Почему наши учительницы одиноки. Министр образования призвала привлекать педагогов-мужчин в школы Есть смысл тратить жизнь на учительство


Френды, а как вы относитесь к учителям-мужчинам?

Ну то есть я понимаю, конечно, что профессия педагога изначально была мужской, даже в институтах благородных девиц преподавали мужчины.
В последнее время часто слышу о том, что все наши проблемы, дескать, из-за того, что мало мужчин идет в педагогику. Да и те,кто идет...лучше бы не шли, в общем. Ибо там такая некондиция, что даже и говорить не о чем. И детей воспитывают в основном женщины. Если же еще и учитывать статистику разводов, и то, сколько приходится в наше время работатьмужчине, чтоб прокормить семью, то получается, что современные подростки растут почти исключительно под женским присмотром и котролем.
Вот и пожинаем мы потом - маменькиных сынков и чрезмерно активных дам, воспитанных такими же мамами...

Поэтому чисто теоретически учитель-мужчина - это вроде как хорошо.
Тем более, скажем так, достойный мужчина. Не хлюпик-задрот, не пьяница-трудовик и не тупой физрук,а именно Учитель. Молодой, современный, компетентный и,главное, не бабообразный.
Казалось бы,о чем еще большем можно мечтать.

И в нашей школе такой учитель есть.
Правда, мы с ним пока не знакомы.Он преподает географию, а мы это еще не учим.
Внешне нормальный мужчина, молодой, лет 30-32, высокий,симпатичный. Не убогий,одним словом.

И сразу первая мысль- чего ж его сюда,беднягу, привело? Что заставляет его жить на зарплату учителя? В городе-то Москве, с высшим образовнием, способностью заработать в 2-3 раза больше? У него же наверно семья, ребенок? Или нет семьи? А ПОЧЕМУ?

Он так сильно любит детей, что готов за копейки работать в школе? - у меня десяток знакомых мужчин, которые любят детей, и дети всех возрастов ходят за ними хороводом, но работать в школе им и в голову не приходит.
Он так любит географию? Ну, не знаю.

Что ты,хороший учитель! - говорит моя подруга, мать восьмиклассника. - Он даже места какие-то занимает! Не Учительгода, но что-то типа того... А всё потому, что у него девчонки учебник наизусть учат! В рот ему глядят!.. Ну а пацаны подтягиваются, что делать...

Ну вот, так я и знала. Без сексуального подтекста никуда.
Конечно,его обсуждают в женских туалетах и раздевалках. Может быть, и не только ученицы.
И даже если он кристально честный человек и примерный семьянин, все сводится к "ах, какой он душка". Он постоянно должен быть настороже.

Сегодня, например, географ вышел из школы покурить. Стоит на крыльце с сигаретой. Из школы выходит стайка подростков, класс 7-8. Среди них - голоногая девица на умопомрачительных шпильках.
- Маша! - кричит географ на весь двор. - А ты знаешь, что работу-то последнюю ты написала не очень? Давай-ка подтянись!
- Я что-то не пойму, Андрей Петрович, вы о чем? - жеманно обернулась к нему именно голоногая девица.
- Я? Про географию!
- Ааааа. А я-то думала. про что-то ДРУГОЕ! - с нажимом говорит девица подобщее хихиканье друзей. - Ну а что вы смеетесь? Хоть вот... про математику, например!

Громко смеясь,подростки убежали.
Почему он именно Машу из всей оравы окликнул? Он не представлял возможную реакцию?
Или того и добивался?
Ситуация достаточно скользкая, но у него таких немало, я так думаю.Он привык. А может быть, ему того и надо. Получает свои эмоции от этих полунамеков и смешков. Ну а кто из нас здоров.
Но мы-то, нездоровые,дома сидим, а он в школу пошел,работать с детьми.

а я вот думаю, нужны ли они, эти супермены, в школах, или без них проще?
Вот например стояла бы на крыльце тридцатилетняя училка и распекала бы шестнадцатилетнего оболтуса - ведь и в голову не пришло бы, что что-то тут не так.
А когда учитель-мужчина, это сразу подозрительно.
А вы что думаете?

Сегодня, в день учителя, портал «Православие и мир» беседует с тремя молодыми мужчинами – учителями. Двое из них уволились из школ в этом году (один из столичной, другой из провинциальной), один работает в Сергиево-Посадской гимназии.

Как работается мужчине в школе? Почему в школу не идут молодые, почему мало учителей-мужчин, что менять в современной школе?

Приглашаем к дискуссии и читателей!

Денис Биштейнов. Современная школа в глубинке: комок противоречий

Поселок Пржевальского, Смоленская область

Филолог-англист, аспирант.

