Учебная потребность. Образовательные потребности взрослых. Список использованной литературы


Особые образовательные потребности - это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности - это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Сущность понятия детей с ООП

Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

Заимствование термина

Особые образовательные потребности - это понятие, которое впервые было применено в лондонском докладе в 1978 году, посвященном и сложностям обучения детей-инвалидов. Постепенно оно начало употребляться все чаще. В настоящее время этот термин стал частью образовательной системы в европейских странах. Также он широко распространен в США и Канаде.

В России понятие появилось позже, однако нельзя утверждать, что его значение является всего лишь калькой западного термина.

Группы детей с ООП

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

  • с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
  • столкнувшиеся с трудностями при обучении;
  • живущие в неблагоприятных условиях.

То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности - это условия развития ребенка,которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

Категории детей, имеющих особенности психического и физического развития

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:

  • для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
  • с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
  • с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место ;
  • у которых нарушена речь;
  • имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
  • аутисты;
  • дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

ООП, общие для различных категорий детей

Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

  • Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
  • Использование специфических средств для осуществления обучения.
  • В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения.
  • Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.
  • Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Общие недостатки, которые наблюдаются в развитии детей с ООП

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.
  • Заторможенность в развитии речи.
  • Трудность в произвольной регулировке поведения.
  • Некоммуникабельность.
  • Проблемы с
  • Пессимизм.
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
  • Низкая или слишком высокая самооценка.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Действия, направленные на преодоление общих недостатков детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах.

Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

Задачи обучения детей с ООП

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
  • детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки учащихся.
  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
  • Закладка основ научного мировоззрения.
  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Функции обучения

Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями призвано выполнять следующие функции:

  • Развивающая. Данная функция предполагает, что процесс обучения направлен на развитие полноценной личности, чему способствует получение детьми соответствующих знаний, умений и навыков.
  • Образовательная. Не менее важная функция. Образование детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них базовых знаний, которые будут являться основой информационного фонда. Также существует объективная необходимость развивать у них практические навыки, которые помогут им в дальнейшем и существенно упростят их жизнь.
  • Воспитательная. Функция направлена на формирование всестороннего и гармоничного развития личности. Для этой цели учащимся преподают литературу, искусство, историю, физическую культуру.
  • Коррекционная. Данная функция предполагает воздействие на детей путем особых методов и приемов, которые стимулируют познавательные возможности.

Структура коррекционного педагогического процесса

Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:

  • Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с ООП. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.
  • Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.

  • Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.
  • Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.
  • Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.

Необходимость индивидуального обучения ребенка с ООП

Для детей с ООП могут применяться две коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

  • Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения.
  • Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии.
  • Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат.
  • При обучении ребенка в домашних условиях.

Однако фактически для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Таким образом, появление термина "особые образовательные потребности" говорит о взрослении нашего общества. Поскольку данное понятие переводит ребенка с ограниченными возможностями и аномалиями в развитии в разряд нормальных полноценных личностей. Обучение детей с ООП направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни.

По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления.

Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью.

Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.

1

1. Аппакова Э.Г. Аксиологический подход к образовательным потребностям личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5-1 (55). – С. 17-19.

2. Тейтельман Н.Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: дис…. канд. социол. наук: 22.00.06 / Николай Борисович Тейтельман. – Екатеринбург, 2004. – С. 42.

3. Чадаев А.Ю. Маркетинг образовательных услуг высшего учебного заведения на основе информационной модели / А.Ю. Чадаев, Л.А. Васин. – М.: Финансы и кредит, 2013. – 159 с.

У человека имеется множество потребностей, под которыми принято понимать осознаваемый недостаток чего-либо необходимого для поддержания и развития жизнедеятельности. В различных классификациях выделяют материальные и духовные, физиологические и социальные потребности и т.д. В экономике, которую принято называть экономикой знаний, особое значение приобретают образовательные потребности, так как через их удовлетворение в экономике знаний наращивается основной ее ресурс - человеческий капитал. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть сущность понятия «образовательные потребности» и особенности их формирования в современных условиях.

