Конспект урока по теме скорость прямолинейного движения. «Прямолинейное равномерное движение. В) Решение графической задачи


Тип урока: практическое занятие

Форма проведения урока: он- лайн

Технология: элементы проблемно-поисковой технологии

Ожидаемый результат:

    уметь применять теоретические знания по кинематике при решении экспериментальных задач;

    владеть терминологией на казахском, русском и английском языках, по кинематике.

Структура урока:

    Организация начала урока – 2 мин

    Актуализация опорных знаний – 2мин

    Осознание и осмысление учебного материала – 3 мин

    Проверка домашнего задания -3 мин

    Решение экспериментальных задач- 30 мин

    Подведение итогов урока. -2 мин

    Задание на дом – 1 мин

    Рефлексия – 2 мин

Ход урока:

Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов
И. Ньютон

(слайд №3)

I .Организация начала урока ( Психологический настрой на урок)

Идя по дорогам открытий, мы с вами встречали великих ученых, чей жизненный творческий подвиг не оставлял нас равнодушными. Но в каждом их открытии был неоценимый вклад предшественников. Однажды великий английский ученый Исаак Ньютон сказал: «Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов». Эти слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку.

II .Актуализация опорных знаний

Блок-схема (Виды механического движения)

(слайд №4)

III .Осознание и осмысление учебного материала.

Повторение основных понятий и формулы физических величин

А) Прямолинейное равномерное движение

Б) Прямолинейное равноускоренное дви жение

В) Решение графической задачи

На прошлом уроке мы рассмотрели графический способ определения пути пройденного телом за некоторый интервал времени, как одного из оптимального метода решения задач. Воспользуемся этим способом для нахождения средней скорости на определенном участке пути.

Путь, пройденный телом за определенный интервал времени, равен площади фигуры, ограниченной графиком скорости.

Г) Терминологический словарь

Russian

Kazakh

English

Механика

механика

mechanics

Кинематика

k инематика

kinematics

Механическое движение

механикалық қозғалыс

mechanical motion

Материальная точка

материялық нүкте

material point

Координата

координата

coordinate

Перемещение

орын ауыстыру

transferring

Скорость

жылдамдық

speed

Ускорение

үдеу

acceleration

IV . Проверка домашнего задания

На прошлом уроке было дано задание изготовить прибор для изучения закона падения тел, и используя основное свойство равноускоренного движения доказать, что свободное падения является равноускоренным .

    Возьмите шесть одинаковых грузиков (например, шесть одинаковых пуговиц, шурупов или гаек) и подвяжите их к обыкновенной нити так, чтобы расстояние между грузиками относились между собой, как 1:3:5:7:9. Если первое расстояние вы возьмете равным, например, 7 см, то второе должно быть равно 21 см, третье – 35 см, четвертое – 49 см, пятое – 63 см.

    Держите прибор за шестой грузик так, чтобы первый грузик лежал на сиденье или, еще лучше, на дне ведра или таза.

    Отпустите грузик и слушайте удары. Эти удары должны совершаться через равные промежутки времени, хотя все грузы проходят разные расстояния. Почему? Докажите аналитическим способом.

V .Решение экспериментальных задач

Задача №1

Исследуйте зависимость скорости равноускоренного движения от времени

Цель: проверить утверждение, что скорость тела, движущегося равноускоренно по прямой, изменяется прямопропорционально времени движения.

Оборудование : штатив, наклонная рейка, каретка, секундомер, датчики.

Из определения ускорения следует, что скорость тела V, двигающегося прямолинейно с постоянным ускорением, спустя некоторое время t после начала движения может быть определена из уравнения: V = V + at ( 1). Если тело начало двигаться, не имея начальной скорости, то есть при Vo = 0, это уравнение становится более простым: V = at (2). Отсюда следует, что тело, двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением а, спустя время t 1 с момента начала движения, будет иметь скорость V 1 = at 1 спустя время t 2 его скорость будет V 2 = at 2 , спустя время t 3 — скорость V 3 = at 3 и т.д. Причем, можно утверждать, что V 2 : V 1 = t 2 : t b ; V 3 : V , = t 3 : t 1 и т.д. (3).

    Измеряют перемещение, которое каретка совершит, двигаясь между датчиками;

    Производят пуск каретки и измеряют время ее движения между датчиками;

    Повторяют пуск каретки 6-7 раз, каждый раз записывая показания секундомера;

    Вычисляют среднее время движения каретки t ср на участке;

          По формуле определяют скорость, с которой двигалась каретка в конце первого участка;

          Увеличивают расстояние между датчиками на 5см и повторяют серию опытов для 2S ,и вычисляют значение скорости тела в конце второго участка: V 2

          Проводят еще две серии опытов, увеличивая в каждой серии расстояние между датчиками на 5 см. Так находят значения скорости V 3 и V 4 .