Уволился из школы в 2010 году

На Смоленщине есть замечательный уголок, где сосны величественно склоняются над голубыми озёрами, невесты-берёзы весело играют своими ветками с ветром, а над засеянными полями реют орлы. Это место более века назад облюбовал Николай Пржевальский, знаменитый русский путешественник; построил здесь дом, и в перерывах между своими экспедициями возвращался в свою Слободу. Тогда это было маленькое, захолустное село, в котором была небольшая школа при Вознесенской церкви и несколько учеников, большинство из которых 4 класса заканчивали за вдвое более долгий период. Сейчас время изменилось, маленькая Слобода разрослась до курортного посёлка Пржевальское. Школа теперь большая, кирпичная, 3-этажная (школа-миллионер, между прочим). И учеников в ней теперь учится почти в 100 раз больше. Здорово! Просто отлично! Качественный скачок за одно столетие!

Зарплата 4800

В этой школе я работал год. Преподавал английский. И всё же этим летом я уволился…

Современная школа в глубинке – это комок противоречий, и эти противоречия охватывают её от самого основания. Большинство из нас склонны винить во всем материальную сторону: низкие зарплаты, плохая оснащенность школ… Но ситуация сегодня, вообще говоря, уже не такая критическая, какой она была 10-15 лет тому назад. А за последние 5 лет государство предоставило целый ряд возможностей улучшить материальную базу школ. Пржевальская школа – это школа, из которой я выпускался в 2004 году и в которой я работал после окончания вуза. За эти 5 лет заменили ветхую мебель, оснастили необходимыми материалами и техникой кабинеты химии, физики, изо, тсо, приобрели интерактивную доску в кабинет информатики, снабдили наглядными и дидактическими материалами учителей-предметников. Работать стало приятней. Учителям больше не задерживают зарплату по несколько месяцев, у них есть определенные льготы, социальный пакет и всегда надежно: двухмесячный отпуск летом. Человек чувствует бóльшую уверенность. Но в то же время, даже в небольшом поселке, где уровень жизни сам по себе намного ниже и как бы требует меньших растрат, зарплаты в 4800 руб. (у меня было чуть больше ставки) достаточно лишь на то, чтобы заплатить налоги, прокормить самого себя и, может быть, иногда позволить себе купить дешевую куртку или ботинки. (Впрочем, мне повезло: молодой специалист без красного диплома получал бы на моем месте почти на четверть меньше).

Впрочем, это, может быть, не такая беда. Совсем не обязательно начинать свою трудовую жизнь с больших зарплат. Ещё живы родители, они помогут… Намного бóльшие эмоции вызывает то, что преподаватель со стажем 25 лет за ту же ставку получает чуть больше шести тысяч… Перспектива не очень-то радует.

Для того, чтобы посвятить себя такому труду, нужно всё-таки быть полным бессребреником. Это изначально большой подвиг . А теперь вспомним, что со временем я стану главой семьи, и именно на мне будет лежать главная ответственность в обеспечении своих домочадцев. Значит, на этот подвиг я должен обрекать не только себя, но и свою жену, и наших детей… А что, если они окажутся не готовы к этому? Готов ли я сам? Не буду ли я потом всю жизнь пилить себя за то, что в молодости сделал неправильный выбор, а теперь сложно или невозможно сдвинуться с места?

Закроют школу?

Кстати о перспективах… Закроют ведь школу. С этого года в школе больше нет параллелей (классов А, Б). А что через десять лет? Тенденция уезжать в областной город, в Москву и Питер или хотя бы туда, где есть водопровод и газ, вряд ли изменится. Возрастет рождаемость на селе? С чего бы? Значит, с трудом будут набирать 10 учеников в класс? Малокомплектная школа? А если ещё учесть стремление нашего государства избавляться от малокомплектных школ…

Готов ли я всю жизнь прожить бедно в маленьком тихом местечке? Этот вопрос остаётся для меня риторическим. Но я с уверенностью могу сказать, что я не готов к другому. Профессия учителя в современной России мало уважаема. Столько, сколько я работал учителем, я вынужден был оправдываться перед своими знакомыми и друзьями, почему я сделал такой выбор. Я бы даже сказал иначе: я вынужден был оправдываться перед самим собой. Внутренние противоречия, противоречия философского плана оказываются намного важнее. Роль учителя в социуме не может быть переоценена. Но роль учителя в нашем обществе, увы, оказывается недооцененной.

Поставщик или козел отпущения?