По своей сути содержание понятия «образовательные потребности» означает ответ на вопросы, зачем человеку нужно образование и в каком образовании он нуждается. В общем случае под образовательными потребностями понимают потребности в приобретении человеком компетентности, необходимой ему для решения жизненно важных проблем, как личного, так и профессионального характера. Неоднородность общества с точки зрения возраста, здоровья, места жительства, профессиональной направленности и т.д. порождает наличие множества различных образовательных потребностей. При в течение жизни у одного и того же человека происходит смены образовательных потребностей в зависимости от ситуации, в которой он оказывается. Это обусловливает необходимость предоставления целого набора различных благ для удовлетворения потребностей указанного типа.

Важно понимать, что носителем образовательной потребности является именно человек, несмотря на то, что оплачивать его образование может и он сам, и работодатель, и государство. Такая предпосылка соответствует рыночным постулатам (потребитель - домашнее хозяйство, в данном случае им выступает отдельный человек, приобретающий и наращивающий компетентности), а также положениям теории человеческого капитала, согласно которой (человеческий капитал не отделим от своего носителя, который им и распоряжается).

Вместе с тем можно выделить несколько уровней формирования образовательных потребностей:

На уровне отдельного человека, что связано с изменением структуры личности, формированием ее интересов, ценностных ориентаций и мотивов жизнедеятельности, обратно с развитием образовательных потребностей получает стимул трудовая активность, через приобретение знаний и навыков осуществляется адаптация к внешней среде;

На групповом уровне, что обусловлено воздействием внутрисемейных установок, предпочтений референтных групп, профессионально-квалификационных требований, обеспечивающих сохранение занятости и (или) карьерный рост, обратно с развитие образовательных потребностей преобразует образ жизни человека, что может привести к смене места работы, социального статуса и т.д.;

На уровне всего общества, что опосредовано, с одной стороны, транслированием культурного наследия и социально-экономического опыта предшествующих поколений, с другой, - изменением характера общественного труда и института профессии, и, как следствие, появлением новых ценностей.

Таким образом, та или иная образовательная потребность в экономике знаний обусловлена состоянием экономики, социально-культурными отношениями, включая социальную структуру общества, а также жизненными обстоятельствами конкретного человека с его духовными и материальными потребностями. Сама же потребность в образовании может быть выражена в обусловленном социокультурными факторами активно-деятельностном отношении человека к сфере знания, а также в характеристиках его развития, профессионального и личностного самоопределения и самореализации .

Многообразие и изменчивость образовательных потребностей в течение жизни человека в условиях экономики знаний связано не только и не столько с многообразием решаемых проблем, сколько с устареванием знаний и необходимостью постоянного обновления компетенций для успешной жизнедеятельности в меняющемся мире. Причем эта необходимость проявляется также на трех уровнях: человека-работника, предприятия, государства.

Среди функции образовательной потребности следует выделить:

Формирует образовательные интересы и цели;

Выступает причиной (мотивом) образовательной деятельности, основой мотивационного механизма ее регулирования;

Ориентирует в выборе способа решения жизненных проблем.

С точки зрения конечной целевой ориентации, образовательные потребности могут быть разделены на следующие подвиды:

Материального роста,

Статусного продвижения,

Профессионального совершенства,

Морального самоутверждения,

Социальной адаптации,

Духовной самореализации.

Важно, что каждый из этих подвидов может стать побудительным мотивом к освоению той или иной образовательной программы.

Указанные подвиды образовательных потребностей можно также разделить на:

Базовые (первичные), в рамках которых получение образования рассматривается как способ решения проблемы выживания, гарантия дохода и защищенности от увольнения в будущем;

Вторичные, включающие стремление к профессиональному и финансовому успеху, возможности самовыражения, желание принадлежать к определенной социальной или профессиональной группе .

Не трудно убедиться, что указанные потребности могут быть удовлетворены и другими, отличными от образования средствами. Поэтому относить их к образовательным с некоторой долей условности можно только в том случае, когда их реализация опосредуется получением образования и приобретением соответствующих компетенций. Важно, что в экономике знаний приоритет удовлетворения образовательных потребностей с одной стороны, переориентирует ресурсы в соответствующем направлении, а с другой, - создает у населения предпосылки для их формирования и развития как основы конкурентоспособности.

