на всю жизнь сохранил со своим учителем дружеские связи.

Обнаружив большие способности у своего брата, Василий Петрович в 1847 г. определил его для подготовки к поступлению в университет в частный пансион Эннеса, считавшийся лучшим в Москве. Семьи купцов-иностранцев, живших в Москве, отдавали сюда своих сыновей. В пансионе преподавали талантливые учителя. Среди них были: А. Н. Афанасьев-известный впоследствии собиратель древнерусского фольклора, знаток русской литературы, И. К. Бабст, впоследствии профессор политической экономии, математик Ю. К.Давыдов и др. Здесь С. П. Боткин встретился с Н. А. Белоголовым, подружился с ним, и дружба эта продолжалась всю жизнь.

Целью юноши был математический факультет Московского университета, прием на который был ограничен. Принимались только лучшие выпускники казенных гимназий. 6 сентября 1850 г огорченный Сергей Петрович поступил на медицинский факультет. Но впоследствии он пришел к выводу, что "медицинская деятельность наиболее способна дать полное нравственное удовлетворение".

В 1850-1855 гг. на медицинском факультете преподавали: сравнительную анатомию - К. Ф. Рульс, описательную анатомию - Л. С. Севрук, физиологию - И. Т. Глебов, патологию - А. И. Полунин, терапию - И. В. Варвинский и А. И. Овер, хирургию - А. И. Поль и Ф. И. Иноземцев.

Студенческая жизнь С.П.Боткина была наполнена упорным повседневным трудом. Он прилежно посещал лекции, аккуратно записывал их. В этот период большое влияние на формирование будущего врача оказывали профессора Н.Э.Лясковский, И.Т.Глебов. Особенно Сергей Петрович ценил как учителя широко известного в то время профессора Ф.И.Иноземцева.

Следует отметить, что в русской медицине того времени, в частности в ее преподавании, царил застой. Иноземцев, имея собственные взгляды на многие вопросы теории медицины, смело излагал их в своих лекциях. Способность критически мыслить, четкость, ясность суждений весьма привлекали к нему студентов и, конечно, юношу Боткина.

По окончании университета Боткин решил сразу же держать экзамен на степень доктора медицины. Это было необычное исключение из правил, согласно которым студенты по окончании медицинского факультета сдавали лекарский экзамен. Получив звание "лекарь с отличием", в 1855г. С. П. Боткин отправился в Крым на театр военных действий.

Военно-медицинская доктрина, созданная Н. И. Пироговым в период Крымской войны, была проверена на практике и остается до сих пор непревзойденным вкладом русского ученого в дело помощи раненым. С. П. Боткин, как и Н. И. Пирогов, возмущался беспорядками, которые он наблюдал. Позже в речи о Н. И. Пирогове он говорил: "Нужно было иметь энергию Николая Ивановича, чтобы продолжать эту борьбу с лихоимством, начало которого лежало, конечно, не в отдельных личностях, а в целой системе и в нашей общей степени нравственности".

Севастопольские события остались памятными С. П. Боткину на всю жизнь. Он горячо их переживал, отмечая героизм русских солдат и возмущаясь бюрократизмом чиновников. Работая в госпиталях, С. П. Боткин убедился, как пишет Н. А. Белоголовый, в личной непригодности к хирургии, для которой требуется более тонкое зрение, чем то, которое было у него. Он решил стать терапевтом. Впоследствии С. П. Боткин неоднократно возвращался к севастопольским событиям, и многие его взгляды как на военно-санитарные вопросы, так и на борьбу с эпидемиями, носят отпечатки военных впечатлений. Но главное заключается в том, что сквозь призму Крымской войны он осознал недостатки и пороки системы здравоохранения царской России и на протяжении всей последующей жизни по мере сил пытался внести в нее исправления.

Ко времени окончания Крымской войны у С.П.Боткина созрело желание поехать за границу для усовершенствования своих врачебных знаний и опыта. В феврале 1856года Сергей Петрович выехал в Германию. Приехав в Вюрцбург, где жил и работал тогда Р.Вирхов, Боткин жадно углубился в работу, став учеником Вирхова. Всю свою жизнь Боткин относился к своему учителю с величайшим почтением, постоянно поддерживал с ним переписку. Вместе с Вирховым, Сергей Петрович переехал в Берлин, куда его пригласили в связи с получением новой кафедры. Особенно усердно Боткин посещал клинику известного немецкого терапевта Л Траубе, которого высоко ценил как клинициста. Траубе привлекал умением глубоко клинически мыслить, проникать в самую сущность болезни, за внешними симптомами видеть болезнь и больного человека. В Берлине Боткин поддерживал дружеские отношения с И.М.Сеченовым, с которым был знаком раньше и сохранил дружбу на всю последующую жизнь.

