Тема 9 наука образование. Наука и образование. Наука в современном обществе
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира.
Наука: ее роль в современном мире
Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности.
Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования.
Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.
Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.
Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека.
Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.
Классификация современных наук
Классифицировать современные науки можно по предмету. Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения.
Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых можно назвать человека, как социальную фигуру, и различные общественные явления.
Важно отметить, что основным приемом исследования в естественных науках считается эксперимент тогда, когда для общественных наук характерна статистика, как главный прием исследования.
Также используются такие приемы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. В науке выделяют два уровня – теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень представляет собой обобщение материала, который был собран при помощи эмпирических методов. А эмпирический уровень – это материал, состоящий из итогов экспериментов и наблюдений, то есть – фактический материал.
Среди многочисленных функций науки выделяют три основные: технологическая, мировоззренческая и функция рационализации человеческой деятельности.
Образование и самообразование
Процесс образования происходит при помощи специальных социальных институтов.
В современном мире образование – это основа развития человека. Но современное образование не может ограничиваться только процессом учебы в школе или университете. Для полноценного развития и познания мира необходимо самообразование.
Приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами называют самообразованием. Для самообразования нет надобности посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций и при помощи друзей или знакомых.
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики.
Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства Российской Федерации) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни.
Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Экономический ростявляется одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д.
Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных социальных задач: увеличения продолжительности жизни, повышения уровня образования и культуры, рационализации потребления и др.
Перед Россией в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.
В современном мире все большее значение приобретает научное знание. Лишь те страны, где динамично развиваются образование и наука, могут претендовать на достойное место в мире. В передовых странах наука уже стала главной производительной силой. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья. Каждый доллар, вложенный в науку на Западе, дает несколько десятков долларов чистой прибыли. Динамично развивающаяся наука постоянно ускоряет все экономические процессы. В развитых странах именно наука и образование - основной источник и фактор экономического роста и высокого жизненного уровня
Безусловно, забота об образовании населения - одна из важнейших стратегических задач государства. В последнее время российские власти в серьез, обеспокоены тем, что многие отечественные выпускники работают не по специальности, система российского образования не отвечает мировым стандартам, финансирование высшей школы идет не совсем по рыночным законам, а система оплаты труда педагогов и преподавателей явно оставляет желать лучшего.
В ближайшие несколько лет в России ожидаются серьезные перемены, связанные с модернизацией системы образования: приведение российских стандартов в соответствие с европейскими нормами, переход на бакалаврат и магистратуру, введение финансирования вузов по принципу «деньги следуют за учащимся», более широкое внедрение ЕГЭ и многое другое. Предполагается, что пакет законов, обеспечивающий преобразованиям законодательную базу, поступит в Государственную думу уже в эту весеннюю сессию. Скорее всего, прохождение законопроектов будет нелегким: депутаты, как и их избиратели, довольно настороженно относятся к переменам, связанным с реформой образования, и, вероятно, парламентарии, как и общество, разделятся на два лагеря - сторонников и противников модернизации. Все выше перечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Цель лекции– проанализировать науку и образование как фактор экономического роста в России
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :
Рассмотреть сущность и основные показатели уровня экономического развития;
Дать понятие экономическому развитию и экономическому росту;
Изучить реформу системы образования в России;
Проанализировать развитие системы образования на данном этапе;
Изучить итоги социально-экономического развития России;
Рассмотреть стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010- 2015 г. г.
Российская академия образования. Центр дистиционного образования «Эйдос» 11-й Всероссийский конкурс2009 Лауреат Ткач Кристина, 8 л Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом II степени Платонов Пётр (5а кл.) Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 4-5 классов Диплом I степени Голоботовская Мария Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом II степени Шлапак Александр (5г кл.) Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 4-5 классов Диплом I степени Малинин Павел Международное соревнование школьников по математике в сети Интернет. Первая математическая олимпиада «Сократ» для школьников 5-6 классов Диплом I степени Жупанов Влад
Конспект урока на тему: «Наука. Образование».
Цель урока : Сформировать у учащихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.
Задачи урока: образовательные: рассмотреть особенности развития науки и образования;сформировать у учащихся мотивацию к получению образования.
развивающие:
развивать навыки самоанализа, продолжить формирование умений аргументировать свои ответы при решении философских задач;
развивать умения продуктивно работать с текстом учебника;
воспитательная: воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока
1.Учитель приветствует класс.2.Проверка подготовки к уроку (посещаемость учащихся, наличие у них учебников, атласов, тетрадей и т.п.)
Учащиеся взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе на уроке.
2. Проверка домашнего задания
Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):
Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества. Надеюсь, все прочитали заданный параграф.
