Гуманное отношение к военнопленным. Советские военнопленные второй мировой и гуманитарное право. Испанцы не желают воевать друг с другом


Сегодня, когда в мире столько насилия и жестокости, нетрудно забыть о простом человеческом сострадании перед лицом опасности. Но люди на этих фотографиях сказали «нет» ненависти и вместо этого выбрали любовь. Они должны послужить примером всем нам. Пора остановиться и вспомнить, что такое человечность.

(Всего 41 фото)

1. Рядовой Дик Л. Пауэлл делится своим обедом с бездомным щенком. Корейская война, 1951 год.

2. Жители города Фергюсон, штат Миссури, США, объединились, чтобы защитить магазины от мародеров. 2014 год.

3. Медик перевязывает раненого ребенка. Вторая мировая война, 1944 год.

4. Христиане-копты защищают молящихся мусульман во время Египетской революции. Каир, 2011 год.

5. Российский полицейский несет ребенка, спасенного из школы, захваченной террористами. Беслан, 2004 год.

6. Пехотинец успокаивает товарища. Корейская война, 1950-1953 гг.

7. Боснийский солдат заботится о ребенке, спасенном во время эвакуации в Горажде. 1995 год.

8. Демонстранты успокаивают расстроившегося офицера Хоселито Севилья во время акции протеста в Маниле, Филиппины, 2013 год.

9. Немецкий солдат перевязывает раненую русскую девушку. Вторая мировая, 1941 год.

10. Афганский солдат уносит плачущего ребенка с места взрыва. Афганская война, 2001-2014 гг.

11. Немецкий солдат делится своим пайком с матерью и ее ребенком. Мясной Бор, Вторая мировая война, 1941 год.

12. Египтяне жмут руки военным, отказавшимся стрелять по гражданским. Египетская революция, 2011 год.

13. Журналист Реймонд Уокер бежит по мосту во Францию с ребенком, которого он спас от испанской гражданской войны. 1936 год.

14. Солдат ГДР игнорирует приказ никого не пускать и помогает мальчику, оказавшемуся по ту сторону Берлинской стены отделенным от своей семьи. 1961 год.

15. Американские солдаты толкают машину с двумя серьезно раненными немецкими солдатами. Вторая мировая война, 26 января 1945 года.

16. Джозеф Дуайер несет раненого мальчика в безопасное место подальше от пожара. Иракская война, 2003-2011 гг.

17. Офицер Райан Ли и его пес Вальдо спят на полу. Оба избежали казалось бы неминуемой смерти. Афганская война, 2011 год.

18. Женщина защищает раненого демонстранта от военного бульдозера. Египет, 2013 год.

19. Сержант Фрэнк Прейтор кормит котенка, мать которого погибла под обстрелом. Корейская война, 1953 год.

20. Военный санитар Ричард Барнетт держит ребенка, семья которого пропала во время перестрелки. Иракская война, 2003 год.

21. Французский солдат помогает семье бежать от испанской гражданской войны. Ок. 1938 года.

22. Украинский солдат целует свою девушку через ворота на базе, окруженной русскими военными. 2014 год.

23. Иорданский солдат греет ручки сирийского ребенка, спасенного из страны, охваченной войной. Сирийская гражданская война, ок. 2013 года.

24. Священник успокаивает раненого солдата посреди снайперского огня. Восстание в Венесуэле, 1962 год.

25. Тунисская девочка протягивает солдату розу после того, как военные отказались стрелять по демонстрантам и объявили, что будут «защищать революцию». Тунисская революция, 2011 год.

26. Футбольный матч между британскими и немецкими солдатами на западном фронте. Первая мировая война, 24 декабря 1914 года.

27. Мальчик ведет слепого старика по разрушенным войной улицам. Корейская война, 1951 год.

28. Американская женщина-солдат и афганская девочка. Афганская война, 2010 год.

29. Солдат делится водой и едой с тремя детьми на Сайпане. Июль, 1944 год.

30. Немецкие солдаты играют с бездомным котенком. Вторая мировая, 1943 год.

31. Немецкие солдаты помогают французу, застрявшему в болоте в Вердене. Первая мировая, 1916 год.