В декабре1858г Боткин переехал в Вену, где слушал лекции по физиологии у К.Людвига, клинические - у И.Оппольцера. Учился у дерматолога Ф.Гебре. Работал упорно с 8 утра до 12 ночи.

Он работал и в других клиниках, в частности, в урологической клинике Кодемана, а так же в детских клиниках Бартеза и Бюшу - самых больших и наиболее современных педиатрических клиниках в Париже.

августа 1860г после 4х-летнего пребывания за границей С.П.Боткин прибыл в Петербург. Сразу по приезде он защитил диссертацию на тему: "О всасывании жира в кишках". 17 сентября получил степень доктора медицины, а 12 октября того же года был утвержден в должности адъюнкт-профессора по кафедре академической терапевтической клиники. С этого времени и до последнего дня жизни С.П.Боткина Военно-медицинская академия стала основным местом его деятельности.

С. П. Боткин принял участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. как лейб-медик при царской ставке. 12 апреля 1878 г. он написал из Кишинева свое первое письмо жене. Всего за время войны он отправил 55 писем. Письма характеризуют С. П. Боткина как вдумчивого врача, отметившего многие подробности обстановки на фронтах, ясно сознающего и критически относящегося к тому, что его окружает. Ему ясны задачи и цели медицинской помощи раненым, но ему видны и недостатки организации ее.

С. П. Боткин хорошо понимал необычайно трудные условия войны и уделял много внимания организации помощи больным и раненым.

Многочисленные его замечания, касающиеся роли врача-терапевта на войне, мысли о том, как лучше организовать дело, какие задачи должны быть поставлены в первую очередь, показывают, что он непрерывно обдумывал эти нерешенные наболевшие вопросы. В конечном итоге эти мысли были обобщены и взяты им за основу военно-полевой терапии-дисциплины, одним из основоположников которой он является.

С. П. Боткина занимали три вопроса военно-полевой терапии: организация лечебной помощи больным и раненым, характер заболеваний, встречающихся на войне, и уровень подготовки госпитальных врачей.

Он видел большие недостатки и в смысле укомплектованности госпиталей. Так, например, в госпиталь, рассчитанный на 600 человек, в течение двух дней поступило более 5000 человек. Санитарная работа находилась в плачевном состоянии.

Участие в войне позволило С. П. Боткину приобрести большой и очень ценный опыт, который он в дальнейшем применял в практической деятельности. Преподавая в Медико-хирургической академии, он обращал особое внимание на сочетание клиники и военного дела. Обдумывая программу подготовки военных врачей, С. П. Боткин предостерегал против ее упрощения, против излишне практического подхода. Он считал, что врач должен быть натуралистом, что без хорошего знания естественных наук невозможна разумная гигиена солдат. Его наблюдения, сделанные во время Крымской войны, пополнились впечатлениями и выводами, к которым он пришел во время русско-турецкой войны. Опыт двух войн помог С. П. Боткину выдвинуть ряд положений, направленных на подготовку будущих военных врачей и на развитие военной терапии, которая с его помощью выросла в своеобразную и важную отрасль медицинских знаний. Многие ученики С. П. Боткина были участниками русско-турецкой войны.

Последние годы жизни С. П. Боткина - это не спокойная, умиротворенная старость, а по-прежнему кипучая деятельность, работа в клинике, тщательное выполнение своих обязанностей, число которых с годами увеличивалось. Это был период подведения итогов, интенсивной работы с учениками и последователями. Все чаще молодые помощники Сергея Петровича выходили на самостоятельную дорогу - возглавляли кафедры, научные и практические медицинские учреждения.

В 1872 г. С. П. Боткин получил звание академика Медико-хирургической академии и незадолго до этого был назначен лейб-медиком царской семьи. Он стал первым русским придворным врачом. До сих пор этой чести удостаивались только иностранцы. Эти обязанности отнимали у него много сил и времени.

Увеличилась общественная работа. Именно в последние годы, когда он стал председателем Общества русских врачей Петербурга и взял на себя обязанности, гласного Городской думы, увеличились его заботы о здоровье населения Петербурга, особенно бедноты.

