Гобсек оноре де бальзак читать краткое содержание. Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Основные персонажи повести


Однажды в салоне виконтессы Гранлье до часу ночи засиделись два гостя, не принадлежавшие к ее семьи. Один из них молодой граф Эрнест де Ресто, второй — стряпчий Дервиль, которого вважилы за друга семьи, потому что он в свое время помог виконтессе вернуть утраченные во время революции деньги и имущество. Заметив, что ее дочь Камила с благосклонностью относится к Эрнесту де Ресто, виконтесса, как только граф уехал, строго упрекает ее и напоминает, что мать графа не принимают ни в одном порядочном доме, пока она жива, никто из родителей не доверит графу де Ресто будущее и приданое своей дочери. Стряпчий Дервиль давно уже догадался о чувствах Камилы к Эрнесту де Ресто, он вмешивается в разговор виконтессы с дочерью и просит разрешения рассказать историю, которая, по его мнению, может изменить взгляд на графа де Ресто в изысканном обществе.

История, которую рассказывает Дервиль, началась давно, еще когда тот был совсем молодым. В то время Дервиль был младшим писцом в конторе стряпчего, изучал право и жил в дешевом пансионе, где жил и ростовщик Гобсек. Дервиль передает свои впечатления от внешности и характера Гобсека. Желтоватая бледность его кожи напоминала серебро, из которого облезла позолота, волосы пепельно-серого цвета, черты лица, неподвижные и безразличные, казалось, вылитые из бронзы, глаза желтые, как у хорька, прятались от яркого света. Нос был острый, похожий на буравчик, губы тонкие. Он никогда не терял душевного равновесия, даже когда его клиенты просили, рыдали, угрожали, он оставался спокойным и говорил тихо. Возраст его трудно было угадать: то ли он заранее постарел, то в старости выглядит молодо. В его доме все было опрятным и протертый, как в комнате старой девицы. Характеризуя Гобсека, Дервиль называет его человеком-автоматом, человеком-векселю, которая угнетает в себе любые чувства. Жизнь его, казалось, текла тихо, как песок в старом песочных часах. Гобсек был очень осторожен, и никто не знал, бедный он или богатый. Однажды из его кармана выпала золотая монета, Жилец, который спускался за ним по лестнице, поднял ее и подал Гобсеку, но тот не взял утерянного, потому что не хотел признаться, что у него могут быть такие деньги. Жил ростовщик одиноко и поддерживал отношения только с Дервилем, которому и открыл свои сокровенные мысли о мире и людях. Впоследствии Дервиль узнал, что Гобсек родился в Голландии, в десять лет мать отдала его юнгой на корабль, который плыл в Индию, где он странствовал в течение двадцати лет. Он стремился разбогатеть, и судьба бросала его по миру в поисках богатства по всем континентам. Он знал многих славных людей своего времени, был причастен ко многим историческим событиям, но не любил об этом говорить. Однажды Гобсек изложил Дервилю свою жизненную «философию»: миром правит золото, а золотом владеет ростовщик, поэтому он имеет тайную власть над людьми. Как выяснилось, Гобсек развлекается тем, что изучает человеческие страсти и радуется своей властью над ними. Как поучительный пример, он приводит истории двух векселей, по которым получил деньги в тот день. Один в определенный срок оплатила швея Фанни Мальво трудолюбивая и добропорядочная девушка, которая вызвала сочувствие даже у ростовщика. Второй вексель подписала одна графиня, а деньги получил ее любовник. Гобсек приходит к графине, но ему сообщают, что та еще спит и проснется не раньше двенадцати часов, потому что всю ночь была на балу. Ростовщик называет свою фамилию и передать графине, что зайдет позже. В полдень он снова, с льстивой поведения графини понимает, что заплатить ей нечем. Гобсек отмечает красоту этой женщины, но не знает сочувствия: он предупреждает, что раскроет ее тайну, когда она не заплатит. Во время их разговора в комнату заходит человек графини, и та вынуждена отдать Гобсеку бриллиант, чтобы избавиться ростовщика. Выходя из дому графини, он встретил ее любовника. На его лице Гобсек прочитал будущее графини.

Прошло несколько лет, Дервиль завершил курс права и получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Вскоре он имеет возможность купить патент своего патрона. Гобсек дает Дервилю деньги в долг лишь под тринадцать процентов (обычно он брал от пятидесяти до пятисот процентов суммы задолженности). Совести и упорство в труде Дервиль позволили ему рассчитаться с ростовщиком через пять лет.

