Назарова интегрированное образование генезис и проблемы внедрения. Актуальные психологические проблемы инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии. к требованиям системы


1

В статье раскрыты направления деятельности социального педагога для решения проблем осуществления инклюзивного образования в конкретной образовательной организации. Деятельность социального педагога по решению проблемы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования может включать: оказание практической правовой помощи; повышение правовой культуры субъектов инклюзивного образовательного процесса; экспертизу правового регулирования отношений; участие в разработке локальных нормативных правовых актов. Для решения проблемы социального партнёрства главными направлениями являются: формирование общественного мнения; установление и поддержание связей с социальными группами и организациями, заинтересованными в социально-педагогических аспектах инклюзивного образования; обеспечение правового пространства социального партнёрства. При организации службы сопровождения профессиональная деятельность социального педагога заключается в осуществлении традиционных направлений с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

служба сопровождения.

социальное партнерство

нормативно-правовое обеспечение

социальный педагог

инклюзивное образование

1. Лысенко Е.М. Отношение учителей к инклюзивному образованию //Инклюзивное образование: опыт и перспективы: материалы междунар. научно-практ. конф.(Саратов, 14-17 нояб.2008 г.). – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - С.318-323.

2. Михайлина М.Ю., Сайфуллина Л.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем //Инклюзивное образование: опыт и перспективы: материалы междунар. научно-практ. конф.(Саратов, 14-17 нояб.2008 г.).– Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - С.336-344.

3. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. – 2010. - №.1. – С.77-87.

4. Науменко Ю.В., Науменко О.В. Интегрированное образование: гармонизация отношений ребенка с ограниченными возможностями здоровья и сверстников // Социальная педагогика. – 2013. - № 4. – С.57-66.

5. Новые ценности образования. Родители и школа – партнёры. – М.: 2004, Вып.1 (16). – 130 с.

Гуманизация зарубежной педагогики и психологии, во многом обусловленная либерально-демократическими реформами, и в то же время создание новых педагогических технологий, связанное с приобретенными технологическими и информационными возможностями, способствовали развитию теории и практики инклюзивного образования за рубежом, начавшемуся во второй половине ХХ в. В последнее время и в России возрастает интерес к инклюзивному образованию, характеризующийся изменением общественно-политического сознания: от культуры полезности обществу к культуре достоинства, к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности.

Уточним, что под инклюзивным образованием понимают «...не только активное включение и участие детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей» .

Инклюзивное образование имеет ряд преимуществ. По отношению к детям с ограниченными возможностями - это улучшение их социальной интеграции (более насыщенные учебные программы, развитие активности и самостоятельности, стимулирование формирования социальных умений и навыков, активизация компенсаторных механизмов и т.д.). По отношению к обычным детям - способствование их морально-нравственному развитию, признанию самоценности каждой личности.

Однако необходимо подчеркнуть, что преимущества инклюзивного образования могут быть реализованы при преодолении ряда существующих проблем. Анализ исследований (например,Н. Назаровой, Е.М. Лысенко , М.Ю. Михайлиной, Л.Р. Сайфуллиной)позволяет выделить следующие их группы:

Проблемы нормативно-правового обеспечения: наличие законодательства, охватывающего все аспекты инклюзивного образования;

Профессиональная и личностная готовность педагога образовательной организаци к обучению детей с ограниченными возможностями: наличие знаний о возрастном и личностном развитии детей в условиях инклюзивной образовательной среды, умение дифференцировать образовательные затруднения учащихся, проектирование и гибкая реализация учебно-воспитательного процесса с учетом коррекционно-развивающего потенциала его составляющих, принятие детей с ограниченными возможностями и т.д.;

Организация обучения детей с ограниченными возможностями, связанная с содержанием образования (модификация учебных планов, адаптация учебных программ), с формами обучения (составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий), со средствами и методами обучения (комплектация раздаточного дидактического материала, позволяющего участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями);

Создание сертифицированной образовательной среды, в том числе материально-техническое оснащение (пандусы, подъемники, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции и т.д.);

Социальное партнёрство, в том числе, морально-этические отношения между субъектами инклюзивного образовательного процесса (к которым относятся и толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями в детской и подростковой среде, отношение родителей обычных детей к инклюзивному образованию);

Организация службы медико-социального, психолого-педагогического сопровождения, включающей специалистов и педагогов;

Специальная подготовка к работе в условиях инклюзивного образования педагогов и специалистов массовой системы образования в системе высшего и среднего профессионального образования;

Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям с целью облегчения последующей интеграции ребенка.