В конце 18 века адмирал Ушаков совместно с турецкой эскадрой взял у французов Ионические острова. Российско-турецкий десант воевал дружно, но после окончания операции возникло недоразумение. Ушаков запретил туркам резать французских пленных. От такого приказа у турок глаза вылезли из орбит: а тогда зачем воевали? Убийство пленных это праздник, лакомство, лучшая награда за военные тяготы. Такое мучительство обычно продолжалось несколько дней, под шашлык и барабаны. С пленных заживо сдирали кожу, тянули жилы, вырывали глаза, поджаривали на медленном огне, отрезали уши и носы, рубили пальцы, прибивали гвоздями гениталии к доскам, отпиливали конечности, заливали глотку кипящим маслом, сажали на кол, давили шею шёлковыми шнурами. Если на три-четыре турка удавалось заполучить по двуногому мешку с подарками, многочасовое вынимание из него игрушек - печени, почек, сердца - доставляло любознательным и наивным азиатам много радости. И вот Ушак-паша поломал кайф. Большей несправедливости трудно себе было представить.

На первый взгляд, в тактике турок был свой резон. Воспитать касту живодёров, деморализовать противника. Чтобы само имя османов вызвало у других народов ужас. Опять же обеспечивалась большая мобильность частей - к тому же турки убивали или оставляли на произвол судьбы собственных раненых. Однако, в общем успехи турецкого оружия на европейском театре были скромными. В 19 веке Турция сохранила независимость только из-за неспособности европейцев правильно разделить «наследство больного человека».

Поведение европейцев на войне отличалось принципиально. Европейцы в силу ряда причин воевали постоянно и крайне ожесточённо (ничего подобного на Востоке не было). Если взять, например, самую культурную и густонаселённую часть Европы – Нидерланды, то мочилово там шло столетиями. Перманентно. Это ОБРАЗ ЖИЗНИ. Живут люди в городе, оттягиваются на карнавале. В двух километрах – три тысячи человек друг друга сосредоточенно убивают. Не по азиатски: свистнули, налетели, трёх убили, убедились что дело серьёзное и по кустам, а «ваше превосходительство, довожу до вашего сведения, что от батальона осталось четыре человека и знамя». В шести километрах дальше – окрестные крестьяне хоронят трупы солдат от стычки – 800 штук. А за рекой шесть месяцев идёт осада города – в городе голод.

Первое время европейцы воевали примерно так же как турки. Храбрости и жестокости французам, немцам или испанцам было не занимать. Но постепенно, кровавым методом проб и ошибок был накоплен ОПЫТ. Опыт максимально эффективного ведения военных действий. Жестокость на войне - это не цель, а средство. Иногда бывает, что великодушие и милосердие есть наиболее эффективный способ достижения военных целей. Со времён Гуго Гроция возникло международное право и система международных соглашений, регулирующих даже такую иррациональную и антигуманную вещь как военные действия.

Европейцы стали помогать своим раненым. Это несколько уменьшило мобильность, но резко повысило сплочённость и стойкость войск. Солдаты стали ощущать себя членами военного братства, видеть в членах команды друзей, комбатантов. Пленные получили право на жизнь, медицинскую помощь и даже почёт. Это позволило избежать ненужных потерь при добивании проигравших, и косвенно ещё более повысило моральный дух солдат. Погибшим солдатам противника стали оказывать воинские почести (коньком турок было осквернение трупов врагов). Подчёркнуто уважительное отношение к пленным офицерам укрепляло воинскую иерархию. Технология капитуляции вражеских городов-коммун позволила избежать хозяйственных разрушений и облегчила аннексию завоёванных территорий. Борьба с мародёрством повысила степень управляемости войск В РАЗЫ. И т.д. и т.п.

Разумеется, при таких условиях всё большее значение в военных действиях приобретала невоенная составляющая. Некультурных врагов европейцы стали давить гуманизмом. Европа захватила вооружённым путём полмира и этот захват шёл под лозунгами цивилизации и гуманизма. Что СООТВЕТСТВОВАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Очень показательна была русско-японская война – английские инструкторы строго-настрого предупредили японских союзников: русских пленных не трогать. Чтобы ни один волос... КАКАВУ БУДЕТЕ В ПОСТЕЛЬ ПОДАВАТЬ! И объяснили почему. Англия демократическая страна с парламентской оппозицией, прозрачна для пропаганды. Азиатские мучительства - серьёзный козырь русской пропаганды в Европе, прекрасно использованный во время последней русско-турецкой войны. Японцы поняли, и, кстати, выполнили установку с азиатской жестокостью. Несколько нарушений в этой области закончились приказом императора убиться самураям об стену. Информационную войну Япония выиграла с блеском.