Библиографическая ссылка

Василенко Н.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 33-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9617 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
  • большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости , наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
  • периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
  • необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
  • необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
  • ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене , в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
  • педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
  • необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
  • для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
  • процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Тема: Образовательные потребности государства и общества и их значение при формировании образовательных программ ступеней общего образования образовательного учреждения

Цель: рассмотреть понятие образовательных потребностей социума как заказа государства и общества на образовательные услуги системе образования на уровне школы , изучить способы их выявления, а также учет запроса на образовательные услуги при формировании образовательных программ ступеней общего образования.

План:


  1. Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей.

  2. Способы выявления образовательных потребностей местного социума. Диагностика спроса на образовательные услуги.

  3. Принципы формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе.

  4. Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам.

Методические материалы:

1. Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей

В Словаре по педагогике Коджаспировой Е.Н. дается определение потребности:
«Потребность – объективно и субъективно испытываемая человеком нужда в чем-то, являющаяся источником активности, развития личности, общества в целом. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности и ее поведение. В самом общем виде потребности принято делить на биологические и социологические, нередко это деление называют иначе – материальные и духовные потребности. Потребности в психологии рассматриваются и как особые психологические состояния – состояния напряжения, неудовлетворенности, дискомфорта и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены. Удовлетворение потребностей протекает в результате целенаправленной деятельности. Воспитание потребностей является одной из центральных задач формирования личности» 1 .

Образовательные потребности согласно этой классификации относятся к социологическим потребностям и означают нужду человека или государства в образовании для реализации собственного потенциала и внутреннего и внешнего развития. Система образования имеет своей целью: удовлетворить образовательные потребности личности, ответить на заказ экономики и социальной сферы, обеспечить развитие высшего образования, создать условия для наиболее полной реализации возможностей работников образования. Основные факторы, влияющие на направление потребностей: социально-экономические условия, политическая ситуация, глобализация, внутренние потребности.

Следует отметить, что особая сложность состоит в отражении образовательных потребностей в социальном заказе системе образования. Очевидно , что система образования в «идеальном варианте» должна обеспечивать:


  • отдельной личности – условия самореализации, при этом как через получение образования, «заказанного» государством или обществом, так и через формирование собственной образовательной траектории (естественно, результат получения такого «индивидуального» образования не должен накладывать никаких обязательств на государство и общество; соответственно, финансирование получения такого образования является личным делом каждого, при возможном привлечении образовательного кредита);

  • обществу – возможность формирования программ подготовки, соответствующих определенному уровню образования, с фиксацией этого уровня и условий его достижения конкретным учащимся, но без финансовых обязательств со стороны государства (включая возможность реализации таких программ в существующих или специально организованных учебных заведениях);

  • государству – возможность подготовки специалистов определенных квалификаций в количестве, обеспечивающем потребности государства для исполнения возложенных на него обществом обязанностей 2 .
В порядке обсуждения материала со слушателями рекомендуется ответить на вопросы:

  1. Какие моменты исторического развития можно назвать определяющими при формировании образовательных потребностей?

  2. Какие факторы определяют направление содержания образовательных потребностей личности?
Слушателям предлагается выстроить иерархию факторов, влияющих на образовательные потребности, для государства и для отдельного человека и соотнести их между собой. Следующая задача: оценить, насколько эти списки будут совпадать и по каким позициям отличаться.

2. Способы выявления образовательных потребностей местного социума. Диагностика спроса на образовательные услуги.

Выявление образовательных потребностей каждой группы потребителей – государства, общества, отдельного индивида – невозможно без их активного участия.

К способам выявления относятся:


  1. Исследование социально-экономической ситуации в территориальном образовании (уровень жизни населения , профессиональная востребованность, демографическая ситуация, миграция населения и т.д.).

  2. Анкетирование участников образовательного процесса.

  3. Анализ образовательного потенциала обучающихся.

  4. Оценка ресурсов образовательной системы.
Далее рекомендуется обсудить с родителями механизм выявления образовательных потребностей. Также полезно составить план, определить ответственных и исполнителей каждого пункта плана.