Таким образом, решение комплекса проблем реализации инклюзивного образования является сложным многоуровневым процессом, требующим консолидации усилий специалистов различных профилей. Ключевой фигурой инклюзивного образования является педагог, обладающий, как было указано выше, базовыми и специальными компетенциями. Отмечается необходимость увеличения штата медицинского персонала, введение должностей логопеда, дефектолога, массажиста, врача ЛФК, психологов разной специализации, особое внимание уделяется работе второго педагога в учебном процессе и тьютора. Кадровое обеспечение ставит новые проблемы. Подчеркивая значение комплексного подхода, мы хотим остановиться на рассмотрении в статье специфики профессиональной деятельности социального педагога в условиях инклюзивного образования. Мы исходим из нижеследующих доводов. В штатном расписании многих образовательных организаций сохранена должность социального педагога. И самое главное: целью данного специалиста, детерминирующей остальные составляющие профессиональной деятельности, является успешная социализация ребенка. Тем самым у социального педагога уже есть определенные профессиональные возможности для решения проблем осуществления инклюзивного образования в конкретной образовательной организации.

Решение проблемы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования на уровне образовательной организации связано с реализацией социальным педагогом охранно-защитной функции.

Для защиты прав и законных интересов ребенка социальный педагог должен обладать нормативно-правовой компетентностью. Её непрерывного развитиятребуютизменения, происходящие в федеральном и региональном законодательствах в сфере образования, формирование нормативного обеспечения инклюзивного образования. Поэтому работа с законодательными актами, нормативными документами, периодической печатью, Интернет-ресурсами является важной составляющей профессиональной деятельности социального педагога. Другая особенность - существование законодательно регламентированных технологий (алгоритмов) защиты прав и законных интересов ребенка.

В контексте инклюзивного образования в первую очередь должна осуществляться защита прав ребенка на образование и на охрану здоровья. Деятельность социального педагога может включать несколько направлений: оказание практической правовой помощи (представление интересов ребенка, осуществление защиты нарушенных прав ребенка и т.д.); повышение правовой культуры субъектов инклюзивного образовательного процесса; экспертиза правового регулирования отношений, связанных с получением образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;участие в разработке локальных нормативных правовых актов, направленных на продвижение идей инклюзивного образования и его регулирование.

Другая важная проблема инклюзивного образования, в решении которой социальный педагог может играть важнейшую роль, -социальное партнёрство как полноценное продуктивное взаимодействие школы, общественности и родителей, взрослых и детей.

Обеспечение партнёрства - само по себе важное и трудное в реализации условие развития современной образовательной организации, осуществление инклюзивного образования значительно увеличивает его сложность. Раскроем данный тезис.Сущность партнёрства можно раскрыть следующим образом: это «...способ добровольного взаимодействия ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания:равных прав субъектов (участников) взаимодействия и коммуникации...;собственных интересов каждого из участников, их суверенности, автономности и независимости;потребности выработки единых методов действий и норм поведения и следования им» . Исходя из указанного понимания партнёрства становится понятным, почему инклюзивное образование ещё более затрудняет взаимодействие: не все родители обычных детей считают нужным обучение в обычной образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, Ю.В. Науменко и О.В. Науменко приводятся данные опроса россиян в 2012 г. Фондом общественного мнения, в котором приняли участие 1500 респондентов из 43 субъектов Российской Федерации. Против интегрированного (инклюзивного) образования выступают 35% опрошенных; при этом 26% респондентов уверены, что совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования; 39% респондентов убеждены, что обычные дети будут плохо себя чувствовать при обучении вместе с инвалидами. Проблема обостряется в связи с тем, что через традиционный механизм социализации дети усваивают от родителей их взгляды, убеждения и демонстрируют неприязненное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

При решении проблемы социального партнёрства в инклюзивном образовании главными направлениями профессиональной деятельности социального педагога,с нашей точки зрения, являются: формирование общественного мнения; установление и поддержание связей с социальными группами и организациями, заинтересованными в социально-педагогических аспектах инклюзивного образования;обеспечение правового пространства социального партнёрства. Отметим некоторые аспекты указанных направлений профессиональной деятельности социального педагога.