С точки зрения нашего государства, учитель – «поставщик образовательных услуг», с точки зрения родителей – «козел отпущения», с точки зрения детей – «поставщик нужных оценок». Сами учебные предметы начинают делить на то «что надо в жизни» и «что не надо». Вот зачем изучать тригонометрию или стереометрию? Развитие логического и образного мышления? А зачем нам это надо? Нам надо, чтобы мой ребенок умел хорошо считать и стал экономистом. Зачем в экономике площадь шара или косинус двойного угла? А если ещё ребенок хочет стать футболистом, то и говорить об этом не стоит.

Горько осознавать, что мало кому из учеников это надо – узнавать о мире. Любознательность стремительно исчезает в наши дни. Всё меньше остаётся образованных семей, а если такие есть, то место образования там всё чаще занимают компьютерные игры ; увы, даже не футбол. Если раньше мы смеялись: сила есть — ума не надо, то теперь уже: сколиоз есть — ума не надо. Образование само по себе теряет ценность. Теряют ценность мировоззренческие науки. Зато стоит прогуляться в парке или около кафе часов после 10 вечера – и ты увидишь как добрая половина старшеклассников (и даже помладше) распивают спиртные напитки.

Куда уходит миссия?

Мало кто задумывается о большой миссии учителя. Да и современные учителя уже давно не «миссионеры». Что говорить, если ученик стремится сбежать с классного часа? Значит, миссия в очередной раз провалена. Почему? Некомпетентность учителя? Лень? Желание снова схалявить? Нет. Наверняка это отсутствие у самого учителя внутреннего стержня. Учитель должен быть всегда во всем примером, которому все должны хотеть подражать. Нет, не кичиться своею правильностью, не жить по каким-то писаным правилам; но оказаться настоящим, живым, близким ученику, быть искренним и всегда следовать своему слову, где-то ошибаться – не без этого, но признавать это, быть готовым извиниться, если на самом деле не прав, не жалеть лишней минуты для ученика, уметь ободрить его, помочь в трудной ситуации. Но за всем этим стоит пресловутое «нам за это не платят» или «нам столько не платят, чтобы мы…»

Слишком быстро и легко мы все стали капиталистами… Каким окажется общество, в котором самым главным оказывается ростовщик (банкир), а почти в самом низу скромно занимает свою нишу учитель? Тот, кто должен был бы оказаться самым главным в формировании мировоззрения будущих граждан страны, сам оказывается жертвой товарно-денежных отношений.

Сергей Болотов: Курение, пьянство, наркомания — обыденная реальность московских школ

Москва

Историк, аспирант, уволился из школы в 2010 году.

Спустя неполный год работы в школе я уволился.

Почему выпускники педвузов не идут в школу — престиж, деньги, специфика работы с детьми? Причины, по которым из школы уходят молодые специалисты, не сводятся к этим трем составляющим.

Я и двое моих однокурсников, выпускники старого московского педвуза, пришли в школу разными путями. Один из нас изначально не имел ничего против работы учителя, другой попал в свою школу после увольнения из коммерческой фирмы, третьего пригласили работать в школьный музей, а учебные часы дали «в нагрузку». Каждый из нас получил своё представление о том, что значит быть молодым учителем, а также о том, что в этой работе является главной проблемой.

Тотальный контроль

Одна из них – это стремление школьной администрации в полном объеме контролировать молодого специалиста. Это значит, что «наставник» из числа педагогов со стажем (часто еще советским) сидит на каждом твоем уроке и делает тебе замечания по поводу твоих методических и педагогических навыков. Кроме того, он проверяет наличие и правильность составления методических материалов (план-конспект каждого урока, календарно-тематический план, рабочая программа и т.д.), а также заполнение журнала по каждому классу. Объем этих материалов таков, что в первый год работы для выполнения всех формальных требований необходимо затратить на подготовку урока по одной теме больше времени, чем на проведение самого урока. После пары недель ежедневного общения с «наставницей» любые другие проблемы твоей жизни перестают казаться существенными, и молодой учитель в полной мере обучается искусству тихой ненависти.

Черновой журнал

Впрочем, как показывает опыт, в других школах этой проблемы может просто не существовать, а ход урока и правильность и своевременность составления любых документов (кроме классного журнала) может контролироваться слабо или не контролироваться вообще — это прямо зависит от воли администрации школы. Классный журнал контролируется всегда, поскольку считается документом финансовой отчетности. Это положение весьма сомнительно с юридической точки зрения, но на практике журнал является главной школьной святыней. Чтобы научиться правильно и чисто заполнять его бесчисленные клеточки и строчечки молодому специалисту придется попотеть и не раз обратиться за консультацией к более опытным коллегам. Одним из распространенных является случай, когда учитель обязан, но не может проставить в журнал реальную посещаемость своих уроков, поскольку ученик может не присутствовать на занятии, но физически находиться в школе и съесть полагающийся ему бесплатный обед. Если съеденных учениками обедов окажется больше, чем самих учеников на бумаге, то это гипотетически грозит проблемами школе. В любом случае проблемы будут у учителя. Поэтому у всех, даже опытных педагогов для каждого класса есть личный второй «черновой» журнал для отметок, а у классных руководителей – «черновая» ведомость посещаемости.