Как правило, образовательные потребности населения выражаются в интенсивности спроса на образовательные услуги, которые может предоставить образовательное учреждение. В современных условиях каждое образовательное учреждение проводит опрос обучающихся и их родителей с целью формирования индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.
Успешная методика диагностики образовательных предпочтений используется в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина г. Саратова» (директор – кандидат педагогических наук Т.А.Денисова) 3 . Эта методика позволяет разработать образовательную программу любой ступени общего образования с учетом индивидуализации образовательных маршрутов как классов в целом, так и отдельных обучающихся. Суть методики состоит в том, что на первом этапе формирования заказа происходит изучение образовательных потребностей обучающихся через заполнение анкет родителями и индивидуальной заявки на образовательные услуги. Заявка составляется обучающимися и их родителями (законными представителями) совместно.

На втором этапе опросные листы обрабатываются, и уполномоченные лица готовят предложения для включения в образовательную программу начальной школы.

На третьем этапе составляется диаграмма, отражающая образовательные достижения обучающегося и дальнейшие перспективы по формированию его индивидуального образовательного маршрута. Такая диаграмма может быть сформирована не только для отдельного ребенка, но и для класса, параллели и ступени в целом.

Также возможно предложить слушателями описать свою методику исследования образовательных потребностей и спроса на образовательные услуги, которая использовалась в их образовательных учреждениях, и обсудить ее.

3. Принципы формирования образовательной программы.

Учет образовательных потребностей в образовательной программе

С 1 сентября 2011 года на территории Российской Федерации вступит в силу федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы, существенно отличающийся от действующего ранее.

Потребность в совершенствовании образовательных стандартов возникает не только в России, но и во всем мире. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: содержание образования обновляется значительно медленнее, чем технологии. Чтобы обучить детей чему-то новому, необходимо разработать новые методики и пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это требуется время. Но жизнь не стоит на месте, цивилизация развивается, и наступает момент, когда современное вчера сегодня становится устаревшим, и опять надо внедрять что-то новое. Поэтому в настоящий момент перед школой стоит задача обеспечения не только и не столько получения детьми знаний, сколько умения использовать полученные знания для приобретения новых.

Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться 4 .

И самое главное – стандарты должны научить школьника пользоваться знаниями, учиться, ведь теперь школьного багажа на всю жизнь не хватает – нужно переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

Кроме того, новые стандарты координируют систему требований в школах и вузах, обеспечивая выпускникам возможность конкурировать на равных, в каких бы образовательных учреждениях они не учились.

Значимость нового стандарта для родителей в том, что с его введением они впервые в истории отечественного образования получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс.

В стандарте зафиксированы специальные полномочия участников образовательного процесса, которые, в частности, дают родителям обучающихся право совместно со школой и общественностью определять до 20% содержания образования в начальной школе в соответствии с потребностями детей (при переходе на основную и старшую ступени этот показатель увеличивается).

Речь идет о закрепленном законодательно праве родителей на участие в управлении школой и формировании содержания образования.

В Конституции (ст. 43) и в Семейном Кодексе (ст. 63, 64) говорится о том, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Более того, там же сказано , что, «являясь представителями детей, родители обязаны защищать их права и законные интересы».

Это означает, что именно родители определяют, где, как и по каким учебным программам (разумеется, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту) будут учиться их дети. Так, например, если есть несколько учебных пособий по предмету, родители имеют право получить объяснения, почему учитель выбрал именно это пособие.

Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями стандарта разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением 5 .

Личностные, семейные, общественные, государственные потребности и возможности ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальные особенности его развития и состояния здоровья определяют целевые установки, знания, умения, навыки и компетенции, обеспечение достижения которых и является целью реализации основной образовательной программы начального общего образования.

4. Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный (образовательный) план (далее – учебный план) образовательного учреждения, который определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам 6 .

В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:


    • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

    • формируются универсальные учебные действия;

    • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования в начальной школе реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира , деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Образовательное учреждение по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса , обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть 7 , может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, и/или на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В данную часть входит и внеурочная деятельность 8 .

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Школа должна предоставить обучающимся широкий спектр направлений, занятий, видов деятельности, направленных на их развитие. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность реализуется через различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Это могут быть экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением желательно использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности может использоваться потенциал специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ и т.п.

Для развития одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых будут формироваться индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Кроме того, в рамках внеучебной занятости школьников может быть организовано дистанционное образование.