Через год после того, как Дервиль расплатился за патент, его затащили на холостяцкий завтрак с целью познакомить с известным в высшем свете господином де Трай. Последний попросил Дервиль помирить его с Гобсеком. Но ростовщик отказывается занять деньги человеку, у которого не было ничего, кроме долгов. Тогда де Трай, смеясь и возвращаясь на каблуках, спросил, есть ли в Париже еще такой капитал, этот господин еще и хвалится, что его векселя. В его шутовские вихватци было то серьезное, но она не могла расшевелить Гобсека. В это время с улицы донесся шум экипажа, остановившегося у дома, где Трай бросился к выходу, пообещав принести вещь, удовлетворяющее ростовщика. Вернулся де Трай с очень красивой женщиной, и Дервиль узнал в ней графиню, о которой рассказывал ему Гобсек. Графиня принесла в залог замечательные бриллианты. Дервиль понял всю глубину пропасти, в которую падала графиня, и попытался отговорить ЕЕ заставлять драгоценности, ссылаясь на то, что графиня замужняя женщина и подвластна человеку. Гобсек оценил драгоценности и решил взять их в залог, но, учитывая юридическую сомнительность дела, предлагает значительно меньше денег, чем настоящая цена драгоценностей. Графиня колеблется заключать договор, но Трай намекает ей, что это заставляет его уйти из жизни, и она принимает предложение Гобсека. Из указанных в договоре восьмидесяти тысяч ростовщик лишь на пятьдесят выписывает чек. Остальные деньги он с иронической улыбкой выдает векселями самого господина де Трай. Молодой человек разразился ревом и обозвал ростовщика старым мошенником. Гобсек спокойно вытащил пару пистолетов, и сообщил, что он будет стрелять первым, ибо граф де Трай его обидел. Графиня умоляет графа извиниться перед Гобсеком. Когда Гобсек остался наедине с Дервилем, он дал волю своей радости, которую вызвало овладения за незначительные деньги роскошными бриллиантами. Наблюдая это, Дервиль стоял в изумлении. В это время в коридоре послышались поспешные шаги, Гобсек открыл дверь, потому посетитель показался ему безопасным. Вошел человек графини, он был страшно разозленный и требовал вернуть залог, ссылаясь на то, что его жена не имела права распоряжаться этими бриллиантами. Гобсек ми чуть не испугался его ярости и угроз обратиться в суд. Дервиль вмешивается в спор и объясняет графу, что, обратившись в суд, то, возможно, не получит ничего, кроме позора, ибо дело весьма сомнительна. Граф соглашается заплатить за драгоценности восемьдесят проценты. Благодарен Гобсек дает ему совет, как спасти имущество, сохранить его хотя бы для детей. По мнению Гобсека, все имущество надо фиктивно продать надежном друге.

Через несколько дней после этой сцены граф пришел к Дервиль, чтобы узнать его мнение о честности Гобсека. Дервиль ответил, что в ростовщики живут два существа — скряга и философ, подлое и высокий, но, если бы ему, Дервилю,. грозила смерть, то он назначил бы опекуном своих детей именно Гобсека. Дервиль рассказал графу историю своей займа в Гобсека и то, как он, окончательно рассчитавшись с ростовщиком, спросил, почему тот не позволил себе сделать благодеяние бескорыстно, что побудило его заставить платить огромные проценты даже своего друга. Ответ Гобсека лучше характеризует его: так он освободил Дервиль от благодарности, дал право считать, что тот ничего не должен ростовщику. Граф принял решение передать право собственности на свое имущество Гобсеку, а контррозписку, юридически подтвердит фиктивность продажи, передать Дервилю …

Далее Дервиль попытался раскрыть перед Камиллой страшную бездну, в которую могут попасть женщины, как только они переступят определенные границы. Но виконтесса преградила поверенного и предложила дочери идти спать. Девушка поняла мать и оставила общество. Теперь присутствуют не скрывали имен действующих лиц по истории Дервиль, ведь все догадались, что речь идет о графа де Ресто и его жену, родителей Эрнесту де Ресто.

Прошло немало времени после этой сделки, а Дервиль так и не получил расписки, которая должна была храниться у него. Он узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Дервиль стремится увидеть графа, но графиня делает все, чтобы не допустить этого. Она хорошо понимает свое будущее, потому что в то время все имущество в руках Гобсека. Графиня уже поняла сущность господина де Трай и разорвала с ним отношения. Она заботливо ухаживает больного мужа, но в действительности лишь ждет пагоды завладеть имуществом, потому что чувствует, что в деле своего мужа с Гобсеком есть тайный смысл. Граф хочет видеть Дервиль, но, по приказу графини, ему сообщают, что поверенный уехал. Тогда граф хочет передать расписку Дервилю через своего сына, но графиня пользуется своим влиянием на сына и вмешивается в дело. Граф понимает, что Эрнест может не сдержать слово и откроется матери. Она молит графа простить ей ради детей, но граф неумолим. Граф умирает, а наутро приходят Дервиль и Гобсек. Графиня закрылась в комнате графа и никому не позволяет войти туда. Увидев чужих людей, Эрнест предупреждает мать. Когда стряпчий и ростовщик вошли в комнату, где лежал покойник, они ужаснулись: все было перевернуто, в комнате царило страшное беспорядки, а в камине горели документы, должны быть переданы Дервилю. Гобсек воспользовался преступлением, совершившего графиня, и присвоил имущество графа.

времени Дервиль и ростовщик редко виделись. Гобсек сдал внаем особняк графа, проводил лето в его поместье, делал вид из себя вельможу, строил фермы, чинил мельницы. Однажды стряпчий попытался уговорить Гобсека помочь Эрнест, но ростовщик ответил, что несчастье — лучший учитель, пусть молодой граф узнает ципу деньгам и людям, пусть поплаваем по парижском морю, когда он станет искусным лоцманом, тогда дадим ему корабль. Узнав о любви Эрнеста к Камиле, Дервиль сделал еще одну попытку повлиять на старого ростовщика и пошел к нему. Старый ростовщик уже давно слег в постель, но дело свое не оставил. Не желая иметь соседей, он нанял весь дом для самого себя, но жил в той же комнате, что и прежде. Он отложил ответ о Ернестову дело к тому времени, когда сможет встать, и это ему уже не суждено. За несколько дней до Дервиль пришли и сообщили о смерти Гобсека. Все свое богатство он оставил правнучке сестры, проститутки, прозванные «Электрическим скатом» или Огоньком. Дервилю он оставил в наследство запасы продуктов, которые накопил Гобсек за последние годы, получая их от своих клиентов. Он принимал все: и корзину с рыбой, и коробку со свечами, и посуда, и золотые табакерки. Когда Дервиль открыл соседние комнаты, он чуть не лишился чувств от вони, исходивший от гниющих товаров — рыбы, паштетов, кофе, табака, чая и т.д. К концу жизни он ничего не продавал, потому что боялся отдать за дешево, так его страсть пережила его разум.

