Сравнение значений двух величин. Сравнение средних показателей Что можно сравнивать


Сначала рассмотрим задачу сравнения величины измеряемой в эксперименте, с константой а. Величину можно определить лишь приближенно, вычисляя среднее по измерениям. Надо узнать, выполняется ли соотношение . В этом случае ставят две задачи, прямую и обратную:

а) по известной величине найти константу а, которую превосходит с заданной вероятностью

б) найти вероятность того, что , где а - заданная константа.

Очевидно, если то вероятность того, что меньше 1/2. Этот случай не представляет интереса, и далее будем считать, что

Задача сводится к задачам, разобранным в п. 2. Пусть по измерениям определены X и его стандарт

Число измерений будем считать не очень малым, так что есть случайная величина с нормальным распределением. Тогда из критерия Стьюдента (9) при учете симметрии нормального распределения следует, что для произвольно выбранной вероятности выполняется условие

Полагая перепишем это выражение в следующем виде:

где - заданные в таблице 23 коэффициенты Стьюдента. Тем самым, прямая задача решена: найдена константа а, которую с вероятностью превышает

Обратная задача решается при помощи прямой. Перепишем формулы (23) следующим образом:

Это значит, что надо вычислить t по известным значениям а, выбрать в таблице 23 строку с данным - и найти по величине t соответствующее значение Оно определяет искомую вероятность

Две случайные величины. Часто требуется установить влияние некоторого фактора на исследуемую величину - например, увеличивает ли (и насколько) прочность металла определенная присадка. Для этого надо измерить прочность исходного металла и прочность легированного металла у и сравнить эти две величины, т. е. найти

Сравниваемые величины являются случайными; так, свойства металла определенной марки меняются от плавки к плавке, поскольку сырье и режим плавки не строго одинаковы. Обозначим эти величины через . Величина исследуемого эффекта равна и требуется определить, выполняется ли условие

Таким образом, задача свелась к сравнению случайной величины с константой а, разобранному выше. Прямая и обратная задачи сравнения в этом случае формулируются следующим образом:

а) по результатам измерений найти константу а, которую превосходит с заданной вероятностью (т. е. оценить величину исследуемого эффекта);

б) определить вероятность того, что где а - желательная величина эффекта; при это означает, чтонадо определить вероятность, с которой

Для решения этих задач надо вычислить z и дисперсию этой величины. Рассмотрим два способа их нахождения.

Независимые измерения. Измерим величину в экспериментах, а величину экспериментах, независимых от первых экспериментов. Вычислим средние значения по обычным формулам:

Эти средние сами являются случайными величинами, причем их стандарты (не путать со стандартами единичных измерений!) приближенно определяются несмещенными оценками:

Поскольку эксперименты независимы, то случайные величины х и у также независимы, так что при вычислении их математические ожидания вычитаются, а дисперсии складываются:

Несколько более точная оценка дисперсии такова:

Таким образом, и ее дисперсия найдены, и дальнейшие вычисления производятся по формулам (23) или (24).

Согласованные измерения. Более высокую точность дает другой способ обработки, когда в каждом из экспериментов одновременно измеряют . Например, после выпуска половины плавки в оставшийся в печи металл добавляют присадку, а затем сравнивают образцы металла из каждой половины плавки.

При этом, по существу, в каждом эксперименте измеряют сразу значение одной случайной величины , которую надо сравнить с константой а. Обработка измерений тогда производится по формулам (21)-(24), где вместо надо всюду подставить z.

Дисперсия при согласованных измерениях будет меньше, чем при независимых, поскольку она обусловлена только частью случайных факторов: те факторы, которые согласованно меняют , не влияют на разброс их разности. Поэтому такой способ позволяет получить более достоверные выводы.

Пример. Любопытной иллюстрацией сравнения величин является определение победителя в тех видах спорта, где судейство ведется «на глазок» - гимнастика, фигурное катание и т. д.