24.05.2008 06:45

Перманентной фальсификации подвергаются многие события и итоги Второй мировой войны. Не успели утихнуть споры о том, кто внес решающий вклад в разгром фашизма, как появилась новая тема для политических спекуляций - о жестоком обращении советских солдат и офицеров, а также властей с военнопленными. А что говорят об этом архивные документы и свидетели?

Общеизвестно, что перманентной фальсификации подвергаются многие события и итоги Второй мировой войны. Этим неблаговидным делом занимаются не только западные политики и ученые, но, к сожалению, и отдельные отечественные русофобы. Не успели утихнуть споры о том, кто внес решающий вклад в разгром фашизма, как появилась новая тема для политических спекуляций - о жестоком обращении советских солдат и офицеров, а также властей с военнопленными противника.

А что говорят об этом архивные документы и свидетели?

После окончания войны Военным трибуналом войск МВД в Воронеже были осуждены пять немецких генералов и большая группа старших офицеров, плененных в результате разгрома немецких войск и их сателлитов на здешнем участке фронта.

Среди них был, к примеру, Хохбаум Фредрих Вильгельм, генерал-лейтенант от инфантерии, командир пехотной дивизии, подчиненные части которого и жандармерия зверствовали в Орловской и Воронежской областях.

Другой высокий чин - Шватло-Гестердинг, начальник штаба 7-го армейского корпуса. По его указанию было расстреляно 20 человек на территории совхоза имени Сталина, 12 человек в селе Девица, в том числе несколько подростков в возрасте 13-14 лет за то, что они якобы украли у немецкого солдата пачку сигарет.

По самые локти были в крови руки у Хильшера Рудольфа, бывшего до Шватло-Гестердинга начальником штаба 7-го армейского корпуса. Им был дан приказ жандармерии 14 июля 1942 года «очистить» помещения психлечебницы Орловка от душевнобольных советских граждан. В исполнении этого приказа жандармерией был расстрелян 721 человек, в том числе 700 душевнобольных, 13 раненых военнослужащих Советской армии, 6 мирных жителей и врачи психбольницы Груздь и Резникова с грудным ребенком. Кроме того, в июле-сентябре 1942 года под его руководством на территории совхоза имени Сталина расстреляно 28 человек из мирных жителей, в Песчаном Логу - 450 человек, в селе Девица – 50 человек, в Подклетном – 66 человек, в селе Медвежье – 50 человек. Хиншер был автором инструкции по разрушению Воронежа.

Прочитав и содрогнувшись от этих зверств, читатель, наверняка, решил, что палачи заслужили самого сурового наказания – смертной казни. Ничего подобного! Ввсем им сохранили жизни и дали по 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Думаю, что многих удивит такой условно мягкий приговор: окажись они на Нюрнбергском процессе или в любой другой стране антигитлеровской коалиции – их непременно бы повесили.

Повторюсь: пленные были отправлены не в концлагерь, а в исправительно-трудовой лагерь. А вот американские власти на второй день после нападения на Перл-Харбор интернировали более 100 тысяч японцев в концлагерь в штат Невада, где они содержались до конца войны.

Конечно, по-разному можно относиться к условиям содержания в лагерях военнопленных офицеров, но из архивных материалов и общения с очевидцами мне достоверно известно, что старшие офицеры, как правило, на физических работах не использовались. Начиная с полковников и выше по званию имели право держать ординарцев-денщиков.

И чем же занимались пленные генералы и полковники? Один рисовал, второй занимался выжиганием и резьбой по дереву, третий увлекался швейным делом (сшил костюмы даже для сотрудников Управления НКВД).

В лагерях для японских военнопленных первое время офицерам, начиная с майора, даже разрешали носить палаши – самурайские мечи, однако после нескольких случаев совершения над собой харакири наиболее фанатичными офицерами, эта привилегия была отменена.

Но самым поразительным фактом было то, что пленных офицеров кормили по нормам, куда входили, кроме хлеба и крупы, рыба и, два раза в неделю, мясо. При каждом лагере была медицинская часть. Комендант лагеря японских военнопленных, что был под Кустанаем, рассказывал автору этих заметок, что поначалу от нашей пищи многие японцы стали страдать желудочно-кишечными заболеваниями. Недолго думая, начальство лагеря отбивает телеграмму на имя И.В.Сталина (тогда так было принято). Через месяц в лагерь поступают вагон с рисом и вагон с морской рыбой. Не знаю, как другие люди моего поколения питались в те годы, но я в Сибири весной собирал колоски и мёрзлую картошку на колхозных полях.