Дервиль также сообщает, что вскоре граф Эрнест де Ресто будет введен во владение имуществом, что позволит ему жениться с девушкой Камиллой. Виконтесса отвечает, что Эрнест должен быть очень богатым, чтобы жениться на ее дочери. Брат виконтессы замечает, что род графа очень давний. Сестра соглашается с ним и говорит, что Камила может не видеться со своей свекровью, хотя на раутах ее принимают.

"Гобсек" Бальзака - краткое содержание

Зимой 1829 г. в салоне виконтессы де Гранлье допоздна задерживается стряпчий Дервиль. Краем уха он слышит настойчивое требование виконтессы, адресованное ею дочери, семнадцатилетней красавице Камилле, - перестать оказывать знаки внимания графу Эрнесту де Ресто. Несмотря на то, что у молодого графа прекрасная репутация в обществе, он ни в коем случае не может рассматриваться девушкой из богатой и приличной семьи (а именно такова Камилла) в качестве потенциального жениха. Дело в том, что мать графа, «женщина, способная проглотить миллионное состояние, особа низкого происхождения, в молодости вызвала слишком много толков о себе... Пока жива его мать, ни в одном порядочном семействе родители не отважатся доверить этому милому юноше будущность и приданое своей дочери».

Дервиль просит разрешения вступить в разговор: у него в запасе есть история, услышав которую, виконтесса, скорее всего, изменит свое мнение о молодом господине де Ресто. На первый взгляд может показаться странным, что простой стряпчий так непринужденно принят в доме виконтессы и даже осмеливается давать этой богатой и знатной даме советы. Но виконтесса искренне считает Дерви-ля одним из самых преданных своих друзей. Дело в том, что молодой стряпчий фактически спас семейство де Гранлье от нищеты. Госпожа де Гранлье вернулась в Париж вместе с королевской семьей, жила крайне стесненно (только на «вспомоществование, назначенное ей из сумм цивильного листа»). Дервиль обнаружил неточности при продаже Республикой ее имения, вернул фамильный особняк виконтессе и, заручившись ее доверием, стал вести ее имущественные дела. Дервиль выигрывал процесс за процессом, добивался возвращения виконтессе лесных угодий и акций предприятий и, наконец, вернул ей все ее огромное состояние. Дервиль имеет репутацию человека честного, знающего, скромного, с хорошими манерами. Через виконтессу и ее знакомых он расширил свою клиентуру и начал процветать.

Дервиль рассказывает историю, свидетелем и участником которой оказался в молодости. Он снимал комнату в одном доме с ростовщиком по фамилии Гобсек. «Черты лица <Гобсека>, неподвижные, бесстрастные, как у Талей-рана, казались отлитыми из бронзы. Глаза... не выносили яркого света. Острый кончик длинного носа... походил на буравчик, а губы были тонкими, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Матсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой... состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные». Единственным человеком, с которым у Гобсека завязалось нечто, похожее на личные отношения, был молодой Дервиль. Состояние Гобсека было «скрыто от посторонних глаз где-то в подвалах банков». Сам он жил очень скромно. Гобсек не общался с родственниками и не имел намерения оставить кому-либо из них хоть малую долю своего огромного состояния. Гобсек «казался скорее равнодушным к вопросам религии, чем неверующим». По мнению Гобсека «счастье состоит в упражнении своих способностей применительно к житейской действительности... из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото». Он презирает светских женщин, поскольку в основе любой их растраты лежат глупость, опрометчивость или бессмысленная страсть. Гобсек рассказывает молодому Дервилю две коротких истории требования им платежей с женщин. Героиня первой истории - графиня де Ресто. Она сошлась с молодым и наглым красавчиком, человеком без принципов и прожигателем чужих денег, Максимом де Трай. Когда Гобсек является к ней требовать денег, графиня становится в позу, делает вид, что не понимает, как Гобсек может «решиться» требовать с нее денег, когда, зная ее положение в свете, он обязан графиню «уважать». Гобсек продолжает вежливо, но настойчиво требовать уплаты. В этот момент в коювату графини входит ее муж. Перепуганная графиня отдает Гобееку кольцо с бриллиантом в счет погашения долга и шепотом умоляет его покинуть бе дом. Графиня безумно боится, что мужу станет известно о ее связи и об огромных деньгах, которые она тратит на Максима де Трай. Гобсек же, хорошо зная, что представляет собой Максим де Трай, предсказывает будущность графини де Ресто. «Этот белокурый красавчик, бездушный игрок, разорится сам, разорит ее, разорит ее мужа, разорит детей, промотав их наследство, да и в других салонах учинит разгром почище, чем артиллерийская батарея в неприятельских войсках».

Героиня второй истории, которую рассказывает Гобсек, - молодая белошвейка Фанни Мальво. Девушка зарабатывает на жизнь своим трудом, она чиста духовно, добродетельна и честна. Фанки аккуратно выплачивает ростовщику требуемую сумму. Пообщавшись с ней, даже Гобсек, совершенно равнодушный к женщинам, думает, что из Фанни вышла бы прекрасная жена и мать семейства.

