Тема 9 наука образование. Наука и образование. Наука в современном обществе


Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира.

Наука: ее роль в современном мире

Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности.

Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования.

Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.

Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.

Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека.

Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.

Классификация современных наук

Классифицировать современные науки можно по предмету. Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения.

Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых можно назвать человека, как социальную фигуру, и различные общественные явления.

Важно отметить, что основным приемом исследования в естественных науках считается эксперимент тогда, когда для общественных наук характерна статистика, как главный прием исследования.

Также используются такие приемы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. В науке выделяют два уровня – теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень представляет собой обобщение материала, который был собран при помощи эмпирических методов. А эмпирический уровень – это материал, состоящий из итогов экспериментов и наблюдений, то есть – фактический материал.

Среди многочисленных функций науки выделяют три основные: технологическая, мировоззренческая и функция рационализации человеческой деятельности.

Образование и самообразование

Процесс образования происходит при помощи специальных социальных институтов.

В современном мире образование – это основа развития человека. Но современное образование не может ограничиваться только процессом учебы в школе или университете. Для полноценного развития и познания мира необходимо самообразование.

Приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами называют самообразованием. Для самообразования нет надобности посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций и при помощи друзей или знакомых.

Параметры экономического роста, их динами­ка широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государст­венном регулировании экономики.

Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парла­мента, Президента, Правительства Российской Федерации) преж­де всего на основе рассмотрения показателей динамики эконо­мического роста, динамики уровня жизни.

Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степе­ни от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Экономический ростявляется одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д.

Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных социальных задач: увеличения продолжительности жизни, повышения уровня образования и культуры, рационализации потребления и др.

Перед Россией в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.

В современном мире все большее значение приобретает научное знание. Лишь те страны, где динамично развиваются образование и наука, могут претендовать на достойное место в мире. В передовых странах наука уже стала главной производительной силой. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья. Каждый доллар, вложенный в науку на Западе, дает несколько десятков долларов чистой прибыли. Динамично развивающаяся наука постоянно ускоряет все экономические процессы. В развитых странах именно наука и образование - основной источник и фактор экономического роста и высокого жизненного уровня

Безусловно, забота об образовании населения - одна из важнейших стратегических задач государства. В последнее время российские власти в серьез, обеспокоены тем, что многие отечественные выпускники работают не по специальности, система российского образования не отвечает мировым стандартам, финансирование высшей школы идет не совсем по рыночным законам, а система оплаты труда педагогов и преподавателей явно оставляет желать лучшего.

В ближайшие несколько лет в России ожидаются серьезные перемены, связанные с модернизацией системы образования: приведение российских стандартов в соответствие с европейскими нормами, переход на бакалаврат и магистратуру, введение финансирования вузов по принципу «деньги следуют за учащимся», более широкое внедрение ЕГЭ и многое другое. Предполагается, что пакет законов, обеспечивающий преобразованиям законодательную базу, поступит в Государственную думу уже в эту весеннюю сессию. Скорее всего, прохождение законопроектов будет нелегким: депутаты, как и их избиратели, довольно настороженно относятся к переменам, связанным с реформой образования, и, вероятно, парламентарии, как и общество, разделятся на два лагеря - сторонников и противников модернизации. Все выше перечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.



Цель лекции– проанализировать науку и образование как фактор экономического роста в России

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :

Рассмотреть сущность и основные показатели уровня экономического развития;

Дать понятие экономическому развитию и экономическому росту;

Изучить реформу системы образования в России;

Проанализировать развитие системы образования на данном этапе;

Изучить итоги социально-экономического развития России;

Рассмотреть стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010- 2015 г. г.

Российская академия образования. Центр дистиционного образования «Эйдос» 11-й Всероссийский конкурс2009 Лауреат Ткач Кристина, 8 л Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом II степени Платонов Пётр (5а кл.) Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 4-5 классов Диплом I степени Голоботовская Мария Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом II степени Шлапак Александр (5г кл.) Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 4-5 классов Диплом I степени Малинин Павел Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом I степени Жупанов Влад

Конспект урока на тему: «Наука. Образование».

Цель урока : Сформировать у учащихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.

Задачи урока: образовательные: рассмотреть особенности развития науки и образования;сформировать у учащихся мотивацию к получению образования.