Таблица 24. Судейские оценки в баллах

В таблице 24 приведен протокол соревнований по выездке на Олимпийских играх 1972 г. Видно, что разброс судейских оценок велик, причем ни одну оценку нельзя признать грубо ошибочной и откинуть. На первый взгляд кажется, что достоверность определения победителя невелика.

Рассчитаем, насколько правильно определен победитель, т. е. какова вероятность события . Поскольку оценки обеим всадницам выставлялись одними и теми же судьями, можно воспользоваться способом согласованных измерений. По таблице 24 вычисляем подставляя в формулу (24) эти значения и получим .

Выбирая в таблице 23 строку находим, что этому значению t соответствует Отсюда т. е. с вероятностью 90% золотая медаль присуждена правильно.

Сравнение по способу независимых измерений даст несколько худшую оценку, поскольку оно не использует информацию о том, что оценки выставляли одни и те же судьи.

Сравнение дисперсий. Пусть требуется сравнить две методики эксперимента. Очевидно, точнее та методика, у которой дисперсия единичного измерения меньше (разумеется, если при этом не увеличивается систематическая ошибка). Значит, надо установить, выполняется ли неравенство .

С самых давних пор людей серьезно интересовал вопрос о том, как удобнее всего сравнить величины, выраженные в разных значениях. И дело здесь не только в природной любознательности. Человек древнейших земных цивилизаций придавал этому довольно непростому делу сугубо прикладное значение. Корректно измерить землю, определить вес продукта на рынке, рассчитать необходимое соотношение товаров при бартере, определить верную норму винограда при заготовке вина - вот лишь малая толика задач, которые часто всплывали в и без того нелёгкой жизни наших предков. Поэтому малообразованные и неграмотные люди при необходимости сравнить величины шли за советом к своим более опытным товарищам, а те нередко брали за такую услугу соответствующую мзду, и довольно неплохую, кстати.

Что можно сравнивать

В наше время этому занятию также отводится немалая роль в процессе изучения точных наук. Всем, конечно, известно, что сравнивать необходимо однородные величины, то есть яблоки - с яблоками, а свеклу - со свеклой. Никому и в голову не придет попробовать выразить градусы Цельсия в километрах или килограммы в децибелах, зато длину удава в попугаях мы знаем с самого детства (для тех, кто не помнит: в одном удаве - 38 попугаев). Хотя попугаи тоже бывают разные, и на самом деле длина удава будет различаться в зависимости от подвида попугая, но это уже детали, в которых мы и попробуем разобраться.

Размерности

Когда в задании указано: "Сравни значения величин", необходимо эти самые величины привести к одному знаменателю, то есть выразить в одних и тех же значениях для удобства сравнения. Понятное дело, что сравнить значение, выраженное в килограммах, со значением, выраженным в центнерах или в тоннах, для многих из нас не составит особого труда. Однако существуют однородные величины, выразить которые можно в разных размерностях и, более того, в разных системах измерения. Попробуйте, например, сравнить величины кинематической вязкости и определить, какая из жидкостей является более вязкой в сантистоксах и квадратных метрах в секунду. Не получается? И не получится. Для этого нужно оба значения отразить в одних и тех же величинах, а уже по числовому значению определить, какое из них превосходит соперника.

Система измерения

Для того чтобы понять, какие величины можно сравнивать, попытаемся вспомнить существующие системы измерения. Для оптимизации и ускорения расчетных процессов в 1875 году семнадцатью странами (в том числе Россией, США, Германией и др.) была подписана метрическая конвенция и определена метрическая система мер. Для разработки и закрепления эталонов метра и килограмма был основан Международный комитет мер и весов, а в Париже обустроено Международное бюро мер и весов. Эта система со временем эволюционировала в Международную систему единиц, СИ. В настоящее время эта система принята большинством стран в области технических расчетов, в том числе и теми странами, где традиционно в повседневной жизни используются национальные (например, США и Англия).