Формирование общественного мнения связано с раскрытием ценностей современного образования, целесообразности и возможности инклюзивного образовательного процесса. Понимание получаемой информации, эмоциональный отклик на неё способствуют принятию ценностей. Причем начинать обсуждение надо с родителями и учениками школы. Именно они определяют направленность общественного мнения.

Образовательная организация устанавливает и поддерживает систематические связи с социальными группами и организациями различных сфер (сферы управления обществом, хозяйственно-экономической деятельности, социальной защиты, воспитания и социализации несовершеннолетних и др.).К целям установления и поддержаниясвязей, осуществляемых социальным педагогом, можно отнести консолидацию ценностей и возможностей. Это, в первую очередь,обеспечение внешней поддержки образовательной организации с инклюзивным образованием в реализации ею социальных обязательств. Особое внимание уделяется организации волонтерской деятельности с привлечением как взрослых, так и детей, при этом социальным педагогом должны отслеживаться условия, при которых волонтёрство может служить эталоном взаимоотношений для остальных субъектов инклюзивного образовательного процесса (опора на опережающую инициативу, моральная удовлетворенность и др.).

При обеспечении социальным педагогом правового пространства партнёрства является важным приведение актов взаимодействия социальных партнёров в соответствие существующим правовым нормам, также необходима профессиональная помощь в выработке партнёрами собственных нормативно-правовых документов, уточняющих и регулирующих их взаимоотношения.

Ещё одна ключевая проблема инклюзивного образования, в решении которой большое значение имеет профессиональная деятельность социального педагога, - организация службы медико-социального, психолого-педагогического сопровождения. Системная деятельность специалистов службы сопровождения возможна как с привлечением их в образовательную организацию, так и на основе межведомственного взаимодействия при наличии договора и плана совместной работы. Тем самым социальный педагог, являясь сотрудником других учреждений,может быть вовлечен в инклюзивный образовательный процесс. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в службе сопровождения заключается, по нашему мнению, в учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровьяи их родителей при выборе содержания, форм, методов и приемов осуществления традиционных для данного специалиста направлений, например, профилактики употребления психоактивных веществ или профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Подводя итог, надеемся, что наша статья может внести определенный вклад в работу по разработке моделей профессиональной деятельности специалистов - субъектов инклюзивного образовательного процесса. И еще раз подчеркнём, значение мультидисциплинарногои командного подходов как основных принципов профессиональной деятельности социального педагогав условиях инклюзивного образования только усиливается.

Рецензенты:

Александрова Е.А., д.п.н., профессор кафедры методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Министерства образования и науки РФ, г. Саратов;

ШамионовР.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Министерства образования и науки РФ, г.Саратов.

Библиографическая ссылка

Кириленко Н.П. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16642 (дата обращения: 19.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

    Участниками образовательного пространства являются: дети; родители; педагоги; специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники доп. образования). Родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

    1. Понимание обществом проблем инвалидности;
    2. Уверенность в себе;
    3. Общение со сверстниками;
    4. Полноценное образование;
    5. Адаптация и интеграция в общество;
    6. Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.

    Давайте сравним «обычное» образование и специальное образование. «Обычное» образование - "Обычный" ребенок (круглые колышки для круглых отверстий); Обычные педагоги ; Обычные школы.

    Специальное образование - Особый ребенок (квадратные колышки для квадратных отверстий); Специальные педагоги; Специальные школы.

    Интегрированное образование.

    Ребенку необходимо адаптироваться к требованием системы (превращение квадратных колышков в круглые).

    Система остается неизменной (Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым).

    Инклюзивное образование .

    Все дети разные, все дети могут учиться. Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол. Здесь происходит адаптация системы к потребностям ребенка.

    Равные возможности для каждого!

    Спасибо за внимание!

    Список использованной литературы.

    Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в РК», «Об образовании», «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О специальных социальных услугах».

    Загумённов, Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее- 2008. - № 1.

    Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. - 2008. - № 5. - С. 90-92.

    Клочкова, Е.В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии / Е.В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 1-18.

    Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 4. - С. 8-16.

    Интерграция детей -инвалидов в среду здоровых детей: социальная ребиалитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6

    Малахова, Т.А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида / Т.А. Малахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 50-57.

Просмотр содержимого документа
«Введение инклюзивного образования »

Внедрение инклюзивного образования.