Вот что мне рассказывал бывший японский разведчик, осужденный после войны к 25 годам исправительно-трудовых лагерей и отбывавший наказание в Ивановской области (он был освобождён через 12 лет). «Нас в лагере кормили так, как ваши не питались и на воле. За 12 лет меня никто и пальцем не тронул. Домой вернулся совершенно здоровым. Я и детям своим, и внукам наказал, чтобы они ничего худого против России не делали».

В том, что русскому человеку генетически свойственно милосердие, наверное, убеждать никого не надо. Именно этим можно объяснить столь гуманное и либеральное отношение к пленным врагам. Что касается немцев, то они должны были за время пребывания в плену на собственном опыте ощутить, что русские никакие не варвары, в чём их убеждали десятилетия, а гуманная, цивилизованная нация, весьма чувствительная к чужому горю. Полагаю, что наши власти здесь преследовали и далеко идущие цели – нам предстояло жить на территории, позднее ставшей ГДР и работать с гражданами этой страны. И точно: отсидев по 8-10-12 лет, многие военнопленные вернулись в Германию и осели в советском секторе оккупации.

Больше того, значительный процент руководящего состава МГБ ГДР был укомплектован бывшими военнопленными офицерами, прошедшими здесь курсы антифашистских школ. Время их пребывания в СССР, общение с советскими людьми, их доброжелательное отношение к вчерашним врагам не прошли бесследно. Они знали, что для спасения раненых и больных немецких офицеров наши врачи переливали им кровь воронежских крестьянок, мужа, сына или брата которых они, возможно, убили.

Близкий мне человек поэт В.Панкратов, к сожалению, ныне покойный, рассказывал, как многие воронежские женщины загодя становились на обочине дороги, по которой пленных водили на работу, в основном на стройки, чтобы подать кому-то картофелину или кусок хлеба.

Работая несколько лет в ГДР, я постоянно общался с бывшими военнопленными в служебной и в неслужебной обстановке, но не припомню ни одного случая, чтобы кто-то из них даже после употребления солидной дозы горячительного (а немцы любили халяву) жаловался на тяжёлые условия пребывания в плену. Наоборот, они благодарили советских людей за гуманность, милосердие и альтруизм.

Я далёк от мысли в розовом свете представлять жизнь военнопленных и излагаю только факты, которые стали мне известны из архивных документов и рассказов очевидцев.

На международной конференции, состоявшейся 14-15 апреля в аграрном университете, в руководимой мной секции выступала итальянка профессор М.Джусти, которая нарисовала ужасающую картину содержания итальянских военнопленных в лагерях Тамбовской области (у нас их не было).

Она рассказала, что от голода и болезней умерли 17 тысяч военнопленных. Когда профессор заявила, что её земляков плохо кормили, я не удержался и спросил: а представляет ли она, как кормился наш народ-победитель в 1946-1947 годах? У меня её информация вызвала сомнение потому, что руководство страны знало: итальянские оккупанты зверствовали меньше немцев и мадьяр, а в ряде случаев проявляли даже лояльность к местному населению, а поэтому было как бы нелогичным подобное жестокое обращение с их военнопленными.

Хочу и по этому вопросу докопаться до сути: обратился к руководству нашего Управления ФСБ с просьбой запросить из Тамбова официальную справку по этой проблеме.

Как восполнить дефицит правды о войне? Прежде всего, не надо переписывать свою историю, а воспринимать её такой, какой она была.

Не следует препарировать архивные материалы с позиций нынешней политической целесообразности. Это ещё делается и в масштабе страны, и на местах. .

Не надо также оставлять без внимания и реагирования фальсификации западных политиков и учёных, продолжающих принижать наш народ.

Как относиться к пленному врагу? Кто способен проявить сострадание, милосердие к нему? Размышляя над этими вопросами, автор текста поднимает проблему проявления человечности к пленному врагу на войне.

Герой текста Б. Васильева проявил сострадание к немецкому солдату, когда брал его в плен. Немец «мог бы прикончить его или убежать», но вместо этого он упал на колени. Это поведение человека, который не хочет убивать врага, не хочет воевать. Осознание этого не дало герою нажать на курок и убить человека, который, как и он сам, мечтает о мирной и спокойной жизни, но по ужасному стечению обстоятельств оказался на войне.

