Основные периоды жизни человека в акмеологии. Что изучает наука акмеология. В г.шахты ростовской области


Акме - (от греч. АСМЕ - вершина, цветущая пора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается что АКМЕ приходится на период взрослости или зрелости человека.

Акмеограмма - основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме (В.Г.Зазыкин).

Акмеолог - специалист в области акмеологии и прикладной психологии, умеющий решать широкий круг психологических и акмеологических профессиональных задач, в том числе специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.

Акметектоника (греч. akme – "вершина, расцвет, зрелость"; tektonike –"строительное искусство, мастерство") – акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального образа акме субъекта деятельности. Данная категория предложена А.С.Гусевой. Акметектоника – это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ акме. Образ акме – совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, волевых, коммуникативных характеристик и составляющих психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

Активность – многозначный термин, используемый в разных науках физиологии, (электрофизиологическая активность мозга), социологии, (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значения. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В амкеологическом понимании активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствовании. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.

Анализ акмеологический - как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Воздействие акмеологическое - это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздействие в методическом отношении может рассматриваться как самостоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается прежде всего своей направленностью - на благо развивающейся личности, к тому же многие виды психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность (А.А.Деркач, А.В.Кириченко).

Гетеростаз - исходное положение о том, что многие люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации (Л.Хьелл).

Деятельность высокопродуктивная - характеризуется высокими показателями качества по основным показателям, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности), преследующая положительные личностные и социально-значимые цели, сохраняющая здоровье субъекта труда и развивающая как профессионала и личность (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Задачи акмеологические - отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются так же разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.

Закономерности акмеологические - характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к профессионализму личности и деятельности. Акмеологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим (Е.Н.Богданов, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин).

Законы акмеологические - личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала; самовыражении личности в профессии (А.А.Деркач). В настоящее время имеют описательную форму. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием личностной целостности. Закон самовыражения личности в профессии описывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопредления, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Знание акмеологическое - это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действительности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта (Абульханова К.А.). Это знания, включающие социокультурную направленность, гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики.

Гуманитарный компонент акмеологического знания включает комплекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генетикой, андрогогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания.

Технологический компонент акмеологического знания приравнивается к искусству, мастерству, т.е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к "магическому". Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение - упорядочить все "частности" деятельности, перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремесленные технологии», в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных, особых навыков (К.А.Абульханова, И.Н.Семенов).

Зрелость – длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.

Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное "плато", за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.

В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

Изменчивость - исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.

Инварианты профессионализма акмеологические - это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необходимые условия) обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития (В.Г.Зазыкин).

Исследование акмеологическое - научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии, осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследования могут быть теоретическо-методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Концепции акмеологические - системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретические основания. Концепция гуманитарно-технологического развития (А.С.Гусева), нравственного развития личности (Е.Н.Богданов), субъектогенеза (А.С.Огнев), акмеологического воздействия (А.В.Кириченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В.Г.Зазыкин), профессионализма военных специалистов (Л.Г.Лаптев) и другие.

Компетентность акмеологическая - категория, предложенная А.К.Марковой, в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Компетентность профессиональная - в акмеологическом понимании это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Компетентность психологическая - это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы». По данным Н.В.Кузьминой психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ауто-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Критерий акмеологический - мера профессионализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральными, конкретными и детальными (В.Г.Зазыкин).

Мастерство - категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности».

Метод акмеологический - совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи.

Метод акмеографический - разновидность акмеологического метода, являющийся инструментальной реализацией акмеографического подхода, включающий акмеографические описания (на уровне общего и особенного) и разработку акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Модель акмеологическая - система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития и пр. Амеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр. (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

Объект акмеологии - на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся, главным образом, в профессиональных достижениях.

Описание акмеографическое - способ представления информации, предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальное или лингвистическое (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеологический - базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Подход акмеографический - система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности, Является развитием профессиоргафического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм (В.Г.Зазыкин).

Подход акмеоцентрический - ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеологических и акмеографических (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Показатели акмеологические - характеристики степени продуктивности деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала (В.Г.Зазыкин).

Потенциал личностный - в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А.А.Деркач, В.Н.Марков).