10. Федеральный Государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

11. Федеральный портал дополнительного образования детей www.vidod.edu.ru

1

Проведен теоретический анализ (в рамках педагогического, социологического и психологического аспектов) понятия «образовательные потребности» через определение таких категорий, как «потребность», «личностная образовательная потребность». Особенно подчеркиваем необходимость синтеза данных подходов при изучении образовательных потребностей. Поскольку теоретическое знание о потребностях является фундаментом теории личности, то исследование образовательных потребностей позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие деятельность личности, описать характер ее образовательной активности, исследовать наиболее значимые стимулы и условия ее включения в образовательную среду, отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и развития личности как в сфере образования, так и за ее пределами. На основании теоретического анализа можно утверждать, что воспитание образовательной потребности не только возможно, но и является одним из центральных факторов формирования личности.

потребность

образовательные потребности

потребность в образовании

личностная образовательная потребность

мотивационно-потребностная сфера

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

3. Макушева С.Л. Формирование потребности в образовании и ее реализация в учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999. – 152 c.

4. Онипко А.А. Образовательные потребности и траектории современной молодежи // Дискуссия (политематический журнал научных публикаций). – 2013. – № 2 (32). – URL: http://journal-discussion.ru/publication (дата обращения: 07.03.2016).

5. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма-Инфра-М, 2008. – 672 с.

6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

Изучение образовательных потребностей актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Теоретическое исследование образовательных потребностей позволяет углубить научные представления о структуре личности, ее деятельности, образе жизни.

Наряду с этим актуальным является исследование образовательных потребностей отдельных социальных групп и общностей. Знание такого рода дает представление о специфике групповых потребностно-мотивационных и ценностно-регулятивных механизмов образовательной деятельности, позволяет выявить ее типологические черты. Кроме того, образовательные потребности группы целесообразно изучать как фактор развития социального сообщества, условие социальной дифференциации, социальной мобильности, воспроизводства и изменения социальной структуры общества.

И, наконец, исследование образовательных потребностей, являющихся субъективными характеристиками объективных условий жизни человека, позволяет поставить диагноз социальной ситуации в обществе в целом (в сферах экономического и культурного развития страны, становления рыночных отношений и т.д.). Не менее значимо изучение образовательных потребностей в качестве механизма регуляции образовательной сферы, анализа ситуации, сложившейся в ней, определения роли общественного мнения в развитии образования, динамике изменений его отдельных подсистем.

Что касается практико-прикладной стороны исследования образовательных потребностей, то в условиях смены типа социального устройства в России и изменения отношения населения к образованию особенно важно изучать характер образовательных потребностей различных групп. Трансформация сфер производства и потребления, динамика социальной мобильности, возникновение новых социальных слоев являются значимыми факторами развития образовательных потребностей. Углубленный анализ образовательных потребностей представителей разных социальных слоев является важным вкладом в разрешение имеющихся противоречий .

Проблема изучения потребностей выступает как одна из наиболее актуальных в системе философского, психологического, социального, педагогического, экономического знания. Плодотворная организация и осуществление образовательного процесса не может не опираться на осмысленные представления о потребностях социальных субъектов, взаимодействующих в рамках того или иного образовательного социума. При этом мы исходим из того, что потребности выступают как исходные побудители деятельности социального субъекта, отражая объективные условия его существования и являясь одной из наиболее важных форм связи с окружающим миром.

Прежде чем осуществлять теоретический анализ понятия «образовательные потребности», обратимся к рассмотрению потребности вообще, потребности как научной категории, имеющей широкую сферу применения. Нет по существу ни одной научной сферы - будь то философия, социология, психология, экономика, педагогика и др., которые обходили бы стороной это понятие. Так, в философии потребность определяется как состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности. Потребность реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения предмета потребности, в процессе потребления. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. До реализации потребности она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает. Потребности рождаются с появлением новых предметов потребности и в процессе их потребления.

Развитие потребностей человека совершается в процессе и на основе развития способа производства. Специфическими для человека являются потребности социальные, порожденные развитием общества, - потребности в труде, общении с другими людьми и т.п. Биологические потребности сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, не существуют совершенно изолированно от социальных потребностей, в конечном счете, опосредуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее, более развиты потребности людей .

