Душевная деградация человека. Сочинение на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч Душевная деградация человека в рассказе ионыч кратко


Сочинение

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч».

В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе — Туркиными.

Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте…

Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это?

Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение.

Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…»

Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты…

Котик отказала герою — у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции — оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, — думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…»

И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне — это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата — у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.

Название рассказа полностью отражает степень деградации героя — из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Разработана:

преподавателем русского

языка и литературы

Коденко Е.В.

Рассмотрена на заседании

методического объединения,

к использованию

в учебном процессе

Протокол №____

от «___»_____________2014 г.

Председатель МО _________

В.П. Тарановская

2014 г.

Тема: Душевная деградация человека в рассказе "Ионыч"

Цели урока :

    познакомить обучающихся с особенностями художественного метода писателя А.П.Чехова на примере рассказа «Ионыч»;

    проследить историю духовной деградации Дмитрия Старцева, выяснить причины душевного оскуднения героя;

    произвести смысловой анализ рассказа «Ионыч», развивать умение обосновывать свою точку зрения;

    способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование :

тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока : урок-размышление

Эпиграф :

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт.

Сенека Луций Анней (Младший)

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.

II. Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

(Повторение пройденного материала в виде теста ) (презентация)

1.Где и когда родился А.П.Чехов?

А) 1824 – 1890 г. Москва

Б) 1860 – 1904 г. Таганрог

В) 1854 – 1902 г. Орёл

Г) 1841 – 1896 г. Киев

Д) 1836 – 1901 г. Петербург

2. Какие рассказы входят в «Маленькую трилогию» А.П.Чехова?

А) «Палата №6», «Попрыгунья», «Человек в футляре»»

Б) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»;

В) «Душечка», «О любви», «Попрыгунья»;

Г) «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата №6»

3. Из какого произведения А.П.Чехова данная реплика:«Как бы чего не вышло!» ?

А) «Палата № 6»

Б) «О любви»

В) «Душечка»

Г) «Человек в футляре»

4. Какое высказывание принадлежит А.П.Чехову?

А) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

Б) «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела»

В) «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица»

Г) «Красота – это королева, которая правит очень недолго»

5. О каком произведении А.П.Чехова Н.С.Лесков сказал: «В нем в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры» ?

А) «Степь»

Б) «Крыжовник»

В) «Унтер Пришибеев»

Г) «Палата № 6»

Д) «Душечка»

6. А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет?

А) химический;

Б) физический;

В) историко-филологический;

Г) медицинский;

Д) философский

7. Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А.П.Чехова:

А) «Стрекоза»;

Б) «Современник»;

В) «Отечественные записки»;

Г) «Осколки»

8. С каким театром тесно сотрудничал А.П.Чехов?

А) Малый театр;

Б) «Современник»;

В) Московский Художественный театр;

Г) Театр имени Станиславского

10. Имена героев многих чеховских рассказов стали нарицательными. «Хамелеонство» - способность человека, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды, «пришибеевщина» -

А) готовность в любую минуту пустить в ход кулаки;

Б) готовность всегда демонстрировать своё ничтожество перед власть имущими;

В) готовность всегда устраивать судьбу другого человека;

Г) способность быть всегда в центре скандальных историй.

1. Б 2. Б 3. Г 4. А 5. Г

6. Г 7. А 8. В 9. Г 10. А

(10 – «5», 8-9 – «4», 6-7 – «3»)

Слово преподавателя

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ «Ионыч». Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Уточним значение слова деградация. (Слайд)

Деградация”. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение обучающегося)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма (капитали́зм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства ) и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения.

Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

Работа с хрестоматиями (чтение и анализ отрывков произведения).

Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)

2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)

3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)

4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)

5. Жители города С. (Обыватели.)

6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)

7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)

8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)

9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)

10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)

Обучающиеся читают ключевое слово конформизм. Преподаватель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

Сопоставьте ваши наблюдения с эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово преподавателя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание

Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока

VIII.Рефлексия

Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.

Такие понятия, как понятия о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека - все это темы, волновавшие русскую литературу. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества?! Но проходят годы, и иной человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он всеми силами старается быть полезным людям. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много трудится, не зная отдыха. Впрочем, сам же Чехов как-то заметил, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города; его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов мастерски рисует нам эту “талантливость”. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра на рояле дочки Катерины и надуманные романы, которые сочиняет ее мать, понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах у Туркиных и ни о чем не думать. Скоро Старцев влюбляется в Катерину, которую в семейном кругу называют Котиком. Дмитрий готов на все ради нее, но Котик лишь кокетничает с ним, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично слоняться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Однако он получил отказ. Впрочем, доктор недолго переживал это. Ему было всего лишь “немного стыдно”, что все так глупо и пошло закончилось. Раньше в городе Старцева звали “поляк надутый”, тем самым подчеркивая, что он чужой здесь. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда доктор пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Горожане действительно ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно встречает эту весть, но с этого времени он теряет интерес к работе, несмотря на то что в городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. По вечерам он любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются “безобидные” страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая “лучшую” семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: “Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?” Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делать с деньгами, он, по-видимому, просто ради удовольствия скупал недвижимость. Чехов нас предупреждает: “Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека”. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но даже не пытается с этим бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Ионыч уже давно умер, и ничто не может вывезти его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Название этой болезни - духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили не только его современники, но и писатели XX века. Алексей Николаевич Толстой, например, говорил: “Чехов - это Пушкин в прозе”, а его однофамилец - Лев Толстой - утверждал: “Какой превосходный язык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я - не могли бы так писать”.

