Организация работы по самообразованию воспитателя. Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации Тема работы по самообразованию
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Наибольшего качества самообразование достигает тогда, когда педагог знает, что от него потребуют результат.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Работа по самообразованию может быть:
Формы самообразования:
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.
ИТАК, тема по самообразованию каждый год новая.
- ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотекой. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Оформление материалов по самообразованию
Педагог сам определяет в какой форме ему удобнее накапливать материалы по самообразованию: это могут быть ксерокопии с подчеркиванием важных мыслей или элементов/ конспектов занятий/ других материалов или выписанная в письменном виде информация. Материалы накапливаются в папке по самообразованию. Здесь же хранится план работы по самообразованию: План может содержать примерную разбивку по месяцам
План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МДОУ д/с №____
Тема:_________________________________________
Цель:
Задачи:__________________________________
Литература:
- _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________
Алгоритм составления отчета по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В конце учебного года педагог представляет отчет о проделанной работе. Отчет может включать в себя:
Советы педагогам, занимающимся самообразованием:
1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей , определение темы по самообразованию, составление плана работы, подготовка практического материала.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы для педагогов без квалификационной категории: доклады, проведение мероприятий по теме самообразования. Для педагогов 1/ высшей квалификационной категории - консультации для коллег, перспективные планы и конспекты занятий, программы.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.
Возможные проблемы педагогов по вопросам самообразования
и пути их решения
Возможная проблема | Пути решения |
|
|
|
|
|
|
|
Примерная тематика
- Экологическое воспитание в семье.
- Нравственное воспитание старших дошкольников.
- Культурологический подход к воспитанию.
- Воспитание культуры межнационального общения.
- Деятельность воспитателя по ребенка.
- Социально-педагогическая деятельность воспитателя с неблагополучными семьями.
- Воспитание дошкольников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
- Технология индивидуальной работы с дошкольниками.
- Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
- Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников.
- Традиции детского коллектива.
- Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по трудовому воспитанию дошкольников.
- Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами фольклора....
«Самообразование педагогических работников»
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
|
Самообразование педагогов. Подготовка к отчету по самообразованию.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.
Работа по самообразованию может быть:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.
Формы самообразования:
- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-практических конференций, семинаров; наработка материала по исследуемой проблеме.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов.
Отчет по самообразованию может включать в себя:
- название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы
письменный отчет должен включать в себя выводы и результаты работы, рекомендации для других педагогов. Объем отчета в компьютерном варианте – 3 – 5 страниц. Длительность доклада – 5 - 7 минут.
Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.
На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.
Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.
Содержится в разделах:По группам:
Показаны публикации 1-10
из 2286
.
Все разделы
| Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию
Самообразование «Роль сказки в воспитании детей 3–4 лет» Проблема В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ...
План работы по самообразованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» План самообразования на 2020-2025 г .г. Петровой Л.В. Тема : «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» I.Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования Содержание деятельности : Изучение теоретических основ по обучению...
Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Публикация «План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей...» Индивидуальный план работы по самообразованию 1. (Ф.И.О. педагога:) Федотова Ирина Вячеславовна Возрастная группа Старшая группа 2. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Учебный год: 2019-2020г. Уровень образования: высшее....
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
План самообразования «Пластилинография» План самообразования на 2019-2020 учебный год Воспитатель: Яковлева М.Г. Подготовительная группа №1 Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей» Цель: Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через...
Отчет по самообразованию «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» в старшей группе В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд...
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста » Выполнила: воспитатель Мухтарова А.С. г. Саратов 2019-2020 Актуальность Экологическое воспитание и образование детей...
Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План самообразования «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования воспитателя МБДОУ детский сад №323 «Сказка» Опариной Елены Владимировны на 2017-2018 учебный год. Тема: Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Цель: Определить необходимость применения методики...
План работы творческой группы по самообразованию «Эффективные способы работы с родителями» Тема: «Эффективные способы работы с родителями». Цель: Освоение форм и методов работы с родителями для создания единого образовательного пространства д/сад – семья. Задачи: 1. Пополнение теоретических знаний ФГОС по данной теме. 2. Внедрение новых форм и методов работы с...
В современном мире по всем отраслям знаний становится все больше и больше информации и ее необходимо уметь отбирать, анализировать, осваивать. Учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важную информацию, инновационные технологии, накопленные в мире. Учебники и учебные пособия быстро устаревают.
Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков научно-исследовательской работы.
Самообразование - это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации.
Цель самообразования - приобретение знаний, умений и навыков в определенной области науки, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных профессиональных и жизненных целей и планов.
Наметив цель самообразования, студент выбирает средства для ее осуществления.
Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым результатам, это значит, что- либо формулирование цели, либо технология ее перевода в конкретную задачу были ошибочными, либо деятельность по решению задачи была плохо организованна.
Имея четко разработанный план занятий по достижению цели, легче судить о том, где и как он лучше всего выполним.
На этапе определения цели производится предварительный анализ внешних и внутренних условий самообразования.
Под внутренними условиями процесса самообразования имеются в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивидуальные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области - все то, что обуславливает возможности личности в активном достижении поставленной цели.
Под внешними условиями самообразования понимается реальное окружение личности, в первую очередь - наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.
Результативность применения средств и способов самообразования будет в том случае выше, когда они находятся в соответствии не только с целями, которым они служат, но и внутренними и внешними условиями. Вот почему особо важен анализ реально существующих и необходимых условий, а также их изменений.
Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении научных знаний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.
Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у студентов багаж знаний, умений и навыков, а также на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.
Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы - сложный и длительный процесс.
Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, студенту необходимо решить три основные задачи:
вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;
вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;
создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реализованы в деятельности.