          По полученным данным проверяют справедливость отношений: V 2 : V 1 = t 2 : t 1 V 3 : V 1 = t 3 : t 1 Е)Окончательный результат

Задача №2


Оценить время реакции экспериментатора при помощи деревянной школьной линейки

длиной 30 см .

Помощник держит линейку так, что она свисает вниз, причем нулевое деление, удобно иметь снизу. Экспериментатор держит большой и указательный палец правой руки так, что нижний конец линейки находиться между пальцами и ему легко схватить падающую линейку. Помощник неожиданно отпускает линейку, экспериментатор зажимает ее пальцами так быстро, как сумеет. Линейка успеет пролететь некоторое расстояние – его можно измерить по ее же делениям, удобно вначале держать пальцы напротив нулевого деления. По этому расстоянию определим время падения, считая движение линейки равноускоренным. Такие движения изучал еще в 16 веке Галилео Галилей. Он установил, что эти движения равноускоренные, и ускорение направленно по вертикали вниз. Его эксперимент, в котором он бросал предметы вниз с Пизанской башни и впервые выяснил, что легкие предметы падают вниз так же быстро, как и тяжелые, вошел в 10 лучших опытов века. Рассмотрим мысленный эксперимент Галилея

    Мысленный э ксперимент Галилео Галилея

Видеоролик №4

    Подведение итогов.

Наблюдения и опыт — вернейшее средство познания природы

Галилео Галилей

    Домашнее задание:

Конспект урока

Тема:

Интегрированный урок физика + математика «График движения. График скорости».

Решение многих задач по физике требует от учащихся глубоких математических знаний. Линейная функция занимает в курсе алгебры 7 класса одно из центральных мест. На этом уроке рассмотрены такие физические задачи, в которых решение основано на применении знаний, связанных с линейной функцией.

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Линейная функция» и «Равномерное прямолинейное движение».

Задачи:

    Образовательные:

    Обобщить знания по теме «Линейная функция» и «Равномерное прямолинейное» движение».

    Формирование умения решать прикладные задачи:

    Учить производить переход от реальной ситуации к построению математической модели;

    Учить осуществлять поиск подходящего метода решения математической задачи;

    Учить выявлять соответствиеполученных результатов к исходной ситуации.

    Развивающие:

    Построение целостной системы знаний через межпредметные связи математики и физики.

    Развитие познавательного интереса учащихся.

    Воспитательные:

    Формирование интереса к математике и физике через установление причинно-следственных связей между науками.

Тип урока:

Комбинированный.

Оборудование :

Презентация.

План урока:

    Организационный момент.

    Создание проблемной ситуации.

    Актуализация знаний, умений.

    Изучение нового материала.

    Первичное закрепление знаний.

    Контроль и самопроверка.

    Подведение итогов урока.

    Информация о домашнем задании.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Тема урока, цели и задачи (слайд 1,2).

    Создание проблемной ситуации.

Решение задачи:

(слайд 3)

    Актуализация опорных знаний:

Для решения данной задачи вспомним теорию (слайд 4):

Вопросы слайда:

    Дайте определение линейной функции.

функция вида y=kx+b, где k и b -это числа

    Какая величина является функцией? Аргументом?

y - зависимая переменная - функция

x – независимая переменная – аргумент

    Самостоятельное решение задачи (слайд 5).

Какие из функций являются линейными:

Проверьте: вторая, четвёртая, пятая, шестая

    Вспомним свойства линейной функции (слайд 6-8);

    Что представляет собой график линейной функции?

прямая линия

    Как построить прямую?

по двум точкам

    Какой вид примет функция, если k или b равны 0?

y=b y=kx

    Как в этом случае проходит график?

если k = 0 - параллельно оси ординат Ох, если b=0 – через начало координат

    Практическая работа (слайд 8-11) .

    Построить график функции у= х-3

    Построить график функции у= 2х

    Построить график функции у= 5

    Самостоятельное решение задач по графикам (слайд 12).

Проверка решения задач (слайд 12).

    Вернемся к нашей задаче про туриста, но прежде вспомним физику (слайд 13):

    Что такое механическое движение?

Изменение положение тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

    Чем определяется положения тела?

координатами

    Как обозначаются в физике, в каких единицах измеряются в системе СИ пройденное расстояние, время и скорость?