Гобсек считает подобные истории своим развлечением. «Разве не любопытно заглянуть в самые сокровенные изгибы человеческого сердца? Разве не любопытно проникнуть в чужую жизнь и увидеть ее без прикрас, во всей неприкрытой наготе?.. Какая-нибудь влюбленная молодая девица, старик купец, стоящий на пороге разорения, мать, пытающаяся скрыть проступок сына, художник без куска хлеба, вельможа, который впал в немилость и, того и гляди, из-за безденежья потеряет плоды своих долгих усилий, - все эти люди иной раз изумляют меня силой своего слова. Великолепные актеры! И дают они представление для меня одного! Но обмануть меня им никогда не удается... А разве могут отказать в чем-нибудь тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки. Это ли не наслаждение? А разве власть и наслаждение не составляют основу вашего нового строя? Таких, как я, в Париже человек десять; мы властители ваших судеб - тихонькие, никому не ведомые... мы владеем секретами всех видных семейств. У нас есть своего рода «черная книга», куда мы заносим сведения о государственном кредите, о банках, о торговле... Один из нас надзирает за судебной средой, другой за финансовой, третий - за высшим чиновничеством, четвертый - за коммерсантами. А под моим надзором находится золотая молодежь, актеры и художники, светские люди, игроки - самая занятная часть парижского общества. И каждый нам рассказывает о тайнах соседей. Обманутые страсти, уязвленное тщеславие болтливы. Пороки, разочарование, месть - лучшие агенты полиции. Как и я, мои собратья всем насладились, всем пресытились и любят теперь только власть и деньги ради самого обладания властью и деньгами... Сюда приходят с мольбою... и самый спесивый купец, и самая надменная красавица, и самый гордый военный... и знаменитый художник и писатель, чье имя будет жить в веках».

В 1818-1819 гг. Дервиль обращается к Гобсеку с просьбой о займе, чтобы выкупить нотариальную контору своего разорившегося патрона. Дервиль решает отправиться к ростовщику не униженным просителем, а имея холодные практические расчеты в руках. Он по-деловому объясняет Гобсеку, из каких доходов и в какой срок собирается возвращать ему кредит. Слушая четкие ответы на свои вопросы, анализируя предложенные Дервилем цифры, Гобсек остается очень доволен своим молодым другом. Однако он кладет Дервилю достаточно большие проценты, прося трезво оценить свои возможности по их выплате. Дервиль соглашается и, благодаря тому, что энергично и умело ведет свои дела, погашает долг не в десять, а в пять лет. Все эти годы Гобсек старательно рекомендует молодого стряпчего своим влиятельным знакомым, так что у Дервиля буквально нет отбоя от клиентов. Расплатившись с долгом и твердо встав на ноги, Дервиль женится на Фанни Мальво. Дервиль также ведет все тяжбы Гобсека.

Однажды Дервиль оказывается в ситуации, когда он вынужден, выступить посредником в улаживании отношений между Гобсеком и Максимом де Трай. Гобсек отказывается платить что-либо по векселям де Трай, поскольку прекрасно знает, что де Трай - полный банкрот. Однако развязный щеголь продолжает нагло и высокомерно повторять, что его векселя надежны, и «будут оплачены». Гобсек требует весомого залога платежеспособности де Трай. Тот приводит к нему графиню де Ресто. Она за полцены оставляет (с правом последующего выкупа) ростовщику свои фамильные бриллианты. Гобсек выписывает ей чек на пятьдесят тысяч франков, а недостающие тридцать тысяч выдает векселями де Трай (которые не имеют никакой ценности). У графини нет выбора, и ей приходится, под давлением де Трай, согласиться на условия Гобсека. Вскоре после ухода графини и ее любовника к ростовщику является муж графини. По законам того времени граф может опротестовать сделку, поскольку замужняя женщина не имеет права продавать без согласия мужа никакие совместно нажитые ценности. Однако судебный процесс непременно обернется скандалом в обществе и связь графини и Максима де Трай будет обнародована. При посредничестве Дервиля граф де Ресто и Гобсек заключают мировое соглашение. Граф выкупает фамильные бриллианты. Узнав о предательстве жены, о ее безграничном мотовстве, а также о том, что двое из троих ее детей прижиты ею от де Трай, граф де Ресто тяжело заболевает. Он решает отписать все имущество старшему сыну, чтобы ничего не досталось графине. Для этого граф де Ресто создает видимость того, что проигрывает свое состояние, постепенно переводя его, по совету Дервиля, на имя Гобсека. Граф считает ростовщика в высшей степени надежным и порядочным, а главное - трезвомыслящим человеком. Дервиль объясняет графу, что младшие дети не виновны в распущенности матери; они тоже носят фамилию де Ресто и должны быть хоть как-то обеспечены графом после его кончины. Граф соглашается с Дервилем, переписывает завещание, выделяя и младшим детям долю наследства.

Когда Дервиль интересуется у Гобсека, почему из всех людей только он и граф де Ресто вызвали расположение и участие ростовщика, тот отвечает: «Потому что вы одни доверились мне без всяких хитростей». Огромные же проценты, которые в свое время положил Дервилю Гобсек, ростовщик объясняет тем, что не хотел, чтобы Дервиль чувствовал себя хоть чем-то ему обязанным. Именно поэтому они и стали настоящими друзьями.

Постепенно граф де Ресто «разоряется». Его имущество перетекает в руки Гобсека, который после смерти графа и достижения его старшим сыном совершеннолетия обязуется ввести юношу в права наследования гигантским состоянием. Поверенным назначается Дервиль, он и ведет все «бумажные» дела по наследству графа.