С. П. Боткин был почетным членом многих университетов и ученых обществ России и иностранных государств, в том числе членом Венской академии наук, членом-корреспондентом Общества внутренней медицины в Берлине.

С ранней молодости, со студенческих лет С. П. Боткин придерживался установленной им самим традиции - собирать по субботам друзей, близких, знакомых. В эти вечера звучали музыка, смех, веселые голоса. Этот любимый вид отдыха он пронес через всю жизнь, который впоследствии получил название "боткинские субботы". Знаменитые боткинские субботы начинались в 9 ч вечера и кончались иногда в 4-5 ч утра.

Беспрерывная напряженная работа сказалась на здоровье С. П. Боткина. В зимнем семестре 1881/82 г. у него появился тяжелый приступ грудной жабы, заставившей его в течение 3 суток неподвижно просидеть в кресле. Н. И. Соколов, один из любимых учеников Сергея Петровича, лечивший его в это время, отметил шум перикарда. Предполагали, что был инфаркт миокарда. Новый приступ болезни был в конце 1889 г., когда Боткин лечился в Ментоне (Франция). Смерть наступила 12 декабря 1889 г. в 12 ч 20 мин дня. До последней минуты жизни Сергея Петровича не покидал Н. А. Белоголовый, его домашний лечащий врач и старый друг. Известие о смерти С. П. Боткина глубоко огорчило самые широкие круги общественности.

Вклад в развитие медицинской науки и здравоохранения

Одним из главнейших трудов С.П.Боткина является Неврогенная теория медицины . В течение длительного периода времени Боткин исследует взаимодействие организма (его психических механизмов) с окружающей средой. Свои передовые взгляды материалистической теории нервизма он сумел воплотить в огромную педагогическую работу по воспитанию врачей новой формации, стремившихся не узколокалистически понимать болезнь, а подходить к больному во всеоружии теории нервизма и понимания связей между организмом и средой.

Особенно важны и ценны наблюдения и выводы С. П. Боткина, касающиеся борьбы с эпидемическими заболеваниями и лечения инфекционных больных , а также вопросов противоэпидемической борьбы в целом. Ю. Т. Чудновский и В. А. Манассеин - профессора Медико-хирургической академии - принимали участие в создании "Инструкции для сохранения здоровья воинских чинов действующей армии", утвержденной 2 декабря 1876 г. Эта инструкция была нацелена на борьбу с инфекционными заболеваниями.

С. П. Боткин сумел подметить особенности течения ряда заболеваний внутренних органов в условиях войны , подчеркивал значение состояния нервной системы в возникновении и развитии заболеваний, установил, что во время войны закономерно учащаются случаи определенных групп заболеваний - катары желудка и кишок, скорбут, пневмония, малярия, дизентерия, сыпной и брюшной тифы, инфекционная желтуха.

Имеются основания считать, что из группы заболеваний, объединенных под названием "малярия", он описал, по-видимому, лептоспироз или водную лихорадку. Он обратил внимание на особо тяжелое течение малярии в военное время, указал на важность раннего применения хинина в лечении перемежающейся лихорадки и ввел в своем районе нахождения войск хинизацию как профилактическое мероприятие против малярии.

В своих письмах С. П. Боткин неоднократно затрагивал вопросы патогенеза озноблений и отморожения . Для него было ясно, что речь идет отнюдь не об одном воздействии низкой внешней температуры, а о совокупности ряда факторов.

Незабываемы его заслуги, направленные на улучшение санитарного состояния Петербурга, оказание медицинской помощи трудовому люду, необеспеченным слоям населения.

Велика роль С. П. Боткина в распространении гигиенических знаний . Он считал, что ведущую роль в этом деле должны играть медицинские общества. На примере руководимого им Общества русских врачей в Петербурге он показал, как надо подойти к изучению актуальных вопросов здравоохранения и распространению гигиенических знаний.

Он также плодотворно занимался проблемами фармакологии, дерматологии, оториноларингологии, нормальной и патологической физиологии. Неоценимы заслуги Боткина в развитии современных преставлений об инфекционных болезнях . Он изучал клинику и эпидемиологию чумы, холеры, натуральной оспы, острого гепатита, одна из форм которого получила впоследствии наименование болезни Боткина.

Педагогическая деятельность

19 ноября1861года Боткин был утвержден ординарным профессором академической терапевтической клиники. Здесь сложилась школа Боткина, положившая начало русской научно обоснованной терапии .