Потесни коллег

Если администрация школы не терроризирует молодого специалиста требованием образцовой отчетности и вообще настроена дружелюбно, у него, тем не менее, со временем могут начаться трения с коллективом по поводу денег. Любой специалист заинтересован в высокой зарплате, но для мужчины этот вопрос нередко стоит особенно остро. В московской школе при содействии директората вполне реально получать до 50 тысяч рублей в месяц, но в большинстве случаев для этого придется так или иначе потеснить своих коллег. Такая ситуация возможна на любой работе, но в школьном и почти исключительно женском коллективе молодому мужчине придется столкнуться со специфическими методами «подковерной» борьбы за оплачиваемую нагрузку.

А какой фирмы у Вас мобильник?

Наконец, самой вероятной проблемой могут стать отношения с классами. Каждый класс имеет свой набор проблем, и молодой специалист может интуитивно наладить отношения с одним из них, в тоже время полностью утратив контроль над другим. В каждом классе есть свои открытые лидеры, свои скрытые лидеры, симпатии, антипатии, группировки, и все это учителю необходимо учитывать в работе. В сознании школьников напрочь отсутствует связь между образованием и жизненным успехом , а цель, с которой они посещают школу, никак не коррелирует с учебными целями, которые должен достигнуть учитель в своей работе с классом. Подростки не стесняются оценивать учителя по его внешнему виду, активно интересуются маркой его мобильного телефона, часов и автомобиля и вообще в самых вольных выражениях замечают все внешние черты, поэтому молодой специалист должен учиться владеть собой не хуже, чем фрейлины Екатерины Медичи. Для успеха этого, к сожалению, мало, поскольку блестящий вид учителя может уберечь его от насмешек, но не убережет его урок от бардака.

На практике единственным путем достижения дисциплины в классе является психологическое подавление детей. Конкретные методы напрямую зависят от личных качеств педагога, но он должен научиться и привыкнуть насиловать чужую волю, чтобы заставить учиться тех, кто этого делать не желает. В этом и состоит та самая главная психологическая нагрузка на учителя. Надо ли говорить о том, что не все люди способны получать удовольствие от такой работы?

Курение, пьянство , наркомания, национализм, экстремизм молодежи, фактическая беспризорность детей из неполных семей являются обыденной реальностью московских школ. В одном из моих 10 классов пять ребят состояло на учете в детской комнате милиции, трое употребляли наркотики, кое-кто из них нередко появлялся на занятиях в состоянии алкогольного опьянения. Остальные считали этих своих одноклассников вполне нормальными людьми.

Не Макаренко

Иногда люди, мало имевшие отношение к школе, ставили мне на вид опыт А.С. Макаренко, который «и с худшими детьми работал». Это действительно так, но те, кто об этом говорят, на самом деле, не заглядывали в книги великого советского педагога. Первого и решающего педагогического своего успеха Антон Семенович достиг, собственноручно показательно избив своего воспитанника (см. А.С. Макаренко. Педагогическая поэма. Глава 2). Разумеется, в современной школе, взращенной на принципе гуманизма , такие методы недопустимы и наказуемы.

Родители в большинстве случаев не приходят учителю на помощь, потому что констатацию факта дурного воспитания своего чада склонны воспринимать как личное оскорбление. Учитель в школе, если только он не является прирожденным манипулятором, практически лишен каких-либо реальных рычагов воздействия на подростков. Поскольку ни одна из перечисленных молодежных проблем не имеет тенденции к разрешению, а проблема межнациональных отношений в классах с каждым годом зримо усугубляется, я могу назвать школу перспективным местом работы лишь применительно к отдельно взятым не общедоступным учебным заведениям с особым подходом к образованию. Остальные школы обречены на роль дневных резерваций для подростков. В этом и состоит их главная социально-общественная функция.

Антон Глозман: Мы не только учителя, но и ученики

Сергиев Посад

Московская духовная академия, инженер по техническому обеспечению.