В этом состоит важная характеристика потребности с позиции социологии. Представители социологической науки отличаются своеобразными пониманием этого феномена. Здесь традиционным является взгляд на потребность как на противоречие, которое возникает на основе специфических взаимоотношений между субъектом и объективными условиями его существования. Потребность, по сути, состоит их двух «требований» - «требование к тебе» (внешняя необходимость) и «требование к самому себе» (внутренняя необходимость). «Требование к тебе» - это отражение социального контекста, внешних условий. «Требование к самому себе» - это не только переход внешней необходимости во внутреннюю (их слияние), но и адекватное сочетание этих внешних требований с собственной «внутренней природой», данной от рождения (склонности, способности, задатки и т. д.) и обусловленной социально, в процессе воспитания и с уже сложившимися ценностными ориентациями, стереотипами, представлениями и т. д. .

Необходимо отметить, что философский и социологический подходы к проблеме потребностей согласуются с психологическим подходом. Если социологией изучаются социальные потребности людей: потребности в общении, в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении, то психологией потребность исследуется как источник активности, первопричина поведения личности или социальной группы. В психологической науке акцентируется внимание на структуре и уровне развития потребностей индивида .

Потребность, считает А.Н. Леонтьев, сама по себе, как внутреннее условие деятельности, это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка; свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором») и своего «опредмечивания» .

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения.

Для педагогики анализ потребности как внутреннего источника целенаправленной деятельности человека и социальных групп является очень важным, поскольку позволяет определить их целевую ориентацию. В то же время это дает возможность обнаружить степень совпадения потребности личности с общественными потребностями .

Как мы видим, для всех приведенных выше подходов характерно рассмотрение потребности как состояния нужды в каком-либо, необходимом для субъекта, предмете. Именно поэтому потребность и выступает как причина и источник деятельности.

В рамках настоящего исследования, для полного изучения сущности образовательных потребностей личности, остановимся на педагогическом, социологическом и психологическом подходах. Особенно подчеркиваем необходимость синтеза данных подходов при изучении данного понятия.

В широком понимании образовательные потребности выступают не только как способ развития личности, но и как средство удовлетворения других потребностей. Образовательная потребность способствует повышению культурного уровня человека и дает возможность реализовать его сущностные силы. В настоящее время ценностью становится все больше не только самообразование, но и потребность в нем. Однако ее нельзя формировать и удовлетворять, не развивая адекватно систему образования.

Суть педагогического подхода к образовательной потребности заключается в:

1) необходимости исследования образовательных потребностей применительно к основным субъектам образовательного процесса (обучающий и обучающийся);

2) необходимости определения политики и стратегии внутренней и внешней деятельности образовательного учреждения на основе выявленных потребностей;

3) необходимости разработки педагогических условий для формирования и удовлетворения образовательных потребностей всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое изучение проблемы дает весьма ценный материал для дальнейшего реформирования образования, поскольку прежде чем его продолжать, необходимо знать потребности социальных общностей, включенных в образовательный процесс, и только на этой основе осуществлять в нем необходимые преобразования.

Кроме того, с позиции педагогической науки потребность в образовании - это элемент мотивационного механизма субъекта образовательного процесса, механизма, включающего в себя потребности этого субъекта, его интересы, ценностные ориентации, мотивы, цель деятельности . Наличие такого механизма, в котором базовым элементом оказываются потребности, является фактором управления образовательным процессом, способствующим достижению развития и саморазвития личности.

В современной педагогике возросло стремление найти и использовать новые эффективные механизмы взаимодействия с личностью. Учитывая мысль психологов о том, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % - от мотивов (Мясищев В.И.), мы видим необходимость в переходе от педагогики мероприятий к педагогике мотивов, которая рассматривает мотивацию как высшую форму регуляции деятельности личности на основе ее потребностей. Сформированная мотивация - это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно работает тот педагог, который сначала мотивирует, а только потом обучает и воспитывает.

В рамках социологического подхода образовательная потребность представляет собой обусловленное социокультурными детерминантами активно-деятельностное отношение социального субъекта к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации.