Подготовила: учитель начального

коррекционного класса

Сагитова А.М.


Мы разные, но мы вместе» - так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .




к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.


Задача: создать адекватные условия

для развития и обучения

детей c ограниченными

возможностями здоровья.


Участники образовательного пространства:

дети; родители;

педагоги;

специалисты (мед. работники,

педагог-психолог, логопед,

дефектолог, работники доп.

образования).




Главные преимущества

инклюзивного образования:


  • "Обычный" ребенок
  • Круглые колышки
  • для круглых отверстий
  • Обычные педагоги
  • Особый ребенок
  • Квадратные колышки для квадратных отверстий
  • Специальные педагоги

.Обычные школы

.Специальные школы

"Обычное" образование

Специальное образование


Система остается неизменной

Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым

Адаптация ребенка

к требованиям системы

Превращение квадратных колышков в круглые

Интегрированное образование


  • Все дети разные
  • Все дети могут учиться
  • Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол

Адаптация системы к потребностям ребенка

Инклюзивное образование

Равные возможности для каждого !


Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от скоординированности и целенаправленности усилий всех звеньев данной системы, а также от согласованности действий специалистов разного профиля, смежных министерств: здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы.

Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в РК», «Об образовании», «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О специальных социальных услугах»

Загумённов, Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее– 2008. – № 1.

Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5. – С. 90-92.

Клочкова, Е.В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии / Е.В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 1-18.

Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 8-16.

Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 3-6.

Малахова, Т.А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида / Т.А. Малахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2. – С. 50-57.

Место Россия, Чебоксары
Email [email protected]

Уважаемые коллеги!

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

организует

Всероссийскую научно-практическую конференцию

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ГЕНЕЗИС, ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

К участию в конференции приглашаются научные работники, преподаватели вузов, докторанты, руководители и педагоги образовательных учреждений, реабилитационных центров, а также молодые ученые: аспиранты, магистранты и студенты.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ:

1. Теоретические основы инклюзивного образования.

2. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.

3. Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию.

4. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.

5. Проблемы создания доступной образовательной среды детям с особыми потребностями в развитии.

6. Роль родителей в инклюзивном образовании детей.

7. Современные задачи, содержание и формы работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

8. Совершенствование педагогической подготовки студентов в контексте инклюзивного образования.

9. Применение ИКТ в инклюзивном образовании.

10. Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

11. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном пространстве.

12. Инклюзия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

13. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

15. Особенности межличностного взаимодействия в инклюзивном процессе.


Оставить заявку на участие

Поля, отмеченные * обязательны.

Необходимо исправить следующие ошибки:

  • dummy

Инновационные технологии в инклюзивном образовании

Т.В. Гребенникова

ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» г. Курск

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Следовательно, в образовательном пространстве должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной коррекционной и психологической помощи детям с ОВЗ, интегрированным в ОУ (Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1).

В настоящее время в российской системе образования (авторы концепции Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко - ИКП РАО) выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе:

  1. Комбинированная интеграция (по виду образовательная).
  2. Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная).
  3. Временная интеграция (по виду социальная).
  4. Смешанная интеграция (по виду образовательная).

Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает ОУ наравне со сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т.д.).

К сожалению, частичная или полная реализация любой из перечисленных выше форм интеграции может повлечь за собой следующие проблемы и риски:

  1. Административная и профессиональная неготовность к принятию инклюзивных практик.
  2. Отсутствие вариативности образовательных стандартов.
  3. Недостаточность механизмов реализации инклюзивной практики.
  4. Недостаточность методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и соответствующего ему технологического и психолого-педагогического сопровождения.
  5. Трудности взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.

Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом педагогов-дефектологов.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. (Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4).

В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания (Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51-59).

Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода, так как:

  1. в большинстве детских садов создана хорошо подготовленная развивающая среда;
  2. различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;
  3. игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;
  4. дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии;
  5. большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоционально-позитивном контексте.

Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех детских садах, где работают изолированные группы компенсаторного типа (логопедические, для детей с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями) (Зубарева, Т. Г. Организация деятельности ПМПк в учреждении. – С. 19-27).

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование .

Инновационная деятельность направлена на решение следующих задач:

  1. создание условий для получения полноценного образования без территориальных, интеллектуальных ограничений;
  2. создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
  3. корректировка ПМП-сопровождения на основе инклюзивных подходов;
  4. обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребенка;
  5. обеспечение доступа к дополнительному образованию в образовательном учреждении;
  6. создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.

Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

  1. Интерактивные технологии, которые позволяют:
  • наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;
  • незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
  • создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения (Зубарева, Т.Г. Содержание работы учителя-логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения С. 37-40).

2. Дистанционные технологии

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

В то же время необходима реализация системы поддержки всех участников образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью многофункционального интерактивного сенсорного комплекса. С его помощью можно решать такие проблемы, как психофизиологическое развитие, коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, проведение различных комплексов, направленных на реализацию коррекционных и развивающих мероприятий.


Мы разные, но мы вместе» - так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования.

На сегодняшний день в России более 13 миллионов инвалидов, из них - 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных школах. Термин «инклюзивное образование» пришел к нам из Европы, в переводе с французского он означает «включающий в себя». Основная идея включения - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах, то есть это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду с той помощью, которая ему необходима.

Европейские страны уже давно работают по программам социализации детей инвалидов. Для России инклюзивное образование достаточно новое явление. В России ведется активная работа по реализации государственной программы «доступная среда», согласно этой программе школу оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми. Отдельной задачей стоит подготовка педагогов к психологическому принятию такого ребенка в свой класс, и квалифицированная переподготовка его для работы с «особенными» детьми. Не каждый учитель общеобразовательной школы сможет принять ребенка с умственной отсталостью в свой класс, по одной такой простой причине, что он не умеет работать с таким ребенком. В свою очередь массовые школы не готовы принять детей с разными тяжелыми нарушениями, ведь каждому такому ребенку должны быть созданы специальные необходимые условия для его обучения в этой школе, а каждый педагог должен обеспечить индивидуальный коррекционный подход для работы с ним. Если учитель не сможет организовать условия для образования ребенка с особыми потребностями вместе со всеми детьми в классе, то этот ребенок не получит образовательного результата, поэтому учителей необходимо подготавливать для работы с такими детьми.

Хороший педагог не только обеспечивает программу и работает с детьми, но и видит их особенности, находит индивидуальный подход к каждому ребенку, имеет в своем багаже разные варианты подходов к детям, разные способы подачи материалов, разные формы проверки знаний у детей. Система инклюзивного образования подразумевает специально подготовленных педагогов, разработку адаптивных программ в соответствии со стандартом государственного образования, работу с родителями, создание безбарьерной среды.

В Российской практике на сегодняшний день считается, что наиболее эффективно и возможно это тьюторское сопровождение ребенка. Тьютор - это специалист, который помогает ребенку с особенностями развития адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Тьютор это новая специальность в отечественном образовании, понятие тьюторства пришло к нам из Великобритании. Тьютор находятся рядом с ребенком в течении всего учебного дня, сидит с ним за одной партой, способствует включению ребенка в учебный процесс помогая ребенку раскрыться и освоить учебный материал, отводит ребенка на обед, занимается физической культурой и т.д. Тьютор не вмешивается в работу ребенка, а только направляет его если нужно. Кроме того, он помогает выстраивать отношения школьника с другими детьми, что немаловажно. На практике чаще всего тьюторами работают специальные педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, родители ребенка с особенностями развития. Учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов, в России пока нет, но существуют ресурсные центры инклюзивного образования, где проводятся курсы повышения квалификации, а так же, специальные курсы по тьюторскому сопровождению.

Говоря об инклюзии нельзя исключать необходимость существования и коррекционных школ, ведь в России существует значительный опыт специализированных школ, а их всего восемь видов, каждый вид отвечает за какую-то конкретную особенность развития детей с нарушениями. Для каждого ребенка должна быть подобрана та среда, в которой он максимально мог бы развиваться. Нельзя взять любого ребенка и поместить его в любое общеобразовательное учреждение, ведь это может создать большие проблемы, как для самого ребенка, так и для этой среды, соответственно, тот класс и то учреждение, в которое пойдет этот ребенок, должны ему подходить.

Детям с синдромом Дауна (мозаичная форма), с синдромом Аспергера (легкой степени) так же как и детям с задержкой психического развития рекомендуется обучаться в массовых общеобразовательных школах, они гораздо лучше развиваются и адаптируются в условиях массовых школ, что нельзя сказать о детях со сложной структурой дефекта.