Работа в современной школе – это налаживание контакта с представителями иной цивилизации. Дети вроде бы похожи на нас, а вроде бы и совсем другие. Они – жители мира детства , покинувшие свою родную планету и бредущие в наш мир – мир взрослых. И школа – это такой промежуточный этап, на границе миров. Нам, учителям, важно не только учить, но и учиться, не только говорить, но и слушать. Современный мир меняется всё быстрее, каждое новое поколение сильнее отличается от предыдущего. Мы, учителя, не должны отставать в понимании. Только если мы сможем понять их, они смогут понять нас, и связь поколений тогда не прервется.

Почему мужчины так редко и мало работают в школе?

Женщина изначально (архетипично), мне кажется, более склонна к тому, чтобы заниматься с детьми, их воспитывать. Учитель, воспитатель — в массовом сознании это всё-таки «женская» профессия. «Мужья ушли на охоту, а женщины у очага, с детьми». Выбор профессии делается в очень юном возрасте, большинство делает этот выбор не совсем осознанно, под воздействием общих стереотипов. В итоге, в педагогические ВУЗы идут поступать в основном девушки. Кроме этого, зарплаты у учителей, к сожалению, не очень высокие, и для мужчины это может быть более серьёзной проблемой, особенно если он должен обеспечивать основной доход семьи.

Современные дети, к сожалению, очень привыкли к часто сменяющейся картинке, к «клипообразной» подаче информации. Мы пытаемся, конечно, организовать подачу материала таким образом, чтобы было много картинок, схем, но всё равно возникают проблемы. Дети очень быстро устают, начинают отвлекаться. Сложнее всего, в этой ситуации, не снижать планку, не сдаваться.

Ещё бывает сложно найти баланс между строгостью и добротой. Дети постоянно тебя испытывают, постоянно пытаются (неосознанно, я думаю) склонить отношения либо в формат панибратства, либо «холодной войны». В обоих крайностях бо льшая часть класса учиться перестаёт, так что учителю приходится «держать ухо востро».

Что радует в школе

Дети, конечно, и всё с ними связанное, что ж ещё? Радует, когда видишь, что «контакт удался». Радует, когда проявляют искренний интерес к твоему предмету. Радует, когда доверяют, рассказывая какие-то свои мысли или проблемы.

Менять ли школу?

Ввести школьную форму, хотя у нас в гимназии она и так есть. Повысить зарплату преподавателям, не знаю, правда, за счёт чего. Строить больше школ, чтобы в классах училось человек по 10-12. Отменить ЕГЭ (мне лично он не мешает, но у нас многие учителя возмущались).

Кого учим?

Десятый и одиннадцатый класс. Уже не дети, ещё не взрослые. К середине одиннадцатого класса становятся совсем серьёзными, любо-дорого посмотреть, жалко, что через полгода уходят совсем.

Ещё один аспект – гимназия у нас православная , дети в основном из верующих семей. Не могу сказать, что они какие-то особенные, но некоторые моральные границы поведения у них, бывает, вычерчены, в этом смысле немного попроще. С другой стороны, приходится очень осторожно вести себя в религиозном смысле, руководствуясь принципом «не надави». У них ведь возраст близок к переходному, т.е. они вот-вот начнут (некоторые уже начинают) с размаху отвергать все ценности и авторитеты «детского» периода. Нужно как-то аккуратно им показывать, что православие – это то, что они могут захватить с собой, уходя из детства. Это, конечно, не задача одного учителя, но я стараюсь что-то делать в этом направлении.

Насчёт уважения – стараюсь сам уважать детей и не особо «зацикливаться» на том, уважают ли они меня. Мне очень важно чувствовать связь, понимание в обе стороны. Стараюсь вести себя с учениками как со взрослыми, воспринимаю класс с учителем как коллектив единомышленников и коллег (учитель, конечно, руководитель), которые делают важное общее дело. Спрос, соответственно, тоже как со взрослых – усвоить знания и правильно ответить – это их работа, и дети это знают. Надеюсь, такой подход к делу в жизни им пригодится.

Есть смысл тратить жизнь на учительство?

Смысл жизни – в служении, и если брать земной аспект, то профессия учителя – одна из тех, кто в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе мы – не только учителя, но и ученики, по-настоящему уважать детей, и тогда наше служение может принести много пользы и добра.

Неожиданно попали к незнакомому учителю в первый класс. Мужчина, молодой парень только что после университета, мы у него первые. Что скажете? Что-то как-то неожиданно и странно.

Среда. После уроков у меня дополнительные занятия - дискуссионный клуб школьников. Как и всегда, тем для обсуждения много, ребята задают вопросы, я увлекаюсь и пытаюсь объяснять девятиклассникам что-то пока для них сложное, но интересное: прыгаю от квантовой физики до истории религии. Когда наконец наступает небольшая пауза, из аудитории звучит очень неожиданный и самый сложный из вопросов:

«Андрей Николаевич, а почему вы в школе работаете, вы же такой умный?»