S – пройденное расстояние, [м] ʋ -скорость [м/с] t – время[с]

    Проведем аналогию (слайд 14):

у = х-3 у = 2х у=5

S = t-3 S =2t S =5

Какие величины являются функциями, какие - аргументом?

у и S - функции, x и t - аргументы

Чему равна скорость?

    Задача (слайд15):

Турист проехал на автобусе 15 километров от пункта А до пункта В, а затем продолжил движение от пункта В в том же направлении, но уже пешком со скоростью 4 км/час. На каком расстоянии (у) от пункта А будет турист через х часов ходьбы?

Составьте выражение для решения данной задачи, обозначив пройденное расстояние через у , а время через х

Вычислить значение у, если х = 2;3. Значение х, если у = 35

Построим график движения туриста (слайд16).

S ,км

t ,ч

    Построение графика скорости .

Для описания движения используют на только график движения, но и график скорости. Построим график скорости движения туриста в координатах (ʋ; t ) (слайд17):

t ,ч

    Практическая работа. Построить графики движения тел, описать движение (слайд 18-20):

S = t -3 скорость равна 3, движение равномерное

S = 2t скорость равна 2, движение равномерное

S = 5 тело находится в покое, скорость равна 0

    Решение задач на закрепление нового материала (слайды 21-23).

    Контроль и самопроверка.

    Физика. Решим задачу (слайд 24):

Уравнение зависимости координаты х движущегося по прямолинейному участку шоссе автомобиля имеет вид: x=200-20t.

    Изобразите рисунок, поясняющий движение этого тела.

    Каков вид движения автомобиля?

    Найдите начальную координату автомобиля.

    Постройте график зависимости скорости автомобиля от времени и запишите его уравнение.

    Постройте график зависимости координаты от времени.

    В какой момент времени координата будет равна 0?

Решение задачи (слайд 25)

    Математика. Даны функции(слайд 27):

y=0,8x+2 y=15-1,5x y=-3/2x+6

y=4/5x-19 y=1,5x-15 y=0,8x

    Назовите те из них, графики которых параллельны, пересекаются.

    Назовите для каждой функции точку пересечения графика с осью Y.

Решение задачи (слайд 28) .

    Домашнее задание.

Тема: Уравнение прямолинейного равномерного движения.

Цель урока: выяснить, какой вид движения принимают за прямолинейное равномерное; что понимают под скоростью прямолинейного равномерного движения; учимся решению задач.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса

1) Что понимают под траекторией движения?

2) В зависимости от формы траектории движения могут быть…?

3) Какой графически вы представляете траекторию движения:

Центра колеса автомобиля относительно шоссе?

Точки на покрышке колеса относительно центра колеса и относительно шоссе при движении автомобиля?

4) Как можно описать движение материальной точки?

5) Запишите уравнения движения материальной точки в координатной форме.

6) Что представляет собой система отсчета?

7) Что называется вектором перемещения?

8) Чему равен модуль перемещения:

Если направление оси координат совпадает с направлением вектора?

Если вектор направлен под углом α к направлению оси координат?

II . Изучение нового материала методом эвристической беседы:

1) Опишите подробно движение автомобиля по шоссе. Всегда ли он движется равномерно?

3) Что называется прямолинейным равномерным движением?

4) Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?

5) Какой вид имеет формула скорости прямолинейного равномерного движения? (ʋ=s/t)

6) Чему равен модуль скорости? (ʋ=Δs/ Δt)

Уравнение движения материальной точки для прямолинейного равномерного движения в векторной форме записываются, таким образом: r=r 0 +ʋt

В координатной форме, только без знака – вектор. x =x о +ʋ x t; y= y о +ʋ y t; z=z о +ʋ z t

На графике равномерное прямолинейное движение изображается в виде - площади прямоугольника которая равна: s = ʋ x t из этого уравнения следует: x - x о = ʋ x t . Значит изменение координаты тела численно равно площади прямоугольника.

III . Решение задач, для закрепления, полученных знаний

1. Точка движется равномерно и прямолинейно в положительном направлении оси Ох. В начальный момент времени точка имела координату x о = -10м. Найти координату точки через 5с от начала отсчета времени, если модуль её скорости равен ʋ=2м/с. Чему равен путь, пройденный точкой за это время?

IV . Подвести итоги урока

V . Рефлексия

VI . Домашнее задание: § 4, выучить формулы и обозначения величин.