I вариант

В 1898 году Чехов пишет рассказ, суть которого намечена в его записных книжках. В заметках фиксируется два мотива: неподвиж-ность провинциальной жизни и огрубление человека, которого «одолела жадность». Духовное оскудение личности, ее деградация, по мнению автора, заключается в том, что человек теряет все свои высоконравственные идеалы и сливается с серой массой общества. Смысл жизни утрачивается.

В городе С. атмосфера располагает к однообразной и беспрос-ветной жизни. В поисках хоть каких-то развлечений приезжие на-бредут на дом «образованной и талантливой» семьи Туркиных. Ко-нечно, после того морального тумана, что царит на улицах города С., это семейство покажется просто последним очагом культуры. Но и их жизнь на удивление все так же монотонна и однообразна. Мамаша — графоманка, дочь — бездарность, а папаша отрабатыва-ет свои шутки перед зеркалом еще до прихода гостей.

Чехов постепенно опровергает высказанное вначале общее мне-ние о семье Туркиных, которая считается «самой образованной и талантливой» в городе С. Молодой доктор, приехавший в С., имеет свои высокие идеалы, стремится к красоте, испытывает добрые и нежные чувства к Котику. Но начинается первая стадия разруши-тельного влияния пошлости на Старцева. Примечательно то, что Старцев не сопротивляется всему этому. Он — конформист. Он все отлично понимает, но ничего не делает. В этом, по мнению Чехова, и заключается основная вина земского врача. По мере духовной деградации меняется внешний облик героя: он все больше полне-ет, появляется одышка. Вначале он ходил к больным пешком, за-тем ездил на паре лошадей, а затем и на тройке с бубенчиками. И вот уже Старцев, подавляя презрение к обывателям, отметая брезг-ливость, складывает добытые врачебной практикой бумажки, «от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном», чтобы отвезти в банк. Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни же-лания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора те-перь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Трудно выжить неординарному человеку в этом сером мире. Чехов строго оценивает своих героев, остро видит опасность за-блуждений, но радуется способности сохранить в душе остаток чув-ства, пусть на миг подняться до поэтического взгляда на мир.

II вариант

Антон Павлович Чехов писал о том, «что видел и как видел... Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще» (Л.Н. Тол-стой). На первом плане в его произведениях стоит человек, его внут- ренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть».

Серые будни, наполненные бесконечными больными, понача-лу не раздражают молодого земского врача Дмитрия Старцева, по-селившегося в городе С. Он, как всякий местный интеллигент, счи-тает своим долгом познакомиться с семьей Туркиных, по мнению городских обывателей, самой талантливой и необыкновенной в С. Небольшими мазками автор рисует эту «талантливость». Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. В конце концов, Старцев обнаруживает, что влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик.

При детальном рассмотрении обнаруживается, что любовь Дмитрия Старцева к Катеньке кажется странной, половинчатой, не совсем «настоящей». Она пришла не внезапно, а как само собой разумеющееся, и не совсем понятно, чем особенна Екатерина для нашего героя. Эта любовь кажется лишенной индивидуализации. Складывается впечатление, что Старцев просто испытывал потреб-ность любить. Любить кого-нибудь. Доказательством тому могут служить его собственные мысли: «...Ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало». Так, в то время, когда «нормальный» влюбленный будет сходить с ума, в голове у Дмитрия вертятся совершенно отвлеченные мысли: «Ох, не надо бы полнеть!» или «А приданного они дадут, должно быть, немало». Все это говорит если не о его изначальной душевной черствости, то о предпосылках ее к дальнейшему развитию. В конце концов, Ионыч предстает перед читателем эгоистом, вообще не способным любить. Так, когда он, «пылкий влюбленный», узнал, что предмет его обожания покинул город, то «успокоился и зажил спокойно».

Теперь он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных, и стучит палкой. В городе его уже по- домашнему называют Ионычем, тем самым принимая в свою среду. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он впол-не осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Стар-цева. Он нисколько не сожалеет об утраченном и даже отчасти ра-дуется, что все сложилось именно так: «А хорошо, что я тогда не женился». Ему не жаль молодости, несбывшихся надежд. Лень фи-зическая со временем превратилась у Старцева в лень чувств, в лень ощущений и стремлений к каким-нибудь переменам. Чехов не на-прасно дал своему персонажу фамилию Старцев: у этого человека наблюдались врожденные признаки старости — лень, безразли-чие, апатия. Есть работа, еда, карста, какое-никакое уважение окружающих. Что еще надо? Любовь? Зачем? От нее столько лиш-них хлопот.

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности.

В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.

Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки...», - размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился.

Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно - «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно

Точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», - говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.

Выбор редакции
КОНСПЕКТ открытого урока по русскому языку Тема: «Способ проверки парных согласных на конце слова.» Учитель: Белкина Галина...

Тема урока: Профессии. Цель урока: Создание условий для успешного формирования навыков чтения, введение новой лексики по теме...

В настоящее время полным ходом идет разработка новых боевых уставов для Вооруженных Сил России. В этой связи мне хотелось бы вынести на...

Подгруппа кислорода, или халькогенов – 6-я группа периодической системы Д.И. Менделле-ва, включающая следующие элементы:...
Изучение связи свойств веществ с их строением – одна из основных задач химии. Большой вклад в ее решение внесла структурная теория...
Фотосинтез лежит в основе всей жизни на нашей планете. Этот процесс, идущий в наземных растениях, водорослях и многих видах бактерий...
Самая масштабная в человеческой истории Вторая мировая война стала логическим продолжением Первой мировой войны. В 1918 году кайзеровская...
Открытие Дмитрием Менделеевым периодической таблицы химических элементов в марте 1869 года стало настоящим прорывом в химии. Российскому...
Одна из наибольших империй в истории, Византия имела огромное влияние на море и суше, в торговле и развитии производства, в религии и...