Здесь пришлось остановиться и обстоятельно всё разъяснить, потому что за такими вопросами всегда скрывается больше, чем сказано. В этом наивном недоумении удивительным образом сформулирован образ школы, сложившийся у современных детей. Школа - это не место для умных.

Немногим раньше я столкнулся и с другим образом школы, с образом, который сложился в общественном сознании: школа - это не место для мужчин.

Я учился на первом курсе филологического факультета. На таких факультетах, как известно, мальчиков любят, поскольку их мало - нас в группе было всего двое. Мы с товарищем отправились на кафедру русского языка, где натолкнулись на одного из преподавателей, завязался разговор и прозвучал вопрос: «Ну вы-то журналистами хотите быть, на телевиденье пойдёте?», а потом комментарий к нему: «Не в школу же вам идти». Помню, меня это тогда очень обидело, поскольку я уже начинал работать педагогом дополнительного образования и собирался стать учителем. В моем случае, к счастью, обида только укрепила это намерение.

Но не все легко справляются с обидой и сложившимися предрассудками. Сейчас мужчина в школе - это скорее исключение, чем правило. Если вы попытаетесь представить себе День знаний в абстрактной школе, то, скорее всего, вообразите белые банты, гладиолусы и учителя, который ждёт в классе. Каждый представляет этого условного учителя по-разному, но всегда есть один общий элемент: этот учитель - женщина. И не удивительно, ведь по данным последнего международного исследования TALIS , в котором принимала участие Россия, 85 процентов учителей - женщины.

Однако если мы обратимся к истории образования, то легко выясним, что учителями на протяжении очень большого периода человеческой истории были только мужчины. Собственно говоря, само слово «учитель» - мужского рода. Почему же теперь так сложно встретить учителя-мужчину?

Мужчина в школе - не мужчина?

Так уж получается, что мужчины редко говорят о своих проблемах. Не принято. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен сдаваться, должен преодолевать все трудности и не жаловаться. Мужчина должен быть успешен. А успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.

Здесь скрывается сразу две причины пренебрежительного отношения к мужчине-учителю. Во-первых, процесс зарабатывания подразумевает в обыденном сознании какой-то тяжёлый физический труд. Труд учителя - интеллектуальный, а потому чаще всего я слышу, что на работе вообще ничего не делаю.

«Сложно как будто прийти и языком потрепать» - говорят люди, плохо понимающие, в чём заключается труд учителя.

Во-вторых, одна из центральных причин плохого отношения к учителю-мужчине - деньги. Хороший, тяжёлый труд хорошо оплачивается; раз платят мало, значит, и трудишься плохо. Да и вообще, «разве нормальный мужик будет работать за такие деньги?» Проблема оплаты труда учителей является на данный момент одной из самых серьёзных и плохо решаемых.

По словам главы Минобрнауки, средняя зарплата учителя в России составляет 35 тыс. рублей. Для сравнения, средняя зарплата учителя из США – 180 тыс. рублей. Конечно, другие расходы, другая экономика, и вообще незачем сравнивать, но проблема от этого никуда не пропадает. Ведь даже до этой «средней» зарплаты мне ещё надо было дожить: попробуйте, первый год работая в школе, взять нагрузку больше 20 часов, классное руководство, дополнительные занятия (а только в этом случае есть вероятность получить «среднюю» зарплату).

Карьера для неудачников

Но с первыми изменениями в отношении к себе со стороны других людей молодой человек сталкивается уже при поступлении в университет. Печальный факт: в современном обществе преобладает мнение, что если парень после школы поступил на педагогический факультет, значит, больше его никуда не взяли. Значит, он - неудачник и говорить с ним не о чем.

Надо сказать, что эта идея появилась не на пустом месте. Конечно, на педагогические факультеты конкурс всегда был ниже. Конечно, мальчиков берут очень охотно и закрывают глаза на мелочи. Но разве подобные вещи не происходят на других факультетах? Всегда есть люди, живущие по инерции, и всегда будут люди, относящиеся к своей деятельности как к призванию, готовые честно трудиться и добиваться результатов.

Я никогда не считал себя неудачником из-за того, что поступил на филологический факультет. Я сознательно выбрал его и работу учителя, хотя без труда проходил и на более престижные факультеты, но, тем не менее, сочувствующие взгляды и фразы типа «ну ничего, работать ведь не обязательно по специальности, главное - диплом получить» сопровождали меня довольно долго. Такое отношение может легко отбить желание работать в школе ещё на первом году обучения.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других

Когда же всем вокруг становится понятно, что ты настроен серьёзно и ничего менять в своем образовании не намерен, наступает ещё одна перемена в отношении. Отныне к будущему учителю-мужчине будут относиться не только с сочувствием, но и со снисхождением. В разговорах о нем будут упоминать как о местном «дурачке», блаженном.