Поскольку основной специальностью С.П.Боткина была терапия, то естественно, что среди его учеников больше всего профессоров-терапевтов: В.А. Манассеин, Ю.Т. Чудновский, В.Н. Сиротинин, Л.В. Попов, Ф.М. Опенховский, Н.И. Соколов, Д.И. Кошлаков.

Педагогическое кредо С.П.Боткина сводилось к пяти основным положениям:

.В развитии приобретаемых и наследуемых признаков ведущая роль принадлежит внешней среде, включая все условия жизни, в том числе и социальные. При этом организм человека при любых условиях его существования представляет единство физического и психического; физическое всегда первично, психическое является производным этого физического.

.Активно влияя на внешние факторы, можно изменить не только болезнь, но и предрасположение к ней.

.Нервная система является основой в процессе приспособления человека к внешней среде, как в норме, так и в патологии.

.Основным механизмом регулирующей роли нервной системы при всех отправлениях жизни является рефлекс, а основой патогенеза болезней - чисто физиологический процесс.

.Главная задача клинициста-преподавателя - передать учащимся метод исследования, чтобы молодой практик смог впоследствии самостоятельно применять свои теоретические врачебные сведения к больным индивидуумам, которые ему встретятся на его практическом поприще.

Боткин оказал огромное влияние на развитее медицинского образования в России . Его заслуга заключается в том, что он положил конец непопулярному положению врача русского происхождения, подняв его образование до возможной степени совершенства. На службу повышения квалификации врачей он поставил созданную им "Еженедельную клиническую газету".

В стремлении сделать клинику вполне современным лечебным и научным учреждением С.П.Боткин старался внедрить в повседневную практику врача физические и химические методы исследований. С этой целью он организовал лабораторию, в которой сначала все делал своими руками, поскольку в то время еще не было подготовленных лаборантов. Это была первая в России и одна из первых в Европе клиническая лаборатория , благодаря которой клиника стала одной из самых современных в мире.

4. Общественная деятельность

Выдающаяся клиническая, научная и педагогическая деятельность С. П. Боткина на протяжении всей его жизни была тесно связана с практической работой в области здравоохранения . Эта близость к потребностям жизни оказывала влияние на его научно-исследовательскую деятельность, подсказывала ему необходимость разработки той или иной темы.

Внимание к насущным вопросам здравоохранения, глубокое знание потребностей практических врачей привели к тому, что выступление С. П. Боткина в Обществе русских врачей, на съездах, перед больничными врачами давали ответ на вопросы жизни.

В тяжелых условиях царского строя С. П. Боткин делал многое для решения очередных задач. В ряде случаев он сначала на своем опыте, в своей клинике добивался какого-либо нововведения и лишь потом, уже опираясь на свой опыт, выступал в печати или в Обществе русских врачей. Вопросы общественного здоровья интересовали С. П. Боткина на протяжении всей жизни. Взявшись за одно какое-либо звено цепи, он делал важные выводы, стремясь расширить как изучение самого вопроса, так и улучшение дела в целом.

Для С. П. Боткина - общественного деятеля характерен широкий подход к охране здоровья народа, учет социальных причин болезней, отказ от филантропических иллюзий, активное участие в жизни.

С. П. Боткин уделял много внимания созданию больниц и подбору для них руководящих кадров . Известны его заслуги в перестройке больничной помощи населению Петербурга, а затем и других русских городов, которые, заимствовали опыт столицы.

Несмотря на невероятную перегрузку в работе, С. П. Боткин согласился баллотироваться в гласные Петербургской думы. Он стал одним из инициаторов создания комиссии общественного здравия , активно работал в ней, с большим рвением выполняя взятые на себя обязательства.

Вернувшись с русско-турецкой войны, С. П. Боткин выступил с предложением построить городскую барачную больницу, в первую очередь для "чернорабочего класса", т. е. для наиболее обездоленной части петербургского населения. Предложение С. П. Боткина было вскоре реализовано; больница была неплохо оборудована, в частности, именно в ней была поставлена первая в России дезинфекционная камера . Эта бесплатная больница для инфекционных больных впоследствии была названа его именем. Она стала "...научно-практической базой для борьбы с эпидемиями и в первую очередь с холерой" Велико было влияние С. П. Боткина на всю медицинскую жизнь столицы. Оно простиралось далеко за пределы Медико-хирургической академии.