СГС

Однако параллельно с общепринятым стандартом эталонов развивалась и другая, менее удобная система СГС (сантиметр-грамм-секунда). Она была предложена в 1832 году немецким физиком Гауссом, а в 1874 году модернизирована Максвеллом и Томпсоном, в основном в области электродинамики. В 1889 году была предложена более удобная система МКС (метр-килограмм-секунда). Сравнение предметов по величине эталонных значений метра и килограмма для инженеров гораздо более удобно, нежели использование их производных (санти-, милли-, деци- и др.). Однако данная концепция также не нашла массовый отклик в сердцах тех, для кого она предназначалась. Во всём мире активно развивалась и использовалась поэтому расчеты в СГС проводили всё реже, а после 1960 года, с введением системы СИ, СГС и вовсе практически вышла из употребления. В настоящее время СГС реально применяют на практике лишь при расчетах в теоретической механике и астрофизике, и то из-за более простого вида записи законов электромагнетизма.

Пошаговая инструкция

Разберём подробно пример. Допустим, задача звучит так: "Сравните величины 25 т и 19570 кг. Какая из величин больше?" Что нужно сделать перво-наперво, это определить, в каких величинах у нас заданы значения. Итак, первая величина у нас задана в тоннах, а вторая - в килограммах. На втором шаге мы проверяем, не пытаются ли нас ввести в заблуждение составители задачи, пытаясь заставить сравнивать разнородные величины. Бывают и такие задания-ловушки, особенно в быстрых тестах, где на ответ к каждому вопросу дается 20-30 секунд. Как мы видим, значения однородны: и в килограммах, и в тоннах у нас измеряется масса и вес тела, поэтому вторая проверка пройдена с положительным результатом. Третий шаг, переводим килограммы в тонны или, наоборот, тонны - в килограммы для удобства сравнения. В первом варианте получается 25 и 19,57 тонн, а во втором: 25 000 и 19 570 килограмм. И вот теперь можно со спокойной душой сравнить величины этих значений. Как наглядно видно, первое значение (25 т) в обоих случаях больше, чем второе (19 570 кг).

Ловушки

Как уже упоминалось выше, современные тесты содержат очень много заданий-обманок. Это необязательно разобранные нами задачи, ловушкой может оказаться довольно безобидный с виду вопрос, особенно такой, где напрашивается вполне логичный ответ. Однако коварство, как правило, кроется в деталях или в маленьком нюансе, которые составители задания пытаются всячески замаскировать. Например, вместо уже знакомого вам по разобранным задачам с постановкой вопроса: "Сравни величины там, где это возможно" - составители теста могут просто попросить вас сравнить указанные величины, а сами величины выбрать поразительно похожие друг на друга. Например, кг*м/с 2 и м/с 2 . В первом случае это сила, действующая на объект (ньютоны), а во втором - ускорение тела, или м/с 2 и м/с, где вас просят сравнить ускорение со скоростью тела, то есть абсолютно разнородные величины.

Сложные сравнения

Однако очень часто в заданиях приводят два значения, выраженные не только в разных единицах измерения и в разных системах исчисления, но и отличные друг от друга по специфике физического смысла. Например, в постановке задачи сказано: "Сравни значения величин динамической и кинематической вязкостей и определи, какая жидкость более вязкая". При этом значения указаны в единицах СИ, то есть в м 2 /с, а динамической - в СГС, то есть в пуазах. Как поступить в этом случае?

Для решения таких задач можно воспользоваться представленной выше инструкцией с небольшим её дополнением. Определяемся, в какой из систем будем работать: пусть это будет общепринятая среди инженеров. Вторым шагом мы также проверяем, а не ловушка ли это? Но в данном примере тоже всё чисто. Мы сравниваем две жидкости по параметру внутреннего трения (вязкости), поэтому обе величины однородны. Третьим шагом переводим из пуазов в паскаль-секунду, то есть в общепринятые единицы системы СИ. Далее переводим кинематическую вязкость в динамическую, умножая её на соответствующее значение плотности жидкости (табличное значение), и сравниваем полученные результаты.

Вне системы

Существуют также внесистемные единицы измерения, то есть единицы, не вошедшие в СИ, но согласно результатам решений созыва Генеральных конференций по мерам и весам (ГКВМ), допустимые для совместного использования с СИ. Сравнивать такие величины между собой можно только при их приведении к общему виду в стандарте СИ. К внесистемным относятся такие единицы, как минута, час, сутки, литр, электрон-вольт, узел, гектар, бар, ангстрем и многие другие.