«Не всем ведь быть юристами» - скажет дядя. «Кто не умеет делать - учит» - добавит старый знакомый. «А мог бы пойти в бизнес» - подведёт итог премьер-министр.

Собрав все эти причины вместе, можно представить, какое давление испытывает на себе учитель-мужчина, особенно молодой специалист. Образ педагога в общественном сознании из человека, который является для детей проводником в мир знаний и примером для подражания, превращается в вечно пьяного трудовика/историка/географа или недалёкого физрука, который подглядывает за школьницами в раздевалке.

Отсюда сомнения и боязнь родителей отдавать детей в класс, классным руководителем которого является мужчина. Итог - общее неуважение к профессии.

Образование в гармонии

Чем больше общество подшучивает над учителями-мужчинами, чем снисходительнее к ним относится, тем хуже отношения между учителем и детьми. Образовательный процесс - всегда двусторонний, и если дети «благодаря» общественному влиянию не могут воспринимать учителя всерьёз, то обучение не состоится, каким бы талантливым ни был педагог.

Всем известная истина о том, что всё должно быть сбалансировано и гармонично, безусловно, применима и к образованию и воспитанию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния, невозможно воспитать её и без женского участия.

Профессия учителя не должна быть ограничена одним полом, поскольку такое ограничение отрицательно сказывается на детях.

А так хочется показать им, что школа - место для умных, место для интересных, место для талантливых.

В оформлении статьи использован кадр из фильма «Охота» (2012).

Экология жизни. Дети: В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе

В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, зав. отделом Центра психического здоровья.

Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.

Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.

Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо - мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки - ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

Одна из самых распространенных педагогических ошибок - установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять - сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.

При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения - более степенный, скромный.

Есть и еще один аспект.

В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

В состоялся «правительственный час», в рамках которого министр образования и науки Ольга рассказала о государственной политике в сфере образования, а также отвечала на вопросы и комментарии парламентариев. В частности, депутат связал «негативное влияние интернета» на школьников, а также недавний инцидент с нападением 15-летнего подростка на одноклассников и учительницу в подмосковной Ивантеевке с «недостатком мужского воспитания».

Он назвал нехватку педагогов-мужчин «огромной проблемой» и призвал «усиливать интерес мужчин к образованию и роли преподавателя в школе», а также «давать определенные преференции при поступлении в педагогические вузы».

Министр согласилась с тем, что педагогов-мужчин в школах должно быть больше. «Например, в Туве проводился пилотный проект, в рамках которого руководству школ удалось привлечь молодых мужчин до 40 лет. В советское время существовали льготы, которые полагались мужчинам, работающим в сельских школах». Она добавила, что не может диктовать депутатам, какие именно законы принимать, но подчеркнула, что практика привлечения мужчин в школы есть, и она работает.

Ранее Васильева говорила, что женская педагогика отличается от мужской. «Баланс нашла сама история. Как вы знаете, изначально было очень много мужчин-педагогов, потом время изменилось, и был смешанный состав. Затем в педагогике стали преобладать женщины. А сейчас мы видим совершенно другую картину, приходят молодые ребята, педагоги-мужчины, это очень здорово. Это, действительно, хорошая и положительная тенденция. Я в этом ничего плохого не вижу, наоборот, изо всех сил поддерживаю», — говорила она.

Опыт Тувы, о котором говорила Васильева, заключается в целевом формировании мужского управленческого состава в школах. Соответствующее предложение выдвинул глава республики Шолбан Кара-оол три года назад. «Один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности необходимо включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества.

Школа без мужчины — все равно, что неполная семья. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь»,

— заявил он в послании Верховному хуралу. К 2016 году в республике сформировали комплекс мер, привлекающих начинающих «макаренко» в школы.

Например, кадровый резерв директоров школ и их заместителей стал создаваться с учетом гендерного подхода. В «дорожной карте» говорилось о развитии ипотечного кредитования для педагогов-мужчин и предоставлении им земельных участков для жилищного строительства. Особенно приветствуются в школах ветераны внутренних дел и участники боевых действий, которые, по замыслу руководства республики, должны улучшить профилактику правонарушений среди учащихся. Кроме того, был создан конкурс «Лучший педагог-мужчина Тувы».

Депутат Госдумы Любовь в разговоре с «Газетой.Ru» отметила, что привлекать в школы больше мужских кадров предлагают уже не первый раз. «Важно, чтобы воспитанием детей занимались не только женщины, но и мужчины. Они воспринимаются как требовательные люди с более строгим характером, к которым можно обратиться в особых ситуациях.