Подобно тому, как Н. И. Пирогов сыграл большую роль в привлечении женщин к уходу за ранеными во время Крымской войны, С. П. Боткин оказал большое влияние на применение женского труда в оказании медицинской помощи в русско-турецкую войну . В "Письмах из Болгарии 1877 г." он неоднократно касается вопроса об участии женщин в помощи раненым и находит теплые слова глубокого уважения к тому, что ими сделано.

октября 1878 г. С. П. Боткин был избран председателем Общества русских врачей им. Н. И. Пирогова и неизменно оставался на этом посту до конца жизни. Он коренным образом изменил его деятельность. Под его руководством общество приобрело всероссийское значение.

В 1865 г., когда Петербургу угрожала эпидемия холеры, С. П. Боткин выступил с идеей организации Эпидемиологического общества. Им был разработан проект, с которым он обратился ко всем российским медицинским обществам. Предполагалось распространить его деятельность на всю Россию и организовать в общегосударственном масштабе широкие мероприятия по борьбе с эпидемиями. Замыслы С. П. Боткина были встречены реакционными кругами в штыки, его инициатива не нашла поддержки и проект остался неосуществленным. Первое в России Эпидемиологическое общество было создано лишь в 1886 г. Оно должно было объединить в своем составе все врачебные общества, существовавшие в Петербурге. С. П. Боткин ставил перед этим обществом две задачи:1) Изучение условий жизни "низших слоев" населения, их заболеваемости и научная разработка мероприятий против болезней.2) Оперативная работа по борьбе с эпидемиями.

Детское население Петербурга обслуживалось тогда чрезвычайно скудно. Не было ни средств, ни кадров, и С. П. Боткин вступил на путь привлечения общественности к решению этого вопроса. Он обратился к врачам с просьбой о содействии и лично разработал план этой помощи. Была установлена ничтожная повизитная плата врачам за посещение больных на дому : днем - 30 к, в ночное время - 60 к. Это вызвало недовольство врачей. Они ссылались на то, что такая ничтожная плата их труда противоречит практике и "корпоративному духу". Однако они пошли навстречу призыву С. П. Боткина и широко включились в борьбу, в результате чего эпидемия была быстро ликвидирована.

Особое внимание С. П. Боткина в последние годы его жизни привлекали вопросы физиологии и патологии старости . С. П. Боткин добился увеличения числа врачей в некоторых богадельнях и лично отобрал их из предложенных кандидатов.

Последним крупным общественным делом С. П. Боткина была его работа в качестве председателя правительственной комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России . Эта комиссия была создана по инициативе С. П. Боткина при Медицинском совете. Возглавив комиссию, Сергей Петрович обратился к медицинской общественности с просьбой информировать ее о состоянии дел в разных районах России в отношении охраны здоровья народа и дать предложения о том, как улучшить положение. Картина, выявленная комиссией, показала пороки и язвы не только медико-санитарной организации царской России, но и всего строя в целом, основанного на беспощадной эксплуатации крестьянства и рабочего класса, строя, который по самой природе своей бесчеловечен и неспособен создать нормальные условия для здоровой жизни людей. Широкие санитарные мероприятия, разработанные комиссией, реформы санитарного дела и санитарного законодательства, меры по снижению заболеваемости и смертности, в том числе детской смертности, были отвергнуты царским правительством, хотя необходимость этих мероприятий полностью отвечала потребностям страны.

Воспоминания об ученом современников

Клиницист-мыслитель, клиницист-новатор, клиницист-ученый-материалист - таким встает перед нами С. П. Боткин. Он вооружает армию врачей и ученых, под его влиянием одержаны большие победы и развивается сейчас медицинская наука в нашей стране. "В чем же основа этого неувядаемого интереса к работам С. П. Боткина, плодотворного влияния его на современного клинициста, почему, перечитывая его труды, вновь и вновь находит в них столько стимулирующих мыслей, полезных указаний как врач-ученый, так и практический деятель здравоохранения?" - спрашивает проф. Е. М. Тареев и отвечает: "Блестящий клиницист, прекрасно знакомый с литературой, с богатым, творчески освоенным опытом личным и коллектива сотрудников, С.П. Боткин развертывает перед читателями мастерский анализ индивидуального больного, по-новому освещая хорошо известные нозологические формы и обрисовывая новые их варианты. Особенно привлекает постоянно проводимый им глубокий научный анализ явлений с использованием принципов прогрессивной рефлекторной патологии, принципов нервизма; функционально-динамический подход к любому проявлению болезни с учетом индивидуальных особенностей больного, его меняющейся реактивности... С. П. Боткин выявляет себя и как общий патолог, экспериментатор, причем все время его внимание привлекают близкие врачебной практике вопросы клинического осмысливания, диагноза, прогноза, лечения больного".