Сделать это позже было ещё тяжелее. Немецкий солдат показал фотографии своих детей, рассказал, что он простой рабочий, которого принудили идти воевать. Плужников не смог выстрелить в «спину, которая прикрывала троих детей». Герой сжалился над немецким солдатом, потому что не мог оставить троих детей без отца, не мог убить простого человека, не мог взять на себя этот тяжкий груз. Он сделал это для «своей совести, которая хотела остаться чистой».

В подтверждение данной мысли приведу в пример произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Видя, как изнеможенные и голодные французы разрывают руками конину, Кутузов обращается к солдатам со словами: «Теперь их и пожалеть можно». Глядя на лица их лица, командующий видит сочувствие своим словам. Солдаты осознают всю бесчеловечность и жестокость войны. В их душах находится место для милосердия и сострадания даже к собственному врагу.

В качестве ещё одного аргумента приведу в пример произведение Шолохова «Тихий Дон». Главный герой Григорий один из немногих, кто с состраданием и милосердием относится к пленным. Когда Чубатый жестоко убил пленного австрийца, Григорий бросился на него, вспыхнув злостью и ненавистью за совершённый им поступок. Ещё больше Григорий был разозлён, когда Подтелков отдал приказ расстрелять пленных. Не желая больше видеть такую бессмысленную жестокость и смерть невинных людей, Григорий уходит от красных.

В заключение хотелось бы сказать, что милосердие к пленному врагу является высшим проявлением гуманности, на которое способны люди, осознающие всю ценность человеческой жизни.

О способности русских прощать врагов

Милосердие и способность прощать врагов всегда отличали русских людей. Свойство быть милосердным не только к род­ным и близким, но и к чужим - это требует от человека трудов и напряжения сил.

Но проблема данного текста заключена не только во все­прощении; она ещё в более сложных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни. Человек может оказаться перед выбором: должен или не должен он прощать врагам боль за свою рас­терзанную землю, за искалеченные судьбы соотечественников и надругательство над всем для него святым.

Комментируя данную проблему, следует сказать, что не все русские люди и на фронте, и на освобождённых от оккупантов территориях были способны простить непрошеных гостей за причинённое зло. И быть непримиримыми для наших людей в этих условиях - это становилось их выстраданным правом.

Однако мнение автора в тексте видится очень чётко. Люди России, и воевавшие, и гражданское население, в большинстве своём не были враждебно настроены по отношению к пленным немцам. Все понимали, что плен - это следствие той же войны, которая перемолола жизни и судьбы миллионов ни в чём не повинных людей. При этом кем бы они ни были, воинство ка­ких бы армий ни оказывалось во власти победителей, сами по­беждённые были не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Однако подходы к пленным русским и пленным гитлеровцам, которые осуществлялись «другой» стороной, были резко про­тивоположны по своему характеру. Фашисты целенаправленно уничтожали попавших в плен воинов Красной Армии, а наше командование сохраняло жизнь немецким военнопленным.

Я согласен с позицией автора и подтверждаю её следующим первым примером. Исполненным высокого гуманизма было отношение русских к пленным также и в войне 1812 года. В ро­мане Л.Н. Толстого «Война и мир» есть сцена: главнокоман­дующий русской армией Кутузов осматривает свои полки после победного Красненского сражения и благодарит их за ратные подвиги. Но при виде тысяч больных и изнурённых пленных французов взгляд его становится сочувствующим, и он говорит о необходимости «пожалеть» побеждённого врага. Ведь настоя­щие воины сражаются с противником в открытом бою. А когда он повержен, спасать его от верной гибели становится долгом победителей.

Второй пример в доказательство правоты позиции автора я привожу из жизни, основываясь на реальных фактах. Колонну военнопленных немцев под конвоем вели по улице маленького городка. Русская женщина вынесла три варёных картофелины и два куска хлеба - всё, что было в доме из еды в этот день, и от­дала пленному болезненного вида, еле передвигавшему ноги.

В заключение можно сказать, что высокий гуманизм русских людей проявлялся в великодушном отношении к побеждённому противнику и в умении отличить подлинных врагов от тех, кто оказался в гуще кровавых событий не по своей воле.

Здесь искали:

  • есть в логике нашей изъян что прощаем врагам не прощаем друзьям сочинение
  • проблема отношения победителей к поверженному врагу
  • проблема сострадательного отношения к пленному врагу аргументы
Выбор редакции
Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...

Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...

Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...
Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...
Расскажу вам историю про воробья. Один фермер искал себе работника. Проведал про то воробьишка, прилетел к нему наниматься.- Да что от...