С точки зрения данного подхода образовательная потребность отличается многоуровневым функциональным разнообразием. На личностном уровне образовательная потребность выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимыми для различных видов деятельности; социализации; индивидуализации; самоопределения; самореализации; профессионального и статусного роста; реализации непрерывного образования; изменения структуры личности, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентаций, мотивов, установок на образовательную деятельность; формирования образа жизни личности; стимулирования трудовой активности личности, эффективности трудовой деятельности; адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом и социальном уровнях образовательная потребность реализует функции социального развития групп, социальных общностей, всего общества; повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом; институционализации непрерывного образования; формирования субкультуры социальной группы, общности; средства социокультурной динамики; трансляции культурного наследия и социального опыта поколений; формирования информационного пространства социума; формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества; самоидентификации социальных групп; воспроизводства социальных групп и института профессии; изменения характера общественного труда, повышения его эффективности; регуляции процессов социальной мобильности; адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Личностная образовательная потребность связана с созданием образа окружающего мира. Это та система ценностей, моделей поведения, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной средой, из которой индивид получает информацию, необходимую для ориентации в окружающем мире. В этом смысле личность имеет потребности, выходящие за рамки государственной системы образования. В структуру личностной потребности включается такая интеллектуальная социализация, как формирование «Я-концепции», ее формирование не может осуществляться вне образовательной среды. Капиталом, который человек может выгодно реализовать, в обмен на некие социальные и материальные блага. Факторами, определяющими личностную образовательную потребность, являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор). Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют: демографический фактор; географический фактор; интернационализация образования.

Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.

Таким образом, все вышесказанное позволяет увидеть значимость социологического подхода к анализу образовательной потребности, заключающуюся в том, что образовательная потребность индивида (ее содержание, структурные и функциональные характеристики) рассматривается в тесной связи с:

1) потребностями социальной группы, общности, в которую включен индивид;

2) в системе социальных факторов института образования и всей образовательной сферы;

3) в контексте социальных детерминант других социальных институтов;

4) в системе социальных связей и отношений общества в целом.

С точки зрения психологического подхода сущность образовательной потребности, как было сказано выше, целесообразно раскрывать через понятие мотивационно-потребностной сферы личности. Для того чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. В психологии движущая сила, побуждение к деятельности получило название «мотив». По утверждению А.Н. Леонтьева, «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельность без мотива не бывает, «немотивированная» деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» .

Поскольку процесс удовлетворения потребности (образовательной в том числе) выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.

Человек выполняет очень много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют. Значимость деятельности для личности определяется ее потребностями . Так, если потребность в образовании входит в число приоритетных у данного учащегося, то личностный смысл учения для него - в познании, приобретении новых знаний о мире. Если потребность в образовании не выражена и доминируют социальные потребности, то смысл учебной деятельности может сосредоточиться вокруг общения со сверстниками.

На основании вышеозначенного сформулируем наиболее значимые для нашего исследования выводы. Потребности как научная категория имеют широкую научную сферу применения. В широком понимании потребности выступают как исходные побудители деятельности социального субъекта, отражая объективные условия его существования и являясь одной из наиболее важных форм связи с окружающим миром. Образовательная же потребность отличается многоуровневым функциональным разнообразием. Образовательные потребности выступают не только как способ развития личности, это элемент мотивационного механизма субъекта образовательного процесса, механизма, включающего в себя потребности этого субъекта, его интересы, ценностные ориентации, мотивы, цель деятельности.

Образовательные потребности личности, являющиеся сущностной характеристикой развития, самоопределения и самореализации, обусловлены социокультурными детерминантами, активно-деятельностным отношением социального субъекта к сфере знания. Так, на личностном уровне - образовательная потребность выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями; социализации; индивидуализации; самоопределения; самореализации; профессионального и статусного роста. На групповом и социальном уровнях - реализует функции социального развития групп, социальных общностей, всего общества; регуляции процессов социальной мобильности; адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Образовательная потребность личности обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании. Факторами, определяющими личностную образовательную потребность, являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор). С полной уверенностью можно утверждать, что воспитание образовательной потребности не только возможно, но и является одним из центральных факторов формирования личности.

Библиографическая ссылка

Гавриленко Л.С., Чупина В.Б., Тарасова Т.И. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25480 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Выбор редакции
В новой книге для детей от National Geographic приводится немало занимательных фактов, о которых многие из вас наверняка не знали....

Производная экспоненты равна самой экспоненте (производная e в степени x равна e в степени x): (1) (e x )′ = e x . Производная...

Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...
Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...
Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...