Национальности ссср и их размещение. Народы советского союза в борьбе с фашизмом


СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».


Советский Союз - многонациональное государство. В нем насчитывается более 100 национальностей и народностей.
При царизме многие нерусские народы и народности, населявшие Российскую империю, подвергались жестокому угнетению, подавлялось развитие их национальной культуры.
В Советском социалистическом государстве в основу национальной политики положен ленинский принцип добровольного союза наций. В результате осуществления этого принципа народы нашей страны получили возможность создать свою государственность и успешно развивать социалистическую по содержанию и национальную по форме культуру.
Значительная часть территории СССР населена славянскими народами. В 1979 г. русских, украинцев и белорусов насчитывалось около 180 млн. человек (более 74% населения страны). Самая многочисленная национальность в нашей стране - русские. Они составляют более 50% общей численности населения Советского Союза и 82,6% населения Российской Федерации. Русские представляют наиболее многочисленную группу славянского населения земного шара и выделяются не только своей численностью. Русский народ сыграл огромную роль в истории нашей Родины, в создании и сплочении в единое целое Союза Советских Социалистических Республик.
Много веков назад на Русской равнине, в междуречье Волги и Оки, сформировалось Московское государство - ядро будущей России. Отсюда русские расселялись к северу, западу, югу и востоку. Наиболее компактно русское население живет в центральных, западных и частично северных областях РСФСР. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской и Рязанской областях почти все население составляют русские. В Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке русское население достигает 80-85% общей численности населения этих районов. Русское население преобладает во всех экономических районах Российской Федерации.
В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири, помимо русских, население представлено рядом народов и народностей, которые живут в образовавшихся после Великой Октябрьской социалистической революции автономных советских социалистических республиках, автономных областях и автономных округах. К этим национальностям, проживающим в РСФСР, принадлежат относящиеся к угро-финской языковой группе удмурты, мордва и марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, чуваши и башкиры. На севере и северо-западе европейской части РСФСР живут принадлежащие к угро-финской языковой группе коми и коми-пермяки, карелы и саамы.
Северный Кавказ населяют народы чечено-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, народности Дагестана
(аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы и др.), народы тюркской группы (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы), народы иранской группы (осетины), народы адыго-абхазской языковой семьи (кабардинцы, адыгейцы, черкесы).
Национальности азиатской части РСФСР весьма разнообразны по языку, хозяйственным и культурно-бытовым навыкам. За Уральским хребтом, в среднем течении Оби и Иртыша, кроме русских и украинцев, живут ханты и манси. К северу от них - в тундровой зоне Предуралья и Зауралья - расселены ненцы. Бассейн р. Лены населяет самый значительный по численности народ северной части Сибири - якуты. В южной части Сибири живут буряты, алтайцы, шорцы, хакасы. Тувииская АССР населена преимущественно тувинцами. На крайнем северо-востоке живут чукчи и коряки, на Камчатке - ительмены, в Якутской АССР и Магаданской области - юкагиры, в нижнем течении р. Амур и на Сахалине - нивхи. В Приамурье живут нанайцы и удэгейцы. На побережье Берингова моря» на о. Врангеля и в Чукотском автономном округе расселены эскимосы, а на Командорских островах - алеуты. В условиях царизма эти народности были обречены на вымирание. В результате проведения ленинской национальной политики созданы условия для быстрого экономического и культурного развития всех народов и народностей, населяющих нашу страну.
Среди союзных республик второй по численности населения и развитии) экономики является Украинская ССР. Основное население республики - украинцы. Они составляют около 74% общей численности населения и относятся к группе восточных славян. Украинцы составляют большинство населения во всех областях республики, за исключением Крымской. Кроме того, в УССР живут русские, евреи, поляки