Однако закрепить приоритет мужчин при поступлении на работу в школы юридически невозможно, поэтому необходимо стимулировать гендерное выравнивание в педагогических составах другими способами»,

— уверена парламентарий. Будучи директором частной школы «Наследник» Духанина отметила, что в ее учреждении около 40% учителей — мужчины.

«Однако по России такой показатель составляет около 10%», — заявила депутат. Она также добавила, что в России часто вводят программы поддержки педагогов, сельских учителей, вне зависимости от пола.

Директор московской школы №1561 Валерий Пазырин рассказал «Газете.Ru», что столица создала все необходимые условия для мужчин-педагогов. «Действительно, женщин в образовании работает больше, нежели мужчин, однако в идеале должно быть соотношение 50 на 50. Не соглашусь с тем, что мужчины не идут в школы. В Москве обеспечена достойная заработная плата, которая вполне может удовлетворить нужды отца семейства», — отметил Пазырин.

Глава столичной школы также отметил, что в его учреждение регулярно приходят много молодых учителей. «Наша школа расширяется, и я постоянно провожу собеседования: за лето 2017 года я принял 10 мужчин-преподавателей.

При этом на собеседовании я никогда не отдаю гендерных предпочтений: кто лучше в своей специальности, того я и беру.

В школы идут молодые интересные ребята с хорошим образованием, им хочется поработать в этой профессии, и я рад, что могу обеспечить им достойную зарплату», — подчеркнул эксперт.

В предыдущие годы, заметил Пазырин, все проблемы упирались в то, что мужчины чувствовали себя дискомфортно из-за невозможности достойно обеспечить семью. Сегодня, отметил эксперт, юным преподавателям не нужно искать подработку и привлекать дополнительные ресурсы: отсюда интерес к профессии.

Мнение о том, что мужчины работают только трудовиками и физруками — это гендерные стереотипы, заявил директор московской школы. «Среди мужчин нет определенного распределения по предметам. В моей школе несколько историков, словесников, учителей музыки, много математиков и физиков», — отметил он.

Научный специалист Института образования Наталия Любомирская рассказала «Газете.Ru», что профессия педагога всегда была более привлекательна для женщин. «Короткий день, возможность уделять внимание семье — за этим они идут в школы. Мужчин в школах не хватает, прежде всего, именно для гендерного баланса. Есть школы — в основном, в регионах — в которых мужчины представлены только в качестве трудовика и учителя физкультуры», — утверждает Любомирская.

Эксперт убеждена, что государство недостаточно делает для популяризации деятельности педагога. «Если раньше в школы попадали ребята с непедагогическим образованием, то сегодня юные специалисты должны заканчивать пединституты для того, чтобы преподавать в школах. Необходимо открывать курсы дополнительной профессиональной подготовки на базе ведущих университетов, по окончании которых люди могли бы получить разрешение на учительскую деятельность. Тот, кто закончил биофак , знает не меньше выпускника педуниверситета», — заверила Любимирская.

Социальный психолог Наталья Варская объяснила природу небольшого желания мужчин садиться в кресла преподавателя тем, что в России сложился стереотип, будто учитель — профессия исключительно женская. «Не всякому молодому человеку хочется идти на «женскую» работу. Однако в дореволюционные времена преподавателями в гимназиях, гувернерами у дворянских детей были мужчины. Так что такая работа отнюдь не женская», — рассказала она «Газете.Ru».

Еще один нюанс, который может отпугивать мужчин от преподавательской деятельности - это повышенное внимание со стороны учениц.

Психолог уверена, что практически в каждом учреждении найдутся школьницы, влюбившиеся в физрука или преподавателя физики. При этом случаи, когда ученики испытывают платонические чувства к преподавательницам, все же происходят несколько реже, да и в физиологическую плоскость они переходят не с такой вероятностью, как «неуставные» отношения учителей-мужчин и школьниц.

«Тут все зависит от подготовки педагога. Они должны иметь стойкий «иммунитет»: как у врачей табу на отношения с пациентками, так и у школьных сотрудников — на учеников. В школы нельзя брать морально неустойчивых людей, которые не умеют контролировать свои чувства. Нужно проводить тестирование во время приема на работу», — уверена социальный психолог.

Выбор редакции
В новой книге для детей от National Geographic приводится немало занимательных фактов, о которых многие из вас наверняка не знали....

Производная экспоненты равна самой экспоненте (производная e в степени x равна e в степени x): (1) (e x )′ = e x . Производная...

Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...
Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...
Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...