Логопедическое обследование детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование детей с онр Как проводить обследование речи логопеду


Логопедическое обследование - это комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта», которая является итоговым результатом фиксирующим диагноз.
Для примера, ниже я выложила примерный образец «речевой карты», который поможет представить объем работ выполняемый в процессе обследования.

Речевая карта



1. Фамилия, имя

2. Возраст

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

9. Вскармливание:

А) когда принесли кормить

Б) как взял грудь

В) как сосал

Г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4. Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы /6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

После года….

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Гуление…….. /2 мес./

Лепет….. /6 мес./

Первые слова…. /к 12 мес./

Первые фразы…. /к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Речевая среда………

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (открой рот и закрой глаза, …..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* оттеночные цвета

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

А) в собственном теле – правая, левая сторона

Б) в пространстве – правая левая сторона

В) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

А) в активе

Б) в пассиве

7. Счет: прямой

Счетные операции

8. Логическое мышление

А) выделение 4-го лишнего :

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

Б) классификация предметов : назови одним словом:

Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

Синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

Ловкий, неуклюжий…

Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

А) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

Б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

В) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

Г) удержание позы, симметричность.

Д) наличие синкинезий.

Е) тремор.

Ж) саливация.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* нахмурить брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

4. Пересказ…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

А) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

Б) объяснение значений слов :

В) название частей предметов :

Донышко

Носик

Крышка

Ручка.

Циферблат

Цифры

Стрелки

Ремешок

Сидение

Спинка

Ножки.

г) Глагольный словарь:

Что делает:

Почтальон?

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

--подбор прилагательных к имени существительному :

Лимон (какой?)

Платье (какое?)

Лиса (какая?)

-- подбор антонимов :

широкий - …

прямой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Сумка чья?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа :

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода :

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа :

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов :

на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня нет…

Я рисую …

У меня есть бабушка.

Дома нет …

Подарю цветок …

Пойду гулять с …

Вспоминаю о …

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу , под шкафом, за шкафом, перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Стол – столы

Дерево - …

Рукав - …

Воробей - …

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары, (см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

3. мягкие и твердые согласные:

4. Свистящие:

5. Шипящие:

6. Сонорные:

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

Аоэ, уио, иэу.

Аэоу, уиоэ, уаэу.

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

Кот-кот-год, том-дом-том.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:_____________________________________

Логопедическое обследование в раннем возрасте необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Комплексная диагностика логопеда помогает вовремя заметить патологии, которые сказываются на речевом центре. Такая мера нужна как для выявления причины нарушений, так и для выбора оптимальных методик решения проблемы.

Первое посещение логопеда рекомендовано в возрасте 3-4 лет, когда ребенок собирается пойти в детский сад. В некоторых случаях визит к врачу совершается раньше, когда родители замечают стойкие нарушения речи. Также может потребоваться диагностика логопеда в школе, когда проблема только начинает обнаруживаться в процессе обучения.

На первом приеме врач предложит заполнить анкету, где указываются важные моменты развития ребенка. Полученная информация поможет логопеду правильно спланировать работу и подобрать индивидуальную программу.

При общем обследовании врач выясняет следующие моменты:

  • уровень знания геометрических форм, цветов, параметров предметов;
  • способность ориентироваться в пространстве и времени;
  • знание простых математических понятий;
  • состояние мелкой моторики;
  • умение классифицировать.

Обследование речевого развития включает оценку понимания ребенком, когда к нему обращаются, выяснение, какими речевыми средствами он пользуется, подражает ли взрослым, каким образом отвечает на вопросы. Врач просит назвать и показать предмет, часть тела, животное, описать что-либо одним словом.

При обследовании связной речи врач спрашивает, как зовут ребенка, имена родителей, сестер, братьев, с кем он проживает, какая у него любимая игрушка. Затем ему нужно будет рассказать историю, составить предложения по картинкам и опорным словам.

Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду

Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.

Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:

  • к трем годам ребенок не может правильно выстраивать фразы;
  • до пяти лет не овладевает грамматическим строением;
  • ребенок начал говорить, но затем полностью замолчал;
  • плохо произносит отдельные звуки.

Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.

Этапы обследование у логопеда


Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:

  1. Наблюдение за ребенком в процессе игры, общения с родителями.
  2. Оценка проявления интереса к окружающим людям и предметам.
  3. Внимание, способность сосредотачиваться, как ребенок воспринимает громкие звуки и шепот.
  4. Оценка наблюдательности - сопоставление картинок, предметов, узнавание цветов.
  5. Изучение уровня интеллектуального развития - умение считать, отличать предметы по основным признакам, ориентироваться в пространстве.
  6. Состояния речевой и общей моторики.
  7. Умение понимать речь и произносить - повтор предложений, понимание рассказа, выполнение легких поручений, составление предложений.