Граф де Ресто чувствует себя настолько плохо, что уже не встает с постели. Он неоднократно посылает за Дерви-лем, но тот не может попасть к нему. Дело в том, что графиня поняла, что муж намерен лишить ее и ее детей наследства. Она следит за мужем, ночует под дверями его спальни, не пропускает к нему Дервиля, контролирует визиты к нему слуг. «В доме она была полновластной хозяйкой и все подчинила своему женскому шпионству». Все это графиня ловко маскирует под личиной страстной любви к мужу и желанием быть все время подле него. Граф же не желает видеть жену. В его комнате почти неотлучно находится его старший сын Эрнест. Мальчик искренне любит отца, заботится о нем, но даже любимому сыну граф не может довериться. Эрнест страстно любит мать, а та всяческими способами выведывает у ребенка, что говорил ему отец за закрытыми дверями своей спальни. Графиня уверяет Эрнеста, что ее оклеветали, и потому отец больше не хочет ее видеть, хотя сама она мечтает помириться с ним. Мальчик всему верит. Когда графу становится совсем плохо и он уже понимает, что его письма к Дервилю просто не отправляются слугами, он решается попросить Эрнеста связаться с Дервилем. Мальчик обещает исполнить просьбу отца, но мать вновь лаской и хитростью выведывает у ребенка, что поручил ему отец. Граф поднимается с постели, выходит из комнаты и кричит на жену. Он обвиняет графиню в том, что она «отравила» его жизнь и пыталась сделать из сына такого же порочного человека, как и она сама. Графиня падает перед мужем на колени, умоляет пощадить детей, оставить им хоть что-то. Объяснение с женой отнимает у графа последние силы, и ночью он умирает. Дервиль с Гобсеком приезжают в дом графа уже когда все кончено. Их встречает Эрнест. Он передает Дервилю письмо от отца, но просит не входить в спальню покойного. По словам Эрнеста, там молится мать. Гобсек иронически смеется, отодвигает Эрнеста в сторону и распахивает дверь в спальню графа. Все в комнате перевернуто вверх дном. Вещи графа с вывернутыми карманами валяются в беспорядке на полу, ковер устилают обрывки бумаги, труп графа свешивается с кровати, «презрительно отброшенный» женой, которая роется в его документах, рвет письма, в которых по ее мнению, может содержаться завещание, ущемляющее в правах ее и ее детей. Часть бумаг она успела бросить в камин (среди них и завещание, по которому покойный граф обеспечивал младших детей солидной долей наследства). Пойманная с поличным, графиня безумными глазами смотрит на Гобсека и Дервиля. Дервиль объявляет ей, что она разорила своих детей, когда сожгла завещание. Гобсек объявляет, что,отныне он является владельцем всего состояния графа, его дома и всего имущества. Графиня и все трое детей оказываются без гроша. Дервиль считает поступок Гобсека, «воспользовавшегося преступлением графини» омерзительным. По его мнению, ростовщик должен был пощадить несчастную женщину ради детей. Но Гобсек непреклонен. Графиня начинает «вести героическую жизнь», всецело посвящает себя детям, дает им блестящее образование, разрывает связь с Максимом де Трай. Эрнест и его брат и сестра воспитываются в бедности, но в атмосфере глубокой порядочности. Гобсек ничего не дает Эрнесту, поскольку считает, что «несчастье - лучший учитель. В несчастьи он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям - мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем».

История, рассказанная виконтессе де Гранлье Дервилем, заканчивается тем, что на днях Гобсек умер, и теперь все состояние переходит к Эрнесту де Ресто. Он может считаться достойным женихом для Камиллы, а кроме того, выделит достаточный капитал матери и сестре с братом, чтобы и они ни в чем не нуждались.

Дервиль рассказывает о последних днях жизни Гобсека. Ростовщик впал в маразм. Он складировал в комнатах своего дома дары (взятки), которые приносили ему - кофе, чай, рыбу, устрицы и пр. Из-за скупости, которая с годами стала просто невероятной, он не продавал продукты в магазины, и все это сгнило. Гобсек не топил камин, потому что хранил в золе кучу золота. В книгах он прятал казначейские билеты. Комнаты были захламлены дорогими вещами (невыкупленными закладами) - шкатулками с драгоценностями, вазами, картинами, книгами, гравюрами, редкостями. Ничем Гобсек не пользовался. После кончины ростовщика, Дервиль задается вопросом, кому достанется теперь это невероятное богатство. Перед смертью Гобсек, подозвав его к себе, просит взять себе все, что Дервиль захочет. Кроме того, ростовщик поручает Дервилю разыскать его внучатую племянницу, которой он никогда не помогал, но которую теперь хочет обеспечить.

Ниже в блоке Похожие темы вы можете найти ссылки на краткие содержания других подобных произведений.

Повесть «Гобсек» была опубликована Оноре де Бальзаком в 1830 году, а в 1842 году стала одним из ключевых произведений «Человеческой комедии», войдя в раздел «Сцены частной жизни» («Этюды о нравах»). Сегодня это самое читаемое произведение Бальзака, оно входит в школьную и вузовскую программы, является предметом множества научных исследований, широким полем для анализа и богатейшим источником вдохновения.

Как и многие произведения Бальзака, изначально «Гобсек» публиковался частями. Первый эпизод, озаглавленный «Ростовщик», появился на страницах журнала «Мода» в феврале 1830 года. Затем повесть фигурировала под названием «Папаша Гобсек» и была разделена на смысловые части – «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». В 1842-м повесть вошла в «Человеческую комедию» под лаконичным названием «Гобсек» без деления на главы. Именно такой вид произведения принято считать классическим.