Относительная величина – это результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. В числителе дроби стоит величина, которую сравнивают, а в знаменателе – величина, с которой сравнивают (база сравнения). Например, если сопоставить величины экспорта США и России, которые в 2005 году составили 904,383 и 243,569 млрд. долл. соответственно, то относительная величина покажет, что величина экспорта США в 3,71 раза (904,383/243,569) больше экспорта России, при этом базой сравнения является величина экспорта России. Полученная относительная величина выражена в виде коэффициента , который показывает, во сколько раз сравниваемая абсолютная величина больше базисной. В данном примере база сравнения принята за единицу. В случае если основание принимается за 100, относительная величина выражается в процентах (% ), если за 1000 – в промилле (). Выбор той или иной формы относительной величины зависит от ее абсолютного значения:

– если сравниваемая величина больше базы сравнения в 2 раза и более, то выбирают форму коэффициента (как в вышеприведенном примере);

– если относительная величина близка к единице, то, как правило, ее выражают в процентах (например, сравнив величины экспорта России в 2006 и 2005 годах, которые составили 304,5 и 243,6 млрд. долл. соответственно, можно сказать, что экспорт в 2006 году составляет 125% от 2005 года );

– если относительная величина значительно меньше единицы (близка к нулю), ее выражают в промилле (например, в 2004 году Россия экспортировала в страны-СНГ всего 4142 тыс. т нефтепродуктов, в том числе в Грузию 10,7 тыс. т, что составляет 0,0026 , или 2,6 от всего экспорта нефтепродуктов в страны СНГ).

Различают относительные величины динамики, структуры, координации, сравнения и интенсивности, для краткости именуемые в дальнейшем индексами .

Индекс динамики характеризует изменение какого-либо явления во времени. Он представляет собой отношение значений одной и той же абсолютной величины в разные периоды времени. Данный индекс определяется по формуле (2):

где цифры означают: 1 – отчетный или анализируемый период, 0 – прошлый или базисный период.

Критериальным значением индекса динамики служит единица (или 100%), то есть если >1, то имеет место рост (увеличение) явления во времени; если =1 – стабильность; если <1 – наблюдается спад (уменьшение) явления. Еще одно название индекса динамики – индекс изменения , вычитая из которого единицу (100%), получают темп изменения (динамики) с критериальным значением 0, который определяется по формуле (3):

Если T >0, то имеет место рост явления; Т =0 – стабильность, Т <0 – спад.


В рассмотренном выше примере про экспорт России в 2006 и 2005 году был рассчитан именно индекс динамики по формуле (2): i Д = 304,5/243,6*100% = 125%, что больше критериального значения 100%, что свидетельствует об увеличении экспорта. Используя формулу (3) получим темп изменения: Т = 125% – 100% = 25%, который показывает, что экспорт увеличился на 25%.

Разновидностями индекса динамики являются индексы планового задания и выполнения плана, рассчитываемые для планирования различных величин и контроля их выполнения.

Индекс планового задания – это отношение планового значения признака к базисному. Он определяется по формуле (4):

где X’ 1 – планируемое значение; X 0 – базисное значение признака.

Например, таможенное управление перечислило в федеральный бюджет в 2006 году 160 млрд.руб., а на следующий год запланировали перечислить 200 млрд.руб., значит по формуле (4): i пз = 200/160 = 1,25, то есть плановое задание для таможенного управления на 2007 год составляет 125% от предыдущего года.

Для определения процента выполнения плана необходимо рассчитать индекс выполнения плана , то есть отношение наблюдаемого значения признака к плановому (оптимальному, максимально возможному) значению по формуле (5):

Например, на январь-ноябрь 2006 года таможенные органы запланировали перечислить в федеральный бюджет 1,955 трлн. руб., но фактически перечислили 2,59 трлн. руб., значит по формуле (5): i ВП = 2,59/1,955 = 1,325, или 132,5%, то есть плановое задание выполнили на 132,5%.