Занятие самообразованием требует от личности студента немалых волевых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствованию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их практической значимости, полезности, с одной стороны, и благотворно влияют на формирование организационных умений - с другой.
Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познавательной деятельности в определенной последовательности.
В этот комплекс включается умение определить цель и задачи предстоящей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.
Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном, анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных посылок, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.
Оформление плана
по самообразованию педагога.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
1 страница – Титульный лист:
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«План по самообразованию педагога»
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
Тема: «_______________________________»
(название темы)
________________
(учебный год)
________________
(возрастная группа)
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
2 страница –
Тема: «…»
Цель: «…»
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Оформить в группе уголок…..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
Родителями |
|
Сентябрь |
Диагностика ЗУН детей |
Организовать работу кружка, создать учебную программу, Изучение литературы |
||
Октябрь |
занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка |
|||
Ноябрь |
||||
Декабрь |
Оформить в группе уголок….. |
Оформление папки передвижки. Тема: «…» |
||
Январь |
||||
Февраль |
Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…» |
|||
Март |
||||
Апрель |
Развлечение «…» |
|||
Май |
диагностика |
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. |
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
|
Июнь |
выставка детских работ |
Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу |
Консультация для родителей: «…» |
|
Июль |
||||
Август |
Выход темы:
ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«Тетрадь по самообразованию»
_________________________________
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
________________
(начата с …)
1 страница –
Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)
Можно писать в виде таблицы:
Формы работы |
|||
С детьми |
С педагогами |
Самообразование |
С родителями |
сентябрь |
|||
Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;
ü Изучение научно-методической литературы;
ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
ü Обучение на курсах повышения квалификации;
ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
ü Активное участие в работе методического объединения района;
ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Перспективный план самообразования педагога.
ФИО ____________________________________
Группа______________________________ Стаж работы______________
Учебный год |
Тема самообразования |
Форма и срок отчёта |
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Первым уровнем повышения квалификации является самообразование, которое предоставляет преподавателю наибольшую творческую свободу. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик и технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов.
На подготовительном этапе работы над темой самообразования (сентябрь - октябрь 2014) были выполнены следующие работы:
Сформулирована индивидуальная тема самообразования «Использование современных подходов к преподаванию математики»;
Сформулированы цели и задачи, достижение и решение которых предполагалось в результате работы над темой самообразования;
Опытно - экспериментальный этап работы длился с октября 2014 по декабрь 2016 года. За это время были:
Проанализированы и систематизированы материалы из научной и специальной литературы по теме «Современные подходы к преподаванию математики»;
Изучены современные подходы к преподаванию математики, в том числе пройдены курсы повышения квалификации по данной тематике;
Разработаны конспекты занятий с использованием современных подходов к преподаванию математики;
Разработаны задания для практических работ, дифференцированные задания для проведения самостоятельной работы.
В период с января 2015 по декабрь 2016 года проводилась апробация разработок с использованием изученных подходов к преподаванию математики.
На втором уровне повышение квалификации преподавателей происходит через работу предметных методических объединений, а также через работу педагогов над единой методической темой техникума «Современные подходы к образовательному процессу в условиях реализации ФГОС». В 2016-2017 учебном году являлась руководителем методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин.
В ходе работы над темой самообразования мною подготовлены выступления и печатные материалы по теме самообразования «Использование современных подходов к преподаванию математики»:
- «Современные подходы к преподаванию математики» (сообщение на МО);
- «Развитие экономического мышления по средствам реализации бизнес - проектов обучающихся» (сообщение на педагогическом совете);
- «Использование современных подходов к преподаванию математики» (публикация на сайте «Педология»).
Одна из задач работы МО - активизация познавательного интереса к своему предмету. Этому служат предметные недели, когда проводятся открытые мероприятия, конкурсы, викторины.
В этом учебном году был проведен месячник общеобразовательных дисциплин, под общим названием «2017 год - год экологии в России». Все проведенные мероприятия были связаны с единой темой месячника. Мною был проведен бинарный урок на тему «Создание презентации на тему «Загрязнение окружающей среды»», участвовала в организации научной конференции среди студентов техникума «Актуальные проблемы экологии глазами молодежи», провела викторину «О математиках …».
Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию преподавателя как личности и профессионала. Данную деятельность можно назвать третьим уровнем повышения квалификации педагогического работника. За последние три года я прошла курсы повышения квалификации (в сумме 216 часов), участвовала в семинарах и вебинарах.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере повышения квалификации преподавателей. За последний учебный год мною были подготовлены студенты к участию в различных конкурсах (20 конкурсов - 68 участников), что в разы больше от традиционного участия.
Все способы повышения квалификации можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают преподавателя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности. Только собственный педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
- Раздел: Шотландские сказки
- Что почитать, чтобы не оторваться
- Средневековая Европа: государства и города
- Особенности заключения договора между вузом и работодателем о практике студентов
- Сочинение «Тема памяти в поэме А
- Союз девяти неизвестных - IMPERIAL COMMISSAR — ЖЖ
- Мы не заметили жука — Агния Барто
- Лобачевский николай иванович
- Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова
- Презентация на тему: Моя будущая профессия - банкир
- Научился убивать на чеченской войне Потери среди мирного населения
- Лиз Бурбо Пять травм которые мешают быть самим собой
- Резерфорд установил что атом состоит из
- Какие у вас жизненные ценности?
- Типы поселений Презентация по объединению сельских поселений
- Чбмк челябинский базовый медицинский колледж
- Большие и малые расы человека
- Отклонения и допуски расположения поверхностей
- Структура самосознания личности
- Изменения в егэ на год по русскому языку