Центральный персонаж – ростовщик Жан Эстер ван Гобсек (прим. – в данном случае фамилия Гобсек «говорящая», в переводе с французского – Живоглот). Кроме произведения, в котором он солирует, Гобсек также появляется в «Отце Горио», «Цезаре Бирото», «Брачном контракте» «Чиновниках». Адвокат Дервиль, он же рассказчик, является героем «Отца Горио», «Полковника Шабере», «Темного дела», романа «Блеск и нищета куртизанок».

Это культовое произведение имеет два киновоплощения. В 1936 году повесть экранизировал советский режиссер Константин Эггерт («Медвежья свадьба», «Хромой барин»), роль Гобсека сыграл Леонид Леонидов. В 1987-м вышел одноименный фильм под началом Александра Орлова («Женщина, которая поет», «Похождения Чичикова»), на этот раз Гобсека сыграл Владимир Татосов.

Давайте вспомним сюжет этого бессмертного шедевра от гениального Оноре де Бальзака.

Действие повести начинает развиваться в салоне виконтессы де Гранлье. Была зима 1829-30-го года. За окном мел снег и никому из полуночных обитателей гостиной не хотелось удаляться от уютного тепла камина. Виконтесса де Ганлье была самой знатной, богатой и почтенной дамой Сен-Жерментского предместья. В столь поздний час она вычитывала свою семнадцатилетнюю дочь Камиллу за слишком явную расположенность, которую она выказывает в адрес молодого графа Эмиля де Ресто.

Свидетелем этой сцены становится друг семьи адвокат Дервиль. Он видит, как пылают щечки Камиллы при упоминании имени графа де Ресто. Нет сомнений, девочка влюблена! Но почему графиня противится союзу молодых сердец? На это есть веская причина – поясняет графиня. Ни для кого не секрет, каким неподобающим образом вела себя его мать. Сейчас она, конечно, остепенилась, но ее прошлое накладывает несмываемый отпечаток на потомство. Кроме того, де Ресто беден.

– А если не беден? – лукаво усмехается Дервиль.
– Это бы несколько изменило положение вещей, – уклончиво отмечает виконтесса.
– Тогда я поведаю вам одну романтическую историю, которая произошла со мной много лет назад.

Жан Эстер ван Гобсек

Когда Дервилю было двадцать пять лет, он снимал комнату в одной бедной парижской гостинице. Его соседом был известный ростовщик по фамилии Гобсек. Не познакомившись с Гобсеком лично, Дервиль уже был много наслышан о нем. Жан Эстер ван Гобсек одиноко жил в своей аккуратной скромной квартирке. Его прошлое было скрыто тайнами. Говорят, в десять лет его отдали юнгой на морское судно. Долгое время Гобсек бороздил моря и океаны, а потом приехал в Париж и сделался ростовщиком.

Последнее пристанище для страждущих

Ежедневно в его комнатку приходили визитеры, но это были не добрые друзья, а убитые горем, задушенные пороками и собственной ненасытностью жалкие просители. В его скромных покоях бывали когда-то успешные купцы, молодые франты, знатные дамы, стыдливо прикрывающие лица вуалями.

Все они приходили к Гобсеку за деньгами. Они молили Гобсека, как бога, и, сбросив спесь, смиренно прижимали руки к грудям.

За неумолимость и черствость Гобсека ненавидели. Его называли «золотым истуканом» и фамильярным «папаша Гобсек», его философию считали бездуховной, а нелюдимость, по меньшей мере, странной – «если человечность считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом». Но все это никак не отражалось на количестве клиентов папаши Гобсека. К нему шли, потому что только он мог дать шанс на спасение или хотя бы отсрочить полный крах.

Однажды молодой Дервиль также появился на пороге дома своего соседа. Он не имел за душой ни гроша, но, получив образование, мечтал открыть свое юридическое дело. Амбициозный юноша понравился старику Гобсеку, и он согласился вложить в него деньги с условием выплаты солидного процента. Благодаря таланту, подкрепленному стараниями и здоровой бережливостью, Дервиль в конце концов полностью рассчитался с Гобсеком. За время сотрудничества адвокат и ростовщик стали добрыми друзьями. Дважды в неделю они встречались за обедом. Беседы с Гобсеком были для Дервиля богатейшим источником жизненной мудрости, приправленной необычной философией ростовщика.

Когда Дервиль сделал последний платеж, он поинтересовался, почему Гобсек продолжал брать с него, своего друга, огромные проценты, и не оказал услугу бескорыстно. На это старик мудро ответил: «Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья».

Сейчас дело Дервиля процветает, он женился по любви, его жизнь – беспрерывно счастье и благополучие. Так что полно о Дервиле, ведь счастливый человек – тема нестерпимо скучная.

Однажды Дервиль привел к Гобсеку своего знакомого Максима де Трая – красавца, блестящего парижского ловеласа и повесу. Максим крайне нуждался в деньгах, однако Гобсек отказывает де Траю в ссуде, потому что знает о его многочисленных невыплаченных долгах. На следующий день просить за Максима приходит красивая дама. Забегая вперед, отметим, что это была графиня де Ресто, мать того самого Эмиля де Ресто, что сегодня безуспешно сватается к Камилле де Гранье.

Ослепленная страстью к мерзавцу де Траю, графиня заложила за него молодого любовника фамильные бриллианты. Надо сказать, несколько лет назад графиня оплатила первый вексель де Трая именно у папаши Гобсека. Сумма была небольшой, но еще тогда Гобсек предсказал, что этот подлец вытянет все деньги из семейства де Ресто.