Предмет акмеологии - на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и, соответственно, разные исследовательские сферы и практики. В более узком понимании предметом является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции, самоорганизации.

В широком понимании предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к отимальным путям самореализации.

Профессионал - в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Основаниями для категорий профессионализм личности и деятельности стало определение профессионализма, предложенное Н.В.Кузьминой.

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин).

Развитие личностно-профессиональное - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).

Развитие гуманитарно-технологическое - процесс социокультурных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятельности, которые согласуются с определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности и деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие - это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» - процедуры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения (А.С.Гусева).

Самоэффективность - свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой, подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.

Технология акмеологическая - категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличающаяся более узкой направленностью, имеющей гуманистическое содержание - на прогрессивное личностно-профессиональное развитие. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

Технология гуманитарная - способы и механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности (А.С.Гусева).

Уровень акмеологический - характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности (А.А.Деркач, А.А.Мироедов).

Условия акмеологические - это прежде всего значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Данное понимание акмеологических условий (и факторов) отражает нынешнее состояние акмеологии (В.Г.Зазыкин).

Факторы акмеологические - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (В.Г. Зазыкин).

Холизм - исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии (Д.Зиглер).

А.А. Деркач, Е.В. Селезнева

АКМЕОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Москва - 200 7

Рецензенты –

Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие.

Учебное пособие написано в соответствии с программой «Акмеология». В нем рассмотрены основные акмеологические понятия, методологические подходы и принципы акмеологии, методы акмеологического исследования и практики, акмеологические стратегии оптимизации развития личности и социума и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность изложения позволяет быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов.

© А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, 2007 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Своеобразным социальным заказом для развития акмеологии стала острая социально-политическая и экономическая ситуация в российском обществе, возникшая в начале 90-х годов XX века.

Глубокие и многоплановые преобразования во всех сферах общества начали предъявлять высокие требования к человеку, его деятельности и личности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных принимать самостоятельные решения и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и риска. Прогрессивное развитие человека, его творческого потенциала, его способности самостоятельно решать личные и общественно значимые проблемы было признано важным фактором прогрессивного развития страны.

Однако исследования прогрессивного развития зрелой личности не занимали центрального места в психологии и смежных с ней науках, осуществлялись бессистемно, стихийно и эскизно.

Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека.

Логическим результатом этого процесса в начале 90-х годов XX века стало возникновение акмеологии как самостоятельной гуманистически направленной, фундаментальной, интегративной теоретической и прикладной науки и оформления акмеологии как профессии.

Первым оформился такой вид деятельности профессиональных акмеологов, как научные исследования. Они были направлены на поиск новых акмеологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование акмеологических явлений, изучение акмеологических закономерностей), исследование феномена акме как:

ступени взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость;

состояния подъема, вершины проявления индивидного, личностного, субъектного, индивидуального и профессионального развития, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях.

Специфика акмеологических исследований сразу проявилась в разработке и эффективном внедрении в практику алгоритмов, методов и технологий, которые обеспечивают формирование у человека способности к саморазвитию, самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации и способствуют достижению высшей ступени развития человека в различных сферах его жизнедеятельности. Акмеологи начали разрабатывать и внедрять в практику стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего эффективного функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.

Развитие акмеологии как профессии отразилось в становлении помимо научных исследований таких видов деятельности профессиональных акмеологов, как акмеологическая практика и обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение.

Акмеологическая практика связана с применением акмеологических знаний для решения практических задач (акмеологическая диагностика и консультирование, коррекционная, развивающая и профилактическая работа), а обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение направлено на подготовку специалистов и руководство акмеологическим самообразованием общественности.

Внедрение результатов акмеологических исследований в практику дает значительный социальный эффект. Система акмеологических знаний активно используется в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров управления, а также специалистов, работающих в сферах образования, здравоохранения, обороны, правопорядка, предпринимательства и др. В ряде регионов Российской Федерации успешно работают акмеологические службы.

Сферами, или областями деятельности профессиональных акмеологов являются управление, медицина, образование, социальные отношения, военное дело, политика, спорт, экономика, инженерное дело, журналистика, связи с общественностью, юриспруденция и др.