развивающие:

развивать навыки самоанализа, продолжить формирование умений аргументировать свои ответы при решении философских задач;

развивать умения продуктивно работать с текстом учебника;

воспитательная: воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

1.Учитель приветствует класс.

2.Проверка подготовки к уроку (посещаемость учащихся, наличие у них учебников, атласов, тетрадей и т.п.)

Учащиеся взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе на уроке.

2. Проверка домашнего задания

Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):

Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества. Надеюсь, все прочитали заданный параграф.

Ученики открывают свои учебники, тетради.

3.Всесторонняя проверка знаний

Давайте попробуем ответить на вопросы:

Что такое культура?

Виды культур?

Ее функции?

Массовая культура?

Молодцы, а теперь записываем новую тему урока.

Учащиеся отвечают:

- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Народная, массовая, элитарная.

Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.

Массовая культура, поп-культура, культура большинства - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртсткой социологической школой.

4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний

На доске В тетрадях

Запись:

§ 9 «Наука. Образование».

Вводное слово учителя:

- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

5.Этап усвоения новых знаний.

I .Наука в современном обществе.

Ребята, запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

На доске В тетрадях

Запись:

Черты современной науки

универсальность безграничность

- Основные характеристики «большой науки»:

1. Резко возросшее количество ученых

2. Рост научной информации

3. Изменение мира науки

4. Превращение научной деятельности в особую профессию

Цели науки:

    Описание

    Объяснение

- Поработаем немного с учебником стр.95, попробуем письменно выделить функции науки.

Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

II .Этика науки.

Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки - бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, - это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.

III .Век живи, век учись.

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.

Что такое образование?

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.

- Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.

Учащиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:

функции науки:

    Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).

    Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).

    Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).

    Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования. производства).

    Коммуникативная.

    Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).

Учащиеся отвечают:

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Учащиеся записывают термин в тетрадь.

На доске В тетрадях

Запись:

Функции образования:

компенсирующая адаптивная развивающая.

6.Этап закрепления новых знаний.

Давайте повторим:

Что такое наука?

В чем заключается этика науки?

Назовите цели науки.

Учащиеся отвечают:

- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.

- Цели науки:

    Описание

    Объяснение

    Предвидение явлений и действительности.

7.Этап информатизации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Записываем домашнее задание: §9(читать).

Ученики записывают в дневник или в тетрадь Д/З.

1.Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов (справочник П.А.Баранова)

Наука- творческая деятельность, направленная на……..

3.Главная задача науки-…….

4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?

5 .Три функции науки

Познавательная…..

Практическо- действенная-… Прогоностическая

6. Классификация наук 1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика

2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные(результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)

7.Перечислите первые академии наук.

8. Что такое «большая наука»?

10 Основные черты большой науки

Универсальность Безграничность

Дифференциация Интеграция

16. Образование- получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов- семья, школа, СМИ. (справочник П.А.Баранова)

Функции образования (справочник Баранова)

Экономическая Социальная Культурная

21.Почему образование является национальным богатством страны?

22.В чём заключается особенность непрерывного образования?

23. Почему самообразование- непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

Образование – трудоёмкий процесс, без которого невозможно представить сегодня успешного человека. Человек начинает свой образовательный процесс буквально с самого рождения – учится говорить, ходить. Затем – ясли, садик, школа, колледж или институт. И на этом образование не заканчивается. Кто-то ходит на дополнительные курсы, чтобы изучить то, что не преподавалось в школе/институте.

Наука и образование – наше всё!

Если Вы сейчас читаете данный текст, вы уже постигли основы дисциплины «Чтение». Применение найдётся всем дисциплинам! Считаем сдачу в магазине – математика, грамотно пишем заявление на отпуск – русский язык, общаемся с иностранным инвестором – английский язык, думаем, где отдохнуть – география (да и математика тоже), покупаем иностранную валюту – экономика, оказываем первую помощь – ОБЖ, входим на скорости в крутой поворот – физика. Повышайте уровень своего образования!

Портал Infoogle предлагает Вам статьи на тему образования – вы можете изучить русский и английский язык, географию, математику, основы безопасности жизнедеятельности и иные интересные и полезные дисциплины.

Выбор редакции
Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...

Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...
Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...