Вскоре к Гобсеку ворвался граф де Ресто, законный супруг сумасбродной графини и владелец заложенных бриллиантов. Вернуть драгоценности ростовщик отказался, но посоветовал графу обезопасить свое наследство, иначе его детям будет не суждено увидеть деньги. Посоветовавшись с Дервилем, граф передает все свое имущество Гобсеку и составляет встречную расписку, в которой говорится, что продажа имущества фиктивная – когда старший сын станет совершеннолетним, ростовщик передаст права управления имуществом законному наследнику.

Граф заклинает Дервиля хранить расписку у себя, поскольку не доверяет своей алчной жене. Однако, по злой насмешке судьбы, тяжело заболевает и не успевает передать документ, от которого зависит судьба его мальчика. Пока граф в беспамятстве прикован к постели, графиня не покидает его комнаты, правдоподобно изображая убитую горем супругу. Никто, кроме Гобсека и Дервиля, не знает истинной подоплеки этой «привязанности». Подобно хищнице, графиня ждет заветного часа, когда ее жертва испустит последний вздох.

Вскоре граф умирает. Дервиль с Гобсеком мчатся в дом де Ресто и становятся свидетелями страшной картины. Все в комнате графа было перевернуто вверх дном, посреди этого хаоса, растрепанная со сверкающими глазами, металась графиня. Ее не смущало присутствие умершего, его тело было презрительно откинуто на край кровати, как ненужная более вещь.

В камине догорали какие-то бумаги. Это была расписка. «Что вы наделали? – вскрикнул Дервиль – Вы только что разорили собственных детей. Эти документы обеспечивали им богатство…»

Казалось, графиню хватит удар. Но ничего исправить уже было нельзя – Гобсек стал полноправным владельцем состояния де Ресто.

Гобсек отказался помогать юному наследнику де Ресто. «Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям… Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем».

Гуманист Дервиль не мог понять жестокости Гобсека. Он отдалился от друга, со временем их встречи свелись на нет. Свой следующий визит к Гобсеку Дервиль совершил спустя много лет. Говорят, что все эти годы Гобсек вел обеспеченную жизнь, а в последнее время стал совсем нелюдим и не покидал своих пышных покоев.

Дервиль застал Гобсека умирающим. Ростовщик сообщил старому другу, что сделал его своим душеприказчиком. Все нажитое состояние он завещал правнучке своей сестры, публичной девушке по прозвищу Огонек. «Она хороша, как Купидончик, – слабо улыбался умирающий, – разыщи ее, друг мой». А законное наследство пусть теперь вернется к Эмилю де Ресто. Наверняка, он стал хорошим человеком.

Осматривая после смерти дом Гобсека, Дервиль был шокирован: кладовые ломились от еды, большинство из которой пропала. Все портилось, кишело червями и насекомыми, но обезумевший скряга никому не продавал свое добро. «Я увидел, до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть».

К счастью, Гобсек успел передать свое и вернуть чужое богатство. Госпожа де Гранлье слушала рассказ адвоката с большим интересом. «Хорошо, дорогой Дервиль, мы подумаем насчет Эмиля де Ресто, – произнесла она, – К тому же Камилле вовсе не обязательно часто видеться со своей свекровью».

В гостиной виконтессы де Гранлье зимой как- то гости засиделись до часа ночи. Один из них, красивый молодой человек, услышав бой часов, поспешил откланяться. Виконтесса заметила, что его отъезд огорчил ее семнадцатилетнюю дочь Ка­милу. Она решила предостеречь девушку, сказав, что хотя молодой человек заслуживает всех пох­вал, ни одно уважающее себя семейство не отдаст ему в жены свою дочь. У него есть мать, особа низ­кого происхождения, которая способна проглотить не одно миллионное состояние.

В разговор вмешался друг семьи, стряпчий Дервиль, который помог виконтессе вернуть незакон­но отобранное состояние. Он стал рассказывать од­ну романтическую историю, свидетелем которой стал в молодости. Много лет назад Дервилю при­шлось столкнуться с удивительным человеком - ростовщиком, которого прозвали «папаша Гобсек». Он всегда поражал окружающих своей невозму­тимостью: «черты лица, неподвижные, бесстраст­ные, как у Талейрана… глаза, маленькие и жел­тые, словно у хорька, и почти без ресниц… острый кончик длинного носа, изрытый рябинами… губы тонкие…» Говорил этот человек всегда мягко, не повышая голоса. Никто не знал, были ли у него родные или друзья, богат он был или беден. Ста­рик был очень бережлив.

Когда рассказчик познакомился с ним побли­же, то узнал, что в десятилетнем возрасте мать устроила его юнгой на корабль и он отплыл в гол­ландские владения Ост-Индии, где и скитался двад­цать лет. Он прошел множество испытаний и знал многих великих людей. Папаша Гобсек находил раз­влечение в человеческих историях, проходящих пе­ред его глазами. Две из них он рассказал своему молодому другу.

Ростовщику нужно было предъявить два вексе­ля. Первый, на тысячу франков, подписал молодой человек, писаный красавец и щеголь, а выдан был вексель прекрасной парижанкой, женой графа. Вто­рой вексель был подписан некоей Фанни Мальво. Когда Гобсек пришел к первой из женщин, слу­жанка сообщила ему, что госпожа еще не встава­ла и ему лучше зайти в полдень. Второй женщи­ны не оказалось дома, однако она оставила деньги у привратницы. Г обсек решил не брать денег, а еще раз прийти, чтобы застать хозяйку.