Дети с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в специализированном коррекционном подходе в специальных реабилитационных учреждениях, которые помогли бы им адаптироваться. Если ребенку ставить задачи не доступные ему он не будет развиваться, не дотягиваясь до поставленной цели. Нельзя не учитывать и тот факт, что число размещенных детей в одном классе коррекционной школы не должно превышать 12 человек, в то время как в инклюзивной школе 25 учеников в классе, а сейчас и того больше. Учитель просто физически не сможет уделять больше времени и внимания ученикам со сложными дефектами, поэтому в Российской системе должно сочетаться и инклюзивное и коррекционное образование. В действующем законе Российской Федерации «Об образовании» есть пункт, в котором говорится, по заключению ПМПК только с согласием родителей допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), то есть у родителей есть выбор отдать своего ребенка в коррекционную школу или в инклюзивную.

Специальное образование должно принести в обычную массовую школу свои методы, приемы, способы работы с такими детьми, общее образование в свою очередь, должно включить этих детей, принять, обеспечить все необходимые условия для того чтобы дети были не просто вместе, а могли получать образование, быть успешными в результатах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, при этом они могут и не иметь инвалидности. Создавая комфортные условия для «особенных» детей, нельзя забывать о создании таких же комфортных условий и для «обычных» детей. Необходимо психологически подготовить каждого ребенка к тому, что они будут учиться в одном классе с «особыми» детьми, к тому, что они должны будут помогать таким детям, и быть терпимее по отношению к ним. Общество необходимо готовить к социальной инклюзии. Нужно создать систему пропаганды ценностного отношения к гражданам Российской Федерации, создать безбарьерную систему, чтобы ребенок с церебральным параличом мог въехать в обычную школу (если у него сохранный интеллект что позволяет ему учиться в инклюзивной школе), создать образовательные стандарты, которые были бы выстроены по каждому конкретному уровню развития ребенка. С раннего возраста необходимо проводить диагностирование детей, для того чтобы выбрать правильный образовательный маршрут.

Опыт западных стран показал, что дети, которые с раннего детства росли вместе с детьми не совсем похожими на них, через какое-то время перестают относиться к ним как к чему-то необычному, по сравнению с теми детьми, которым не приходилось раньше сталкиваться. Дети в инклюзивных школах заметно отличаются добротой, отзывчивостью, заботой о друге, терпимостью к «особенным» детям, в свою очередь дети с ОВЗ чувствуют себя такими же, как и здоровые, помогают друг другу, вместе развиваются.

Идея безбарьерной среды очень важна, это идея включающего общества, которое не вытесняет людей не похожих на большинство других, а наоборот, старается изменить жизненные условия людей и социальные правила так, чтобы люди имели право на отличие и жили вместе. Это психологический момент образования, который требует, прежде всего, психологического принятия другого человека, ведь каждый десятый ребенок в России в той или иной мере имеет «особенности развития». Говоря об инклюзивном образовании, очень важно понимать, каких целей мы хотим добиться в результате того, что мы дадим ребенку аттестат. Мы хотим, чтобы он овладел знаниями, или мы хотим, чтобы он умел жить с другими детьми. Тут инклюзия выполняет обе задачи. Говоря о социализации таких детей, мы имеем в виду способность ребенка быть полезным, как себе, так и обществу, заниматься тем делом, которым ему интересно, а главное - быть самостоятельным.

Цель инклюзивного образования в социализации и адаптации детей с особенностями развития в обществе, в подготовке их к поступлению в ВУЗ, к получению профессии и работы в этом обществе, а главное жить вместе со всеми и быть независимым. Задачей иклюзивного образования, как и социальной инклюзии, является разработка новых образовательных стандартов, которые были бы адаптированы под разные нарушения развития. Школы должны быть оснащены необходимым оборудованием и приспособлениями (лифт, пандусы, специальные книги для слабовидящих детей, наушники и звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих детей и т.д.), педагоги должны пройти квалифицированную переподготовку для работы с такими детьми. Необходимо развить систему диагностики, которая направляла бы ребенка именно в те учреждения, которые им подходят, развить систему тьюторства.