Индекс структуры (доля ) – это отношение какой-либо части объекта (совокупности) ко всему объекту. Он определяется по формуле (6):

В рассмотренном выше примере про экспорт нефтепродуктов в страны СНГ, была рассчитана доля этого экспорта в Грузию по формуле (6): d =10,7/4142 = 0,0026, или 2,6.

Индекс координации – это отношение какой-либо части объекта к другой его части, принятой за основу (базу сравнения). Он определяется по формуле (7):

Например, импорт России в 2006 году составил 163,9 млрд.долл., тогда, сравнив его с экспортом (база сравнения), рассчитаем индекс координации по формуле (7): i К = 163,9/304,5 = 0,538, который показывает соотношение между двумя составными частями внешнеторгового оборота, то есть величина импорта России в 2006 году составляет 53,8% от величины экспорта. Меняя базу сравнения на импорт, по той же формуле получим: i К = 304,5/163,9 = 1,858, то есть экспорт России в 2006 году в 1,858 раза больше импорта, или экспорт составляет 185,8% от импорта.

Индекс сравнения – это сравнение (соотношение) разных объектов по одинаковым признакам. Он определяется по формуле (8):

где А , Б – сравниваемые объекты.

В рассмотренном выше примере, в котором сопоставлялись величины экспорта США и России, был рассчитан именно индекс сравнения по формуле (8): i с = 904,383/243,569 = 3,71. Меняя базу сравнения (то есть экспорт России – объект А, а экспорт США – объект Б), по той же формуле получим: i с = 243,569/904,383 = 0,27, то есть экспорт России составляет 27% от экспорта США.

Индекс интенсивности – это соотношение разных признаков одного объекта между собой. Он определяется по формуле (9):

где X – один признак объекта; Y – другой признак этого же объекта

Например, показатели выработки продукции в единицу рабочего времени, затрат на единицу продукции, цены единицы продукции и т.д.

Тема урока: Больше или меньше? На сколько?

Цель урока : Формирование первоначальных представлений о связи арифметических действий с увеличением/ уменьшением чисел в равенствах.

Задачи :

    Систематизировать знания детей о составе чисел первого десятка.

    Учить моделировать состав чисел с помощью карточек.

    Сформировать представление о связи сложения с увеличением, а вычитания с уменьшением числа.

    Совершенствовать умение моделировать условие задачи для ее последующего решения.

    Формировать умение осознанно выбирать арифметическое действие при решении задач.

    Способствовать развитию умения наблюдать, видеть закономерности, делать выводы.

    Поощрять стремление сотрудничать с товарищами при работе в паре.

    Формировать умение сопоставлять информацию, представленную в разных видах: текст, рисунок, схема, числовое выражение.

    Совершенствовать навыки самоконтроля.

    Формировать умение слушать партнера.

Оборудование: учебник Математика 1 класс, рабочая тетрадь математика 1 класс, набор магнитных демонстрационных цифр от 1 до 10, магнитные демонстрационные знаки «+» и «=», раздаточные «рукавички» с цифрами от 1 до 9 и равенствами, комплект карточек с цифрами от 1 до 9 на каждого ребенка ноутбук, проект, сигнальные карточки красного и синего цвета.

План урока.

    Этап актуализации знаний.

    • Оргмомент 1 мин.

      «Оживление» опыта учащихся с целью создания «ситуации успеха» 5 мин.

      Актуализация опорных знаний 2мин.

      Дифференцированная работа 5 мин.

      Создание проблемной ситуации 1 мин.

    Этап ознакомления с новым материалом.

    • Решение проблемных ситуаций с комментариями учителя 7 мин.

    Операционно-исполнительный этап.

    • Работа в подгруппах 4 мин.

    Этап отработки навыка.

    Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности 4 мин.

    Работа в парах 1 мин.

    Этап рефлексии 2 мин.