В полдень ростовщик снова пришел к графине. Она встретила его в своей спальне, и очень ласко­во. Кругом царствовали роскошь и беспорядок. Гобсек сразу понял, что эта женщина изменяет своему мужу, более того, оплачивает счета своего любовника. Во время беседы с ростовщиком в ком­нату неожиданно вошел муж должницы. Она силь­но испугалась. Сказав мужу, что Гобсек - ее по­ставщик, она тайком отдала ростовщику бриллиант. Выходя от графини, Гобсек встретился с тем са­мым щеголем, давшим вексель. Папаша Гобсек пе­редал с ним графине двести франков. Молодой че­ловек обрадовался, что графиня заплатила. Гобсек увидел всю будущность графини: красавчик ра­зорится сам, разорит ее, ее мужа и их детей.

Далее ростовщик отправился ко второй долж­нице. В маленькой квартирке все сверкало чисто­той. Мадмуазель Фанни оказалась молоденькой девушкой, зарабатывающей на жизнь шитьем. От нее веяло чем-то хорошим и чистым. Г обсек даже расчувствовался и хотел предложить ей денег взай­мы, однако вовремя одернул сам себя. Перед гла­зами ростовщика каждый день разворачивались трагедии, когда, к примеру, отец семейства из-за невозможности прокормить своих детей заканчи­вал жизнь самоубийством, и комедии, когда моло­дой повеса старался обольстить, уговорить папашу Гобсека и т. д. Люди, попавшие в ловушку денег, разыгрывали перед этим человеком настоящие представления, что тешило его тщеславие и раз­влекало старика.

На одном из холостяцких званых обедов Дервиль познакомился с молодым человеком Макси­мом де Траем, разоряющим уже известную графиню. Тот попросил привести его к Гобсеку, поскольку сам недавно рассорился со стариком. На встречу с ростовщиком он пришел вместе с графиней, ко­торая тут же невыгодно заложила фамильные дра­гоценности ради своего любовника. Причем поло­вину суммы Гобсек отдал графине векселями ее разорителя. Де Трай был взбешен, однако ничего уже не мог сделать. Графиня выбежала из комна­ты, и ее поклонник последовал за ней.

Не успели посетители выйти, как к Гобсеку ворвался обманутый муж графини. Он узнал, что жена заложила фамильные драгоценности, и хо­тел их вернуть. Дарвиль примирил противников. Они составили акт, где граф признавал, что полу­чил у Гобсека восемьдесят пять тысяч франков и что ростовщик обязывается при уплате всей сум­мы долга вернуть бриллианты. Ростовщик посове­товал найти графу надежного друга и путем фик­тивной продажной сделки передать ему все свое имущество, иначе жена полностью разорит его и его детей.

Через несколько дней обманутый муж снова по­явился у Дарвиля. Он попросил подготовить необхо­димые акты о передаче всего имущества Гобсеку. Поверенный же должен был получить расписку старика в том, что данная передача фиктивна и он обязуется вернуть состояние старшему сыну гра­фа в день совершеннолетия. В случае смерти Гоб­сека наследником имущества до определенного вре­мени становится сам Дарвиль. Стряпчий настоял на том, чтобы граф позаботился и о судьбе младших детей. После решения всех формальных дел граф так и не успел передать расписку Дарвилю. Когда он заболел, жена не допускала к нему никого. Эта женщина рассталась со своим любовником и все свое время отдавала подрастающим детям. Она да­ла им превосходное образование и внушила им силь­ную любовь к себе.

Когда муж умер, графиня нашла в его комнате расписку Гобсека и по неведению сожгла ее, чем обрекла всю семью на разорение. Когда ростовщик умер, он написал завещание на имя одной из сво­их внучек. Стряпчий, описывая имущество ростов­щика, был поражен его скупостью. В комнате, смеж­ной со спальней Гобсека, он обнаружил гниющие продукты, везде лежали груды различных безде­лушек вперемешку с серебром и золотом, на ка­мине располагались накладные различных гру­зов. Старик был настолько скуп, что предпочитал, чтобы его сокровища испортились, нежели чем они были бы отданы за более низкую сумму. Дарвиль, зная истинное положение дел, сделал все для то­го, чтобы деньги графа вернулись к его сыну.

Здесь искали:

  • гобсек краткое содержание
  • оноре де бальзак гобсек краткое содержание
  • краткое содержание гобсек

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье - одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у нее засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции. Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведет себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения - её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье. Дервиль, симпатизирующий влюбленным, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешевом пансионе - там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности - с "лунным ликом", желтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие - это был "человек-вексель", "золотой истукан". Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми - миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы - страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика - этот щеголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент - и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него "по дружбе" только тринадцать процентов - обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой - по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счеты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды. После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад - его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надежному другу все свое имущество путем фиктивной продажной сделки - это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришел к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа - подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать - добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем - в рассказе идет речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, - на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну - но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мертвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, - имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека. Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски - в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье - лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам - вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль еще раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все свое богатство старый скряга завещал правнучке сестры - публичной девке по прозвищу "Огонек". Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами - и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию - он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретет утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым - только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан - ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

Выбор редакции
Производная экспоненты равна самой экспоненте (производная e в степени x равна e в степени x): (1) (e x )′ = e x . Производная...

Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...

Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...
Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина АннаНаселённый пункт - населённое людьми место (поселение),...
Все началось в далеком 1934 году.В конце 20-х - начале 30-х годов принципиально менялась инфраструктура Челябинска. За короткое время он...
Начиная с XVII столетия наука выдвинула целый ряд классификаций человеческих рас. Сегодня их количество доходит до 15. Однако в основе...
Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13...
Определение 1 Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.Осознавание личностью себя как...