Актуализация знаний Стратегия «Дерево знаний»

Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих

Скорость равномерного движения

С по-ня-ти-ем ско-ро-сти мы стал-ки-ва-ем-ся до-ста-точ-но часто. Из курса ма-те-ма-ти-ки вы пре-крас-но зна-ко-мы с этим по-ня-ти-ем, и вам легко рас-счи-тать ско-рость пе-ше-хо-да, ко-то-рый про-шел 5 ки-ло-мет-ров за 1,5 часа. Для этого до-ста-точ-но раз-де-лить путь, прой-ден-ный пе-ше-хо-дом, на время, за-тра-чен-ное на про-хож-де-ние этого пути. Ко-неч-но, при этом пред-по-ла-га-ет-ся, что пе-ше-ход дви-гал-ся рав-но-мер-но.

Ско-ро-стью рав-но-мер-но-го дви-же-ния на-зы-ва-ет-ся фи-зи-че-ской ве-ли-чи-ной, чис-лен-но рав-ной от-но-ше-нию пути, прой-ден-но-го телом, ко вре-ме-ни, за-тра-чен-но-му на про-хож-де-ние этого пути.

Ско-рость обо-зна-ча-ет-ся бук-вой . Таким об-ра-зом, фор-му-ла для вы-чис-ле-ния ско-ро-сти имеет вид:

В Меж-ду-на-род-ной си-сте-ме еди-ниц путь, как и любая длина, из-ме-ря-ет-ся в мет-рах, а время - в се-кун-дах. Сле-до-ва-тель-но, ско-рость из-ме-ря-ет-ся в мет-рах в се-кун-ду .

В фи-зи-ке также очень часто при-ме-ня-ют вне-си-стем-ные еди-ни-цы из-ме-ре-ния ско-ро-сти. На-при-мер, ав-то-мо-биль дви-жет-ся со ско-ро-стью 72 ки-ло-мет-ра в час (км/ч), ско-рость света в ва-ку-у-ме 300 000 ки-ло-мет-ров в се-кун-ду (км/с), ско-рость пе-ше-хо-да со-став-ля-ет 80 мет-ров в ми-ну-ту (м/мин), а вот ско-рость улит-ки всего лишь 0,006 сан-ти-мет-ра в се-кун-ду (см/с).

На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример равномерного движения тела»

Слайд 2

На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример неравномерного движения тела»

слайд 3

Рассмотрим пример 1 километр

Урок № 3

Тема. Прямолинейное равномерное движение. Путь и перемещение. Скорость движения. Графики движения

Цель: усовершенствовать знания учеников об равномерное прямолинейное движение; сформировать знания о скорость как векторную физическую величину, которая характеризует темп изменения перемещения; вырабатывать умение находить проекцию скорости и решать основную задачу механики для такого движения.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Наглядный: демонстрация равномерного прямолинейного движения, ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро».

Ожидаемые результаты. После урока ученики:

Знать вид механического движения по его уравнению скорости;

Будут уметь находить проекцию скорости, решать основную задачу механики для прямолинейного равномерного движения, строить графики равномерного движения.

Обзор тетрадей с целью выяснения наличия решения учащимися задач, которые были заданы домой.

Физический диктант с взаимопроверкой.

II. Актуализация опорных знаний

Опыт. Демонстрация равномерного прямолинейного движения любого тела с записывающим устройством.

Ученики из повторенного материала за 8-й класс вспоминают характерный признак такого движения, формулу скорости, единицы скорости, формулу пути.

III. Мотивация, сообщение темы и цели урока

Новый материал следует рассмотреть с позиций решения основной задачи механики - научиться находить перемещения.

Прямолинейным равномерным движением называется движение, при котором материальная точка, двигаясь по прямой, за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения. Это простейший вид механического движения. Примером такого движения приближенно можно считать движение на прямолинейном участке ленты транспортера, ступеней эскалатора, движение поезда в метро после разгона, движение парашютиста и тому подобное.

Кинематическими характеристиками этого движения являются: перемещение, скорость, координата, путь. Во время прямолинейного движения только в одном направлении путь и длина вектора перемещения совпадают. Во всех остальных случаях модуль перемещения меньше за длину пути, что с течением времени всегда возрастает.

Скоростью равномерного прямолинейного движения называют векторную физическую величину , равную отношению вектора перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло:

Направление вектора скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением вектора перемещения. В равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело выполняет одинаковые перемещения, поэтому скорость такого движения является величиной постоянной.

Единица скорости в СИ - 1 м/ с; 1 м/ с - это скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.

Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а х0 является координатой начального положения тела. Вдоль оси Ox направленные и перемещение , и скорость подвижного тела (рис. 1).