Конспект урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Формы организации деятельности учащихся

Дифференцированная работа

Обратная связь

Прогнозируемый результат

1. Этап актуализации знаний

    оргмомент

Настроить ребят на активную работу

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. В путешествие пойдем, В чудный лес мы попадем.

Фронтальная

Привлечение внимания детей к уроку.

    «Оживление» опыта учащихся

Систематизировать знания детей, подтолкнуть к активной работе.

В канун нового года не только люди, но и лесные жители готовятся к празднику. А сегодня мы побываем в сказочном лесу. Дед Мороз позаботился, чтобы и у зверей был праздник. Посмотрите, елочки уже с гирляндами, но огоньки на них не горят. Чтобы они зажглись, нужно верно подобрать числа, которые в сумме дают число на каждой елочке. (6,7,8,9,10)

Фронтальная

Работа детей с карточками, ответы учащихся, взаимный анализ вариантов ответов

Создание интереса и положительного настроя.

Закрепят и систематизируют знание состава чисел.

    Актуализация опорных знаний.

Оживить и систематизировать навыки детей в выполнении вычислительных операциях с числами в пределах 10.

Елочки готовы, но не хватает игрушек, Дед Мороз и об этом не забыл. Он приготовил им игрушки. 5 красных шариков и 7 синих. А каких шариков больше? Что больше 5 или 7? На сколько 5 больше 7?

Фронтальная

По степени помощи, подведение к правильным ответам.

Взаимный анализ вариантов ответов.

Умение сравнивать числа, выполнять сложение и вычитание на основе знания состава числа.

    Дифференцированная работа

Умение моделировать условие задачи для ее последующего решения, умение осознанно выбирать арифметическое действие при решении задач.

Дети планируют собственную деятельность. Дифференциация содержания учебных заданий организована по уровню трудности. Для 3 и 2 групп – белочки и зайчики используется частично-поисковый метод. Для детей 1 группы с низким уровнем обучаемости используется репродуктивное задание. Характер познавательной деятельности у детей 1-ой группы – репродуктивный, у детей 2-ой и 3 групп – продуктивный

На праздник все ждут подарки. Дед мороз не знает сколько подарков нужно.

Демонстрация условия задачи на экране.

«На новогодний праздник пришли 7 зайчиков, а потом еще 2. Сколько зверей пришли на праздник?»

1 подгруппа: самостоятельное изображение схемы задачи и составление ее равенства.

2 подгруппа: помощь при изображении схемы и самостоятельное составление равенства.

3 подгруппа: совместное с учителем написание схемы и равенства.

Подгрупповая

По степени сложности.

Составление схемы задачи и равенства к ней в тетради, ответы детей, работа у доски.

Поупражняются в способах составления схем и равенств к задаче.

Физкультминутка «Вспомни и покажи».

Если я покажу четное число, то вы должны присесть столько раз, какое число я показала, а если назову нечетное – ваша задача сделать столько хлопков над головой, какое число я назвала.

    Создание проблемной ситуации.

Принятие задачи и ее формулировка детьми.

На экране демонстрируется еще одна задача

«На празднике сначала было 7 зайчиков, а потом стало 9. На сколько больше зверят стало на празднике?»

Подойдет ли наша схема к данной задаче?

Чего не хватает в нашей схеме?

Что нам известно в задаче?

Какой поставлен вопрос?

Почему наша схема к данной задаче не подходит?

Фронтальная.

Совместное формулирование проблемы Ответы детей.

Принятие детьми проблемы.

2. Этап ознакомления с новым материалом.

    Решение проблемных ситуаций с комментариями учителя

Совместное разрешение проблемы и вывод.

Развитие мыслительных операций, формирование и развитие логических операций

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что нужна другая схема и изображают ее с опорой на условие задачи.

Ребята, посмотрите, теперь мы видим сколько пришло зайчиков сначала, и сколько потом их стало.

А как нам показать на схеме, насколько зверей стало больше?

Мы вычеркнем количество зверей, которое было из общего количества зверей. Учитель демонстрирует это на схеме, зачеркивая 7 кружков.

Сколько кружков осталось?

Как мы получили число 2?

Мы из большего числа вычли меньшее.