В отдельных случаях требуется несколько визитов к специалисту, чтобы он смог убедиться в наличии нарушений или подтвердить их отсутствие.

Будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.

Подготовка ребенка к посещению врача

Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.

  • рассказать ребенку, кто такой логопед, объясняя ему, как взрослому человеку;
  • показать видео, где логопед работает с ребенком;
  • совсем маленьким говорить о том, что идете знакомиться и играть.

Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.

Виды и методы диагностики логопеда


Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:

  1. Понимание названий предметов. Несколько игрушек раскладываются перед ребенком, логопед просит показать каждую из них поочередно.
  2. Понимание действий. Логопед просит выполнить определенную задачу - покормить куклу, положить мишку спать.
  3. Ориентирование в группе. Ребенка просят показать предмет, расположенный в комнате, найти что-либо или подойти к чему-то.
  4. Активная речь. Ребенок свободно играет, в процессе чего логопед наблюдает за его эмоциями, произносимыми звуками, словами.

Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:

  1. Понимание речи, предлогов. Дается задание - положить игрушку «под», «около», переступить «через», стать «перед» чем-то.
  2. Понимание префиксальных отношений. Дается поручение «закрыть», «развернуть», «открыть», «унести».
  3. Слуховое внимание. Определяется умение различать схожие по звучанию слова - «усы-уши», «мышка-мишка».
  4. Активная речь. Логопед ведет с ребенком свободную беседу, ожидая услышать сложное придаточное предложение.

Какие могут быть результаты

Результаты логопедического обследования содержат информацию о темпе, ритме, интонации голоса, особенностях дыхания. Логопед делает записи о состоянии звукоголосовой структуры фраз и отдельных слов, импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, голосовой моторики.

Логопед может выявить такие нарушения речи, как:

  • косноязычие или дисалгия - искажение, замена звуков, их смешивание или отсутствие;
  • ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса по причине дефектов речевого аппарата, ребенок гнусавит, искажает звуки, говорит монотонно;
  • дизартрия - возникает следствие поражения ЦНС, когда нарушаются движения и сила органов речи, ребенку сложно контролировать язык;
  • алалия - частичное или полное отсутствие речи при сохранении нормального слуха, ребенок старается контактировать с родителями и окружающими людьми, делая это мимикой и жестами;
  • задержка речевого развития - возникает при нарушениях физического и психического состояния, часто наблюдается у детей из неблагополучных семей;
  • логоневроз - это заикание, когда ребенок растягивает звуки, повторяет согласные, останавливается на полуслове, точные причины до сих пор не выяснены, но большую роль играет психоэмоциональное состояние;
  • дислексия и дисфагия - неспособность овладеть чтением и письмом при нормальном интеллектуальном развитии, ребенку видятся другие буквы, он допускает много ошибок в письме.

При обнаружении дефекта нужно определить первопричину, чтобы работа с логопедом была направлена на ее устранение. Когда есть подозрение на повреждения нервной системы, врач направляет на обследование к другим специалистам - неврологу, психологу, дефектологу. Окончательное заключение делается логопедом после получения ответов на все поставленные вопросы.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий;

2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые требуют составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного - с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать однуиз названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например: Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (младших школьников)

/авт А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина/

ЦЕЛЬ: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе индивидуального подхода к ребенку при решении вопроса о школьной зрелости в области коммуникативного развития.

МАТЕРИАЛ. Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка).

Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, названия детенышей которых образуются при помощи суффикса -онок; возможны замены картинок, но при этом названия детенышей животных не должны быть из числа часто употребимых, хорошо знакомых типа "котенок"). Набор предметных картинок с предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц, (Можно использовать тот же набор, что и для младших дошкольников, но лучше, чтобы предметы были даны в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает тестирующий характер заданий и ему интереснее рассматривать картинки.)

ИНСТРУКЦИЯ

Обследование проводится индивидуально.

I.Проверка звукопроизношения.

Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте проверяющий обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, он для сокращения времени тестирования может предложить следующую игру со звуками.

Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй. Послушай:

ло-ло-ло, на солнышке тепло;

ли-ли-ли, в банке мотыли;

ра-ра-ра, играет детвора;

ри-ри-ри, прилетели снегири;

са-са-са, к нам летит оса;

си-си-си, звери едут на такси,

за-за-за, вот идет коза;

зи-зи-зи, смело тормози;

ша-ша-ша, шубка очень хороша;

ща-ща-ща, нет щетинки у леща;

жук-жук-жук, вылез майский жукча-ча-ча, каша слишком горяча;

цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?" - "Я не козленок, я мальчик Петя. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует", Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается действиями с игрушками. Проверяющий дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легкого эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению проверяющего).