Обобщением и анализом собранного материала занимался доктор А. А. Кадьян. В 1890 г. им была издана интересная книга "Население С.-Петербургских городских богаделен", посвященная С. П. Боткину и отражающая большую работу по изучению старости, проведенную под его руководством в 1889 г. "На предварительном собрании у С. П. Боткина,- писал А. А. Кадьян,- лицами, выбранными для наблюдения и руководства занятиями в богадельне, было решено расширить первоначальный план и произвести исследование не только так называемых слабых отделений богадельни, где размещаются по преимуществу больные и очень дряхлые, но всех призреваемых ввиду научного интереса, представляемого осмотром большого количества лиц в состоянии глубокой старости. Здесь же была выработана программа исследования, более полная и подробная, чем первоначальная..."

Н. А. Белоголовый также отмечал: "...с каким интересом С. П. Боткин относился к исследованию стариков и старух; он часто приезжал в богадельню, внимательно следил за работой молодых врачей, разрешал их недоразумения, делал им различные указания, обращал их внимание на спорные вопросы в отношении старости, на те явления, которые заслуживают изучения и представляют особенную важность и интерес...".

Вывод

Только советская эпоха смогла воплотить его мечты и пожелания. С. П. Боткин- явление не только русской, но и мировой медицинской науки. Для того чтобы осознать это, потребовались годы. Международное значение деятельности С. П. Боткина исключительно велико. К.А.Тимирязев писал о таких деятелях, как Менделеев, Бутлеров, Мечников, "...в какие-нибудь 10-15 лет, выдвинувших русскую науку в общеевропейскую семью и уже не в качестве учеников, а полноправными деятелями, сотрудниками, а порой и намечающих путь руководителями". К этим деятелям относится и С.П.Боткин. Он многое сделал для того, чтобы русская медицина заняла свое законное место в мировой медицинской науке. Из всего сказанного выше следует, что С. П. Боткин является не только выдающимся клиницистом; с полным правом можно говорить и о его крупных заслугах как деятеля практического здравоохранения. Однако не следует идеализировать его деятельность и преувеличивать практические результаты, достигнутые им в условиях царского режима, в условиях капиталистического строя. При сопротивлении правительственных кругов, владельцев фабрик и заводов трудно было добиться многого. Важно подчеркнуть, что С. П. Боткин показал пример того, как должен работать врач, как должен он уметь связывать социальные явления со своими медицинскими знаниями, как должен и может он умножать свои силы, привлекая себе на помощь общественность.

Основные достижения ученого

г., 19 ноября. - Утвержден в звании ординарного профессора Медико-хирургической академии в Петербурге.

г. - Организовал первую в России клиническую лабораторию.

г.- Выход в свет первого тома "Архива клиники внутренних болезней" С. П. Боткина.

S70 г. - Начало издания С. П. Боткиным "Эпидемиологического листка", редактором которого был С. П. Ловцов.

г. - Организация С. П. Боткиным Георгиевской общины сестер милосердия.

г. - Активное участие в организации Женских врачебных курсов.

г. - В условиях русско-турецкой войны С. П. Боткиным заложены основы военно-полевой терапии.

г. - Организация С. П. Боткиным школьно-санитарного надзора.

г. - Организация в клинике С. П. Боткина бактериологической лаборатории.

Список используемой литературы

Ф.Р.Бородулин "С.П.Боткин и неврогенная теория медицины" - Медгиз-1953.

В.Б.Антонов, А.С.Георгиевский "Боткин и Военно-медицинская академия" - Медицина-1982.

Б.Д.Петров "С.П.Боткин - жизнь и деятельность" - Медицина-1982.

Выбор редакции
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...

Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...

Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...
Расскажу вам историю про воробья. Один фермер искал себе работника. Проведал про то воробьишка, прилетел к нему наниматься.- Да что от...
Здравствуйте, мои дорогие читатели! А есть ли у вас любимые книги, которые читаются на одном дыхании? Такие, чтобы ни кушать, ни спать...
Европа и мир за ее пределамиС точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла...
Наш каталог образцов документов, формы контрактов и должностных инструкций собран в этом разделе ДОГОВОР НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА...
Тема: Человек, время, история в поэме «По праву памяти» Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ­кого; определить жанровые...