Векторы и одинаковы, поэтому одинаковыми будут и их проекции на ось Ox :

Кинематический закон равномерного прямолинейного движения, то есть выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени имеет вид:

Это выражение называют уравнением равномерного прямолинейного движения. С его помощью, зная начальную координату х0 положение 1 (рис. 1) тела и его скорость в любой момент времени, можно определить положение движущегося тела. Правая часть этой формулы - алгебраическая сумма, поскольку х0 и x могут быть положительными и отрицательными. Знак плюс соответствует движению в положительном направлении оси Ox , знак минус - в отрицательном.

Если тело равномерно движется по прямой линии в плоскости, то это движение описывается системой уравнений:

Во время прямолинейного равномерного движения в пространстве система примет вид:

Во время прямолинейного движения вдоль координатной оси Ox путь равен изменению значений конечной и начальной координат, то есть s = x2 - x1, поэтому модуль скорости Следовательно, скорость прямолинейного равномерного движения численно равна изменению координаты за единицу времени. Она показывает, как быстро изменяется координата x положения материальной точки.

Уравнение пути прямолинейного равномерного движения:

Путь, пройденный материальной точкой в случае прямолинейного равномерного движения, прямо пропорционален времени движения и всегда увеличивается.

Функциональную зависимость между кинематическими величинами можно выражать не только в виде уравнений, но и графически. Как пример рассмотрим график пути равномерного движения (рис. 2). Используем прямоугольную систему числовых осей, откладывая по оси абсцисс время, а по оси ординат - путь. График строят на основании уравнения s = t . Независимой переменной t предоставляют произвольных значений и определяют соответствующие значения s . Для равномерного движения со скоростью = 0,5 м/c - получают значения, приведенные в таблице:

t , c

s , м

После этого выбирают нужный масштаб, и значение каждой пары t и s из таблицы наносят на соответствующие числовые оси. В полученных точках ставят перпендикуляры до числовых осей. На пересечении соответствующих перпендикуляров отмечают точки O , A 1, A 2, A 3, A 4 и A 5, через которые проводят линию, которая является графиком пути равномерного прямолинейного движения. Следовательно, график пути - прямая линия. Чем больше скорость, тем больше будет угол а между графиком пути и осью времени. Соответствующие масштабы по осям для каждого из сравниваемых графиков берутся одинаковыми.

Для построения графика скорости прямолинейного равномерного движения по оси ординат откладывают скорость, а по оси абсцисс - время. Поскольку во время равномерного движения скорость не меняется, то график скорости является прямой, параллельной оси времени. На рис. С показан график скорости прямолинейного равномерного движения ( = 2 м/ c ). С помощью графика скорости можно определить путь, пройденный телом за любой промежуток времени. Как видно из рис. 3, путь численно равен площади прямоугольника, одна сторона которого равна скорости, а вторая - заданном промежутке времени.

Пусть два тела движутся равномерно вдоль оси Ox , одно - со скоростью 1 в положительном направлении оси, второе - со скоростью 2 в отрицательном направлении той же оси. Тогда x 1 > 0, x 2 < 0. На рис. 4 для этих тел изображены графики зависимостей проекций скоростей от времени. Эти графики параллельны к оси времени t ; второе тело движется с большей по модулю скоростью и в противоположном направлении.

На рис. 5 показаны графики зависимостей координат этих тел от времени, т. е. графики зависимостей вида х, = x 01 + x 1 t , х2 = х02 + x 2 t . Из графиков видно, что х01 > 0, х01 = х02, x 1 > x2 .

Ученики анализируют по учебнику решения задач, делают записи в тетрадях.

IV. Обобщение и закрепление изученного материала

1. Фронтальное опрос

Какое движение называют равномерным?

Какой вид имеет выражение для координаты движущегося тела в любой момент?

Графики зависимостей координат двух тел от времени являются параллельными. Охарактеризуйте скорости движения этих тел.

Графики зависимостей перемещения двух тел от времени пересекаются. Обозначает ли точка пересечения графиков момент встречи этих тел?

2. Итог урока Закончить предложение.

Я узнал, что...

Теперь я могу.

На основе.

V. Домашнее задание

1. Выучить конспект урока; соответствующий параграф учебника. Повторить материал по математике про линейную функцию и ее график.

2. Решить задачи.

Двигаясь равномерно прямолинейно, тело за 10 с прошло 500 см. За сколько часов это тело, двигаясь с той же скоростью и в том же направлении, пройдет путь 60 км?

Вдоль оси Ox движутся два тела, координаты которых изменяются согласно формулам: x 1 = 5 + 2t и x 2 = -4 + 5t . Как движутся эти тела? В какой момент времени тела встретятся? Найдите координату точки встречи.

Выбор редакции
Производная экспоненты равна самой экспоненте (производная e в степени x равна e в степени x): (1) (e x )′ = e x . Производная...

Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...
Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...