II. (Словарь)

1. Отгадай загадку: Желтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла.

2. Вот лиса, давай ее рассмотрим (картинка).

1) Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)

2) Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)

3) Лиса от погони не просто убегает, а...? Как сказать по-другому?

Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая... несется; как стрела... .)

4) Вот лиса, волк, медведь; как их назвать одним словом? (Обобщающее наименование.).

III.

(Словообразование. Грамматика)

Рассмотри эти картинки. Вот лиса.

1. Кто детеныш у лисы? А если их много?

2. Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?

3. Кто детеныш у медведя? А если их много?

4. Ы лося детеныш - ... А если их много - ...

5. У рыси детеныш - ... Детеныши - ...

(Словоизменение. Грамматика)

Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.

Живет под крылечком, хвост колечком,

Правильно. Вот он, пес ПиФ. "Ав, ав! Я пес ПиФ, я умею считать! Вот спроси: ПиФ, ПиФ, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа проверяющий обращается к ребенку).

Ну, спроси: "ПиФ, ПиФ, сколько у тебя...хвостов?" А теперь спроси

1) про уши,

2) про брови,

3) про глаза,

4) про нос,

5) про рот,

6) про лапы.

(На каждый вопрос ребенка взрослый отвечает от лица персонажа.)

(Связная речь)

На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется).

Проверяющий обращается к ребенку: "Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая произошла в лесу". (Ребенку дают возможность подумать. После паузы спрашивают: "Придумал?" Если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: "Стоял в лесу... В нем жил... Как-то раз... И т.д.)

Если ребенок самостоятельно составляет творческий рассказ (сказку-импровизацию с элементами творчества или воспроизводит зачин методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным, ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, "Курочку Рябу", "Репку" и т.п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения.

В заключение проверяющий говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует, (Детям очень нравится, если появляется кукла-самодеока "Волшебница" и "расколдовывает" козленка - уносит его, чтобы превратить в мальчика Петю.)

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1. Звуковая культура речи

1) Устойчивое чистое звукопроизношение.

2) Неустойчивое произнесение отдельных трудных звуков (чистый

Звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован).

3) Нарушение звукопроизношения.

2. Словарь

1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений,

Глаголов движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.

2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).

3) Справился с 1-2 заданиями.

3. Грамматика

1) Точное Формо- и словообразование (правильно выполнил все

Задания на образование наименований детенышей животных

Единственном и множественном числе, на образование форм

Родительного падежа множественного числа существительных в

Сценке с Пифом).

2) При выполнении заданий на Формо- и словообразование допустил до

3-х инноваций. (Сюда же относятся образования родительного падежа

Множественного числа от уменьшительно-ласкательных наименований

"носиков", "ротиков" и под. , избегание грамматических трудностей),

3) Более 3 инноваций при наличии правильных ответов, отдельные

Отказы.

4. Связная речь

1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа

(наличие элементов творчества, импровизации).

2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина

Методики (репродуктивная речь).

Совместное с проверяющим рассказывание творческого рассказа

и/или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).

ОЦЕНКА

Показатели речевого развития в протоколе упорядочены в нисходящем порядке

(1 - высокий,

2 - средний,

3 - низкий уровень по соответствующему параметру).

Общий показатель развития речи определяется следующим образом.

Высокий- высокие показатели по 3-4 параметрам при наличии среднего.

Средний- средние показатели по 3-4 параметрам.

Низкий- низкие показатели по 3-4 параметрам.

При наличии одновременно высокого, среднего и низкого показателей, либо равном присутствии каких-то двух уровней (2 высоких и 2 средних, 2 высоких и 2 низких и т.п.) общий показатель уровня речевого развития является условным и выводится по усмотрению проверяющего (не даем алгоритма, так как возможно слишком много сочетаний параметров). При выведении условного показателя уровня речи старшего дошкольника, прежде всего, должно быть учтено продвижение ребенка в освоении звукопроизношения (оно должно в основном завершиться к 5 годам) и связной речи (связная речь аккумулирует в себе все достижения языкового развития ребенка; в ней реализуется способность активно использовать словарь, изменять слова в соответствии с грамматическими правилами, точно связывать их по смыслу).

ПРОГНОЗ

Удовлетворительным является высокий и средний уровень развития речи. При выявлении низкого уровня (общего показателя), а также в случае выявления нарушений звукопроизношения (даже при прочих высоких показателях) необходима консультация логопеда.


Анастасия Железнякова

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

Спасибо детскому клубу «Гармония»

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…

Выбор редакции
Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...

Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...
Изменения и особенности проведения ЕГЭ в 2015 году В 2014 году на федеральном уровне приняты нормативные и процедурные особенности...