Ученики открывают свои учебники, тетради.
3.Всесторонняя проверка знаний
Давайте попробуем ответить на вопросы:
Что такое культура?
Виды культур?
Ее функции?
Массовая культура?
Молодцы, а теперь записываем новую тему урока.
Учащиеся отвечают:
- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Народная, массовая, элитарная.
Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.
Массовая культура, поп-культура, культура большинства - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртсткой социологической школой.
4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний
На доске В тетрадях
Запись:
§ 9 «Наука. Образование».
Вводное слово учителя:
- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.
5.Этап усвоения новых знаний.
I .Наука в современном обществе.
Ребята, запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
На доске В тетрадях
Запись:
Черты современной науки
универсальность безграничность
- Основные характеристики «большой науки»:
1. Резко возросшее количество ученых
2. Рост научной информации
3. Изменение мира науки
4. Превращение научной деятельности в особую профессию
Цели науки:
Описание
Объяснение
- Поработаем немного с учебником стр.95, попробуем письменно выделить функции науки.
Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
II .Этика науки.
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки - бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, - это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.
III .Век живи, век учись.
Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.
Что такое образование?
Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.
- Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.
Учащиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:
функции науки:
Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).
Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).
Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).
Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования. производства).
Коммуникативная.
Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).
Учащиеся отвечают:
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Учащиеся записывают термин в тетрадь.
На доске В тетрадях
Запись:
Функции образования:
компенсирующая адаптивная развивающая.
6.Этап закрепления новых знаний.
Давайте повторим:
Что такое наука?
В чем заключается этика науки?
Назовите цели науки.
Учащиеся отвечают:
- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.
- Цели науки:
Описание
Объяснение
Предвидение явлений и действительности.
7.Этап информатизации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Записываем домашнее задание: §9(читать).
Ученики записывают в дневник или в тетрадь Д/З.
1.Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов (справочник П.А.Баранова)
Наука- творческая деятельность, направленная на……..
3.Главная задача науки-…….
4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
5 .Три функции науки
Познавательная…..
Практическо- действенная-… Прогоностическая
6. Классификация наук 1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные(результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
7.Перечислите первые академии наук.
8. Что такое «большая наука»?
10 Основные черты большой науки
Универсальность Безграничность
Дифференциация Интеграция
16. Образование- получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов- семья, школа, СМИ. (справочник П.А.Баранова)
Функции образования (справочник Баранова)
Экономическая Социальная Культурная
21.Почему образование является национальным богатством страны?
22.В чём заключается особенность непрерывного образования?
23. Почему самообразование- непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
Образование – трудоёмкий процесс, без которого невозможно представить сегодня успешного человека. Человек начинает свой образовательный процесс буквально с самого рождения – учится говорить, ходить. Затем – ясли, садик, школа, колледж или институт. И на этом образование не заканчивается. Кто-то ходит на дополнительные курсы, чтобы изучить то, что не преподавалось в школе/институте.
Наука и образование – наше всё!
Если Вы сейчас читаете данный текст, вы уже постигли основы дисциплины «Чтение». Применение найдётся всем дисциплинам! Считаем сдачу в магазине – математика, грамотно пишем заявление на отпуск – русский язык, общаемся с иностранным инвестором – английский язык, думаем, где отдохнуть – география (да и математика тоже), покупаем иностранную валюту – экономика, оказываем первую помощь – ОБЖ, входим на скорости в крутой поворот – физика. Повышайте уровень своего образования!
Портал Infoogle предлагает Вам статьи на тему образования – вы можете изучить русский и английский язык, географию, математику, основы безопасности жизнедеятельности и иные интересные и полезные дисциплины.
- Раздел: Шотландские сказки
- Что почитать, чтобы не оторваться
- Средневековая Европа: государства и города
- Особенности заключения договора между вузом и работодателем о практике студентов
- Сочинение «Тема памяти в поэме А
- Союз девяти неизвестных - IMPERIAL COMMISSAR — ЖЖ
- Мы не заметили жука — Агния Барто
- Лобачевский николай иванович
- Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова
- Презентация на тему: Моя будущая профессия - банкир
- Научился убивать на чеченской войне Потери среди мирного населения
- Лиз Бурбо Пять травм которые мешают быть самим собой
- Резерфорд установил что атом состоит из
- Какие у вас жизненные ценности?
- Типы поселений Презентация по объединению сельских поселений
- Чбмк челябинский базовый медицинский колледж
- Большие и малые расы человека
- Отклонения и допуски расположения поверхностей
- Структура самосознания личности
- Изменения в егэ на год по русскому языку