Вывод: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. Это утверждение сопровождается схематичной жестикуляцией.

Индивидуальная и фронтальная

Ответы детей, работа со схемой и равенством в тетради.

Соотнесение своих знаний с новым материалом

Физкультминутка.

Музыкально-динамическая интерактивная физкультминутка с использованием мультимедийной установки «Веселая зарядка».

3.Операционно-исполнительный этап

    Работа в подгруппах

Создание возможности выразить свою точку зрения, умение работать в подгруппе, развитие коммуникативных способностей

Работа с раздаточным материалом «рукавичками».

Ребята, а всем зайчатам, чтобы не замерзнуть нужны рукавички, давайте им поможем подобрать пару.

На рукавичках даны равенства к которым нужно подобрать необходимое число.

Контроль осуществляется через представление командами результатов работы. На оставшихся лишних рукавичках сравниваются числа и выясняется на сколько одно число больше или меньше другого. Ответ каждой подгруппы оценивается другими подгруппами при помощи сигнальной карточки.

Групповая

Ответы детей

Поупражняются в решении равенств на основе знания состава числа и в сравнении чисел.

4. Этап отработки навыка.

    Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности

Систематизация представлений о связи сложения с увеличением, а вычитания с уменьшением числа.

Работа с учебником.

Ребята, посмотрите, нам необходимо поставить знаки < или > .

Первое равенство обсуждается совместно, последующие выполняются учениками самостоятельно.

Групповая, парная, индивидуальная.

По степени помощи.

Ответы детей, работа в тетрадях, работа в парах.

Усовершенствование навыков сравнения чисел.

    Работа в парах.

Работа в парах способствует формированию коммуникативных навыков, а также создается ситуация успеха для слабых и средне-слабых учащихся, которые тоже ощущают свою значимость. Ребята получают возможность доказать друг другу правильность решения.

Ребята, а теперь вы с соседом поменяйтесь тетрадями и давайте проверим, верно ли вы выполнили задание.

Парная

По степени помощи

Умение работать в паре

Усовершенствование навыков сравнения чисел и постановки знаков > и < .

5.Этап рефлексии.

Ученики оценивают свою работу по усвоению нового материала и в целом работу на уроке.

Ребята, а теперь отметьте на нашей дорожке как вы научились сравнивать два числа. Кто понял и теперь умеет это делать – поставьте * на верх дорожки, кто еще затрудняется – в середину. Кому сложно и нужно еще поучиться вниз.

И смайликом отметьте, ваше отношение к уроку. Если вы активно работали и вам было интересно, то улыбку.

А если вам было сложно и непонятно, то – грусть.

Фронтальная.

Способность к рефлексии.

Осознают, что схема к задаче зависит от поставленного условия, утверждаются в способе сравнения двух чисел.

Выбор редакции
Основные события жизни: 1802 г. - поступил в Казанскую гимназию.1807 г. - переведен в студенты университета.1816 г. - Н.И. Лобачевский в...

КОНСПЕКТ открытого урока по русскому языку Тема: «Способ проверки парных согласных на конце слова.» Учитель: Белкина Галина...

Тема урока: Профессии. Цель урока: Создание условий для успешного формирования навыков чтения, введение новой лексики по теме...

В настоящее время полным ходом идет разработка новых боевых уставов для Вооруженных Сил России. В этой связи мне хотелось бы вынести на...
Подгруппа кислорода, или халькогенов – 6-я группа периодической системы Д.И. Менделле-ва, включающая следующие элементы:...
Изучение связи свойств веществ с их строением – одна из основных задач химии. Большой вклад в ее решение внесла структурная теория...
Фотосинтез лежит в основе всей жизни на нашей планете. Этот процесс, идущий в наземных растениях, водорослях и многих видах бактерий...
Самая масштабная в человеческой истории Вторая мировая война стала логическим продолжением Первой мировой войны. В 1918 году кайзеровская...
Открытие Дмитрием Менделеевым периодической таблицы химических элементов в марте 1869 года стало настоящим прорывом в химии. Российскому...