Важный момент инклюзивного образования это доступность. В законе об инклюзивном образовании есть пункт, который дает право ребенку с ограниченными возможностями здоровья пойти в школу по месту жительства. Это принцип территориальной доступности, когда родителям уже не придется возить своего ребенка в школу, преодолевая огромные расстояния, затрачивая много сил и времени на дорогу. Конечно же, мы понимаем, что стоимость инклюзивного процесса велика, и России придется вложить много денег для того чтобы инклюзивное образование развивалось, но зарубежные эксперты учат нас смотреть дальше, видеть будущее этих людей и говорить про то, что они будут жить, смогут быть полезными своему обществу и самому себе, и качество этой жизни и есть цель инклюзивного образования.

Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном и психологическом развитии . Инклюзивное образование представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями: - посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи; - находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста; - имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели; - обеспечиваются необходимой поддержкой. Одной из задач инклюзивного образования является создание психологически комфортной образовательной среды в процессе педагогического общения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Комфортное состояние рассматривается как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей

Для реализации субъект-субъектных отношений в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть в педагогическом коллективе формируется модель «идеального педагога», которая содержит такие характеристики учителя, как: - профессиональное мастерство в преподавании; - общая информированность; - психическое и физическое здоровье; - креативность и направленность на нововведения; - гибкость в мышлении и поведении; - авторитетность и личностная успешность; - стремление к самореализации; - коммуникабельность; - знание индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей учащихся; - внимательность и рефлексивность; - чуткость и тактичность; - требовательность в сочетании со справедливостью; - альтруизм и эстетичность; - стрессоустойчивость; - чувство юмора и меры; - трудолюбие и результативность.

Несмотря на большой перечень профессиональных качеств учителя, одним из самых важных профессиональных качеств является его стрессоустойчивость . Фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально- психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. Толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми. А также - из готовности выстраивать свой собственный мир настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для взаимодействия с другими. Формирование готовности педагога к инклюзивной педагогической практике включает в себя такие личностные характеристики, как: Секция 3 Особенности подготовки будущих педагогов для реализации инклюзивного образования 12 - осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; - способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития; - организации педагогической деятельности в условиях сотрудничества; - умение свободно ориентироваться в системе приемов и способов педагогической деятельности . Критериями готовности педагога к инклюзивной педагогической практике могут служить: - осознание необходимости инновационной деятельности; - уверенность в том, что принятое к внедрению новшество даст позитивный результат; - согласованность личных целей с инновационной деятельностью; - готовность к преодолению неудач; - технологическая оснащенность; - позитивная оценка своего предыдущего опыта в сфере инклюзивной деятельности; - способность к профессиональной рефлексии; - вооруженность необходимыми знаниями, умениями, навыками; - гибкость мышления и поведения в зависимости от ситуации; - склонность к творчеству и предвосхищение искомого педагогического результата еще на стадии выбора стратегии воздействия . Таким образом, развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Оптимальный процесс формирования психологической готовности педагога к интеграции детей может быть построен на основе включения в учебный план программы, которая способствовала бы повышению интереса педагогов к инклюзивной практике, формированию у них навыков самостоятельного приобретения знаний и применения их при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Формированию толерантности, положительного отношения, эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья, снятию психологического напряжения и формированию положительной мотивации к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.

Участниками образовательного пространства являются: дети; родители; педагоги; специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники доп. образования). Родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Обучение и социализация детей в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.

Главные преимущества инклюзивного образования:

  1. Понимание обществом проблем инвалидности;
  2. Уверенность в себе;
  3. Общение со сверстниками;
  4. Полноценное образование;
  5. Адаптация и интеграция в общество;
  6. Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.

Сравним «обычное» образование и специальное образование.

«Обычное» образование - "Обычный" ребенок (круглые колышки для круглых отверстий); Обычные педагоги; Обычные школы.

Специальное образование - Особый ребенок (квадратные колышки для квадратных отверстий); Специальные педагоги; Специальные школы.

Интегрированное образование.

Ребенку необходимо адаптироваться к требованием системы (превращение квадратных колышков в круглые).

Система остается неизменной (Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым).

Инклюзивное образование .

Все дети разные, все дети могут учиться. Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол. Здесь происходит адаптация системы к потребностям ребенка.

Равные возможности для каждого!

Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от скоординированности и целенаправленности усилий всех звеньев данной системы, а также от согласованности действий специалистов разного профиля, смежных министерств: здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки.

Выбор редакции
Производная экспоненты равна самой экспоненте (производная e в степени x равна e в степени x): (1) (e x )′ = e x . Производная...

Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...
Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...