Развитие акмеологии как профессии отразилось в организации подготовки специалистов. В Российской Федерации работают 10 кафедр, готовящих квалифицированные кадры акмеологов – исследователей и практиков. Активно осуществляется подготовка специалистов-акмеологов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. В Российской Федерации активно действуют диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 19.00.13.

Предлагаемое читателям учебное пособие построено в форме вопросов, соответствующих экзаменационным вопросам по программе «Акмеология», и ответов, позволяющих студенту, магистранту или аспиранту быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

При подготовке учебного пособия мы исходили из того, что к изучению акмеологии как учебной дисциплины студенты приступают после изучения философии, истории и философии науки, а также комплекса психологических дисциплин (в первую очередь, общей, социальной и возрастной психологии, а также психологии развития).

Глава 1. Теоретико-методологические основы акмеологии

Что означает слово «акмеология»?

Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», которое происходит, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и значит: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». «En akmy einal» (быть в акме) переводится как: «быть в полном цвете, на высшей степени развития» 1 . В жизнеописаниях прославившихся древнегреческих мудрецов и философов, указывались часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, то есть время, на которое приходился высший пик их деятельности – время их «расцвета», акме. Так, Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду» 2 .

Вторая часть термина «акмеология» восходит к древнегреческому «logos», означающему «смысл», «разум», «познание», «изучение», «исследование».

Таким образом, в буквальном смысле акмеология – это знание о вершинах, наука, изучающая высшую степень развития человека.

Каково содержание и основные характеристики феномена акме?

Акме в широком понимании – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

В более узком значении понятие «акме» используется, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества. В этом значении акме предстает как кульминация, то есть как «момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей» 1 .

Наконец, термин «акме» употребляется в значении пиков, или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого акме, или «макроакме», называют малыми акме, или «микроакме» 2 .

Следует учитывать, что акме в развитии человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности могут достигаться в разное время, хотя подъем в развитии одной сферы психики чаще всего становится катализатором для достижения акме в других сферах.

Акме можно рассматривать и как результат, определенный уровень развития, и как процесс. В частности, как процесс акме описывают с позиций интенциально-динамической модели процессов психического развития 3 . В рамках этой модели акме является не вершинной точкой в жизнедеятельности человека, а точками непрерывной кривой (и даже экспоненциальной) развития. В этой модели главными сущностными признаками акме выступают прогрессивная направленность (конструктивная интенция), интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Акме рассматривается не как верхняя точка развития (то есть момент перехода от развития к регрессу), а как процесс максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. Таким образом, достижение каждой следующей точки максимального развития не обязательно должно приводить к деградации и сменяться распадом – напротив, процесс развития может и должен приводить к еще более интенсивному развитию 1 .

Как процесс акме рассматривается и в рамках синергетической акмеологии 2 .

С позиций социальной синергетики человек – это открытая самоорганизующаяся структура, которая может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой. В ходе этого обмена человек поддерживает свою упорядоченность за счет усиления беспорядка во внешней среде. Самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации (последовательного объединения элементарных самоорганизующихся структур в самоорганизующиеся структуры более высокого порядка) и деиерархизации (последовательного распада сложных самоорганизующихся структур на более простые). Для любой конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний (в синергетике подобное состояние называют «аттрактор»). Когда иерархизация системы достигает некоторого предельного состояния («простой аттрактор»), этот процесс останавливается и начинается распад системы (процесс деиерархизации), который также заканчивается, достигнув некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).

Синергетическкая акмеология соотносит акме как вершину в процессе развития человека с простым аттрактором. При этом со странным аттрактором она соотносит «катаболе» (от греческого «скатывание вниз») как упадок в развитии. Таким образом, с позиций синергетической акмеологии социальная самоорганизация представляет собой чередование акме и катаболе.

С позиций синергетики балансирование системы между простыми и странными аттракторами связано со стремлением к преодолению противоположности между порядком и хаосом и достижению их диалектического синтеза, то есть со стремлением к глобальномуаттрактору (сверхстранному, или суператтрактору) 1 . В соответствии с этим тенденция в чередовании состояний акме и катаболе состоит в движении через локальные акме, завершающиеся катаболе, кглобальному акме, которое уже не знает катаболе.

Некоторые исследователи, представляя акме как достраивание жизни до некоторого идеала, выделяют следующие модели акме, или стратегии достраивания:

    постоянные инновации и эксперименты при осознании принципиальной незавершенности жизни;

    возвращение к тому, что было, от начала до конца проникнутое ностальгией по утерянной вершине;

    экзистенциальное усилие по возвращению в некоторое состояние, которое было ниспослано человеку как фундаментальное событие и которое дано сразу, как целое 2 .

Однако в этой классификации к акме можно отнести только первую стратегию, так как, несомненно, и инновации и эксперименты, и осознание принципиальной незавершенности жизни тем или иным образом характеризуют акме-ориентированную личность. Однако если сводить данную стратегию к потребности во внешнем успехе, то есть в качестве акме рассматривать только внешние достижения, тогда следует говорить только о псевдо-акме.

Что касается третьей стратегии, то здесь акме рассматривается как единичная точка в жизненной судьбе выдающейся личности (озарение, просветление и т.п.). Энергетика акме-озарения позволяет личности осуществлять дальнейшее служение своей вершине (при этом модель жизни выдающейся личности выступает для остальных как идеал жизнеустроения), но, в то же время, несмотря на все усилия, вторичное достижение акме-озарения невозможно 1 .

Конструктивной представляется модель, в рамках которой выделяют, как было показано выше, локальные и глобальное (абсолютное) акме, а кроме того, утилитарные и духовные акме. Утилитарные акме определяются вершиной совершенства в экономической или политической областях, а духовные акме – вершиной совершенства в моральной (нравственной), художественной и мировоззренческой областях. При этом подчеркивается, что только гармоническая реализация всех компонентов акме (как утилитарных, так и духовных) ведет к абсолютному акме 2 .

Состояние акме можно соотнести с том, что в литературе называют «интенсивностью бытия» 3 . Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми) 4 . В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.

«Акмеология (от древнегреческого “акме” - вершина, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора высшая степень чего-либо и “логос” - учение) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме - система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как “чувство жизни”, “самореализация”, воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме - это прорыв, подготовленный всем содержанием российской культуры и науки; это принятие ответственности за поиски российского гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемко- стью и глобальной информатизацией» .

Требования современного науковедения указывают: чтобы акмеология отвечала статусу научной дисциплины, она должна соответствовать критериям актуальности, современности, перспективности, самостоятельности и фундаментальности.

Актуальность акмеологии определяется социально значимыми целями и ориентирами, которые указывают на необходимость гуманного, но продуктивного развития и задействования творческого потенциала конкретного человека и его окружения. Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг нее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных людей.

Развитие акмеологии основывается на достижениях естественных, общественных и технических наук. При этом акмеология способна вырабатывать собственные продуктивные решения. Только таким образом акмеология способна занять свою признаваемую нишу и обеспечить дальнейшее свое утверждение и широкое признание как самобытной привлекательной теории и практики, которая исходит и полностью подчинена жизненным интересам общества и каждого его члена.

Современность акмеологии обусловлена ее зарождением и развитием па интегративной базе, которая аккумулирует достижения передового наукознания и человековедения и обеспечивает разрушение недееспособных сложившихся барьеров, догм и стереотипов фрагментарно-парциального характера. Здесь представляется возможным не только найти сопряженные интересы наук при достижении общей цели, но и на современной научно-методической основе предложить собственные новые конструктивные решения (подходы, модели, алгоритмы, технологии), которые выходят за пределы только научного интереса и ориентируются на социальную практику, на ценности и потребности конкретного человека.

Перспективность акмеологии диктуется стратегией реформирующегося общества, которая может быть реализована усилиями гармонично развитых, профессионально компетентных его членов. В таком обществе каждый институт (все государственные и негосударственные учреждения, предприятия и объединения) интегрируется в целостный социальный организм и сообща они способствуют творческой самореализации человека. Акмеология, изучая закономерности и механизмы развития человека как высшей ценности природы и главного приоритета общества, не только всесторонне его исследует, но, что является главным, способствует ему в достижении собственных вершин, особенно на ступени зрелости.

Самостоятельность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке состоит в том, что она исследует комплексно и во взаимосвязи его ценности, стратегии, жизненный и профессиоиалыю-деятелыюстный путь, а также условия его прохождения. Имея свои ясно очерченные объект, предмет, метод и категориальный аппарат, она вместе с тем стремится к сотворчеству с другими науками и на основе синтеза знаний многих наук обеспечивает выполнение собственных теоретических и прикладных функций. В частности, выявляет «пересечения» вершин и спадов личностного и профессионального развития, определяя их закономерности. На основании данных закономерностей конструирует оптимальные модели, алгоритмы и технологии, обеспечивает акмеологическое сопровождение труда и жизни отдельного человека или профессионального коллектива. Принципиально, что акмеология не претендует на статус «науки всех наук». Она стремится к конструктивному сотворчеству с каждой из них в интересах практической целесообразности продвижения социального субъекта к его вершинам - акме.

Фундаментальность акмеологии заключается в ее непосредственной связи с передовой теорией и практикой, в стремлении к проникновению в природу исследуемого объекта во всех его «измерениях». При этом она ищет ответы на следующие вопросы:

Что отличает способы личностной и профессиональной реализации у специалистов разных уровней продуктивности;

почему каждому, исходя из реальности (условий и факторов), удается решать задачи на своем уровне продуктивности;

Как (с помощью каких моделей, алгоритмов, технологий) обеспечить желаемый уровень продуктивности в профессиональной деятельности и совокупном труде, в реализации жизненной стратегии в целом?

Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы позволят выявить новые закономерности в современной социальной практике, определить пути ее оптимизации.

Исследованием данных вопросов призваны заниматься ученые- акмеологи, которые готовы и способны пойти на тесное сотворчество со всеми заинтересованными представителями других областей знания и социальной практики во имя общего. В связи со всем этим можно отметить, что акмеология - это не эклектика, как ее пытаются представить некоторые оппоненты, а «высшая математика человекознания и человековедения». Представляется, что такой подход привлекателен и перспективен для всех, ибо именно он выражает закономерную потребность общества, ориентированного на прогресс.

Субъектом созидательной деятельности является взрослый. Вершин продуктивности созидательной деятельности человек достигает в период акме - цветения и плодоношения, создания духовных и материальных продуктов, которые продолжают служить человечеству в течение тысячелетий. По этому критерию выделяются вершины вершин.

В акмеологии понятие «акме» используется в двух значениях.

В узком: когда имеется в виду достигнутый человеком наиболее высокий уровень состояния здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его находит выражение в максимально возможном результате его творчества.

В широком смысле акме - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны его физическая, личностная и субъектная зрелость |4, с. 2921.

Стадия зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости - акме - это многомерное состояние человека, охватывающее период его развития и показывающее, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в определенной профессиональной деятельности.

У каждого человека имеется свое акме, которое оценивается с учетом конкретных условий его проявления в следующих направлениях: определение содержательных характеристик; величина достигнутого акме; выделяются такие характеристики акме, как время достижения и продолжительность.

Таким образом, суть акмеологии заключается в рассмотрении в единстве процессов профессионального и личностного развития и указании пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности. Акмео- логия формулирует общие закономерности, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности на своем жизненном пути.

Акмеология (от др.-греч. бкмЮ, akme -- вершина, др.-греч. логпт, logos -- учение) -- раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний -- синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры -- это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание -- это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение -- это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Психология развития, акмеология - область психологической науки, занимающаяся изучением закономерностей процессов развития и формирования психики в антропогенезе, сравнительным изучением развития психики в разных культурах, изучением формирования и развития психических процессов и психологических качеств личности, а также исследованием механизмов и движущих сил развития психики человека на разных ступенях жизненного цикла, протекающих при тех или иных внешних и внутренних условиях. Акмеология (греч. «акме» - «цветущая сила», «вершина») - комплексная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

Процесс становления психологической науки характеризуется ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей, в том числе и психологии развития. В последние десятилетия более дифференцированно стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам. Наблюдается в психологии и обратная тенденция - к интеграции психологической науки. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии психики людей, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики в грамотном проведении диагностики и коррекции психики. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями, как общих закономерностей, так и специфических особенностей психического развития.

Акме – наивысшая степень чего-либо.

Акмеология - это наука, которая возникла на стыке гуманитарных, естественных и общественных наук, ее предметом являются закономерности и феномены развития человека до периода его зрелости и достижения самого высокого уровня в своем развитии (А.А.Деркач, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина).

Акмеология рассматривает развитие человека как личность и субъект труда. В наши дни в силу асинхронности развития акмеологических знаний наилучшее развитие получили изучение развития человека как субъекта трудовой деятельности, закономерностей и редких фактов развития профессионализма человека и трудовой деятельности, поэтому на настоящем этапе своего развития акмеология представляется, главным образом, как наука о профессиональном мастерстве. Расширение объекта и предмета науки позволит ей получить то содержание, которое будет соответствовать тем идеям, которые были положены в ее основу науки при создании.

Как научная дисциплина акмеология характеризуется следующими чертами:

1) Формулирует мысль о том, что в век информационных технологий одной из основных целей человеческой жизни является его стремление к достижению вершин развития;

2) охватывает сферу действительности, не рассматриваемую другими отраслями человекознания;

3) исследует акмеологический компонент человеческой реальности особыми методами, которые представляют собой технологии проведения эмпирических исследований и экспериментов, а также процесс внедрения в практическую деятельность полученных результатов в форме определенных приемов саморазвития человека.

На сегодняшний день акмеология представляет собой особую область, как науки, так и практики. Существуют следующие области основных интересов данной науки:

Макрохарактеристики человека как индивида, индивидуальности, личности, субъекта деятельности;

Факторы, условия и механизмы общественно значимой деятельности социальных групп;



Имеющие наибольшую значимость проявления жизнедеятельности и взаимосвязи субъектов социальной жизни (отношения, общественно значимая деятельность, творческое саморазвитие);

Профессионализм как основа для полноценной включенности индивида и групп индивидов в социальную деятельность;

Наилучшие "паттерны" использования и развития творческого потенциала индивида и групп индивидов, которые представляются в продуктивных моделях, алгоритмах и технологиях.

Основное доказательство научной и социальной ценности акмеологии, как науки, является наличие методологического аппарата. Методология данной науки, основываясь на идеях о ценности самого человека и его духовного мира, способности к творческой активности и совершенствованию собственной личности, преобразует данные, полученные другими науками при помощи определенных методологических принципов, которые носят универсальный характер (системный принцип, личностный, субъектный, деятельностный).

Объект изучения акмеологии - развивающийся человек, субъектно-личностный характер развития человека, добивающегося высшего уровня развития.

Акмеология впервые вводит следующие научные принципы:

1)восходящего развития человека как субъекта и как личности,

2) пропорциональности жизненных и социальных изменений субъектным и личностным качествам человека,

3) самоуправления и самореализации личности человека для достижения соответствия своих качеств усложняющемуся социуму,

4) рассмотрения условий развития личности человека вне строго заданных мировоззренческих установок.

Достаточно глубоко и детально разрабатывается категориальный аппарат науки. Предметом изучения становится феномен "акме", описываемый как многоплановое состояние человека в определенный достаточно прогрессивный для развития период его жизни, связанный с высокими профессиональными и личностными достижениями. Разрабатывается и понятийный аппарат акмеологии, в который включаются понятия "акмеологическое пространство", "акмеологические принципы и закономерности", "акмеологические инварианты развития", "акмеограмма" и проч.

Сейчас акмеология с точки зрения методологии - это научную дисциплину: комплексная по форме существования, междисциплинарная по у происхождению, системная по способу объединения знания, фундаментальная по научным параметрам и прикладная по практической направленности своих разработок.

К оригинальным методам и методикам акмеологии относятся сочетание лонгитюдного метода с биографическим, сравнительный анализ малопродуктивной и высокопродуктивной профессиональной деятельности, составление акмеологического описания, сопоставление профессиограмм, акмеограммы и психограммы, преобразующий эксперимент и др. Эти уникальные методические инструменты используется и для проведения акмеологической психодиагностики.

Практические акмеологические исследования приближают исследователей к решению задач подготовки, расстановки персонала, эффективного стиля управления, создания управленческой команды и проч.

Научный акмеологический подход, методы и технологии акмеологии, полученные учеными новые данные об особенностях психического развития человека в период зрелости все шире начинает применяться в подготовке персонала высокой квалификации, разработке индивидуальных программ профессионально-личностного развития, при планировании и реализации карьеры. Все это находит свое отражение в развивающих тренингах и семинарах, программах акмеологического сопровождения профессиональной деятельности, программах повышения квалификации, которые направлены на совершенствование профессионально-личностного развития.

Акмеология предоставляет большие возможности для исследования многих основных проблем психологии развития, таких как, процессы интеграции и дифференциации личности, сенситивности и неравномерности в период зрелости, соотношение личностных и деятельностных детерминант в развитии взрослого человека в период зрелости, место кризисов и противоречий в процессе социального и профессионального становления личности взрослого человека, пути гармонизации психического развития человека в различные периоды зрелости, индивидуальные возможности психического развития субъектов общения, познания, труда, и т.д.

№2 АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая, в свою очередь, протекает в динамически меняющемся экономически-экологическом пространстве и осуществляется во взаимодействии в семейной и деловой жизни.

Связи акмеологии с философией осуществляются по двум основным направлениям: методологическому и мировоззренческому. Первое определяет методологические принципы и средства построения акмеологии как самостоятельной комплексной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Средствами являются методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями для выделения объектов и разработки предметов и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления.

Второе направление мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Ближайшей к акмеологии является психология как центральная дисциплина, изучающая человека в системе современных наук.

Знания, накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях, используются в акмеологических исследованиях в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека, а так же составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики совершенствования человека и становления его профессионального мастерства. С этой точки зрения «корневой системой» психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и управления, сознания и деятельности, мышления, рефлексии, творчества, общения, личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с ее прогрессивным развитием, а также с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

№ 3Связь акмеологии с общественными науками.

Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания - как прикладными, социальными, так и фундаментальными,философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой - вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства

Кроме того, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т.п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции;гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации;экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности .

Таким образом, философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Благодаря общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносео-логическому статусу акмеилогия тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом и экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда - основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий - деятельности, профессионализма, организации и управления.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество.Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности,креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

Ближайшая к акмеологии, естественно, - психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того,что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных(изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т.п.).

Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека . С этой точки зрения, "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосязи акмеологии и конфликтологии.

№4 Предмет изучения акмеологии

Определение предмета акмеологии включает в себя психологические закономерности и механизмы, условия и факторы от которых зависит развитие зрелой личности и ее профессиональное становление. Предмет акмеологии достаточно обширен чтобы его можно было конкретизировать более узко. Акмеология - сравнительно молодое направление психологии и предмет акмеологии конкретизируется по-разному в исследованиях и практике акмеологов. Это не значит, что нет единого мнения касательно определения предмета акмеологии. Просто предмет акмеологии достаточно обширен чтобы его можно было конкретизировать более узко. Если попробовать более узко дать более узкое определение мы получим следующее:

Предмет акмеологии представляет собой совокупность закономерностей саморазвития и самосовершенствования личности включая самореализацию человека в разных сферах деятельности.

В предмет акмеологии также входят процессы и механизмы совершенствования человека которые способствуют самореализации. В предмет акмеологии можно включить: становление человека как индивидуальной личности, становление в профессиональной и общественной жизни.

Предмет акмеологии- объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

№5 Характеристики самоактуализирующихся людей

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. По Маслоу, эти люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1. Более адекватное восприятие реальности . Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря такому восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других.

Маслоу назвал такое неискаженное восприятие «бытийным, или Б-познанием».

2. Приятие себя, других и природы . Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление

4.Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.

5. Независимость: потребность в уединении . Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная» академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой «самодостаточный» организм.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализируюшиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Вершинные, или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными чем прежде и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение».

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»). Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».

12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова.

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

14. Креативность . Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. \

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Вопрос №6 Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии

"Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") - это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.

Профессиональное "акме" - это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.

Профессиональное "акме" - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека изданном отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей. Фазы кульминации зависят, по Б.Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта - от уровня методов профессиональной подготовки.

Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия".

"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью. "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

Выбор редакции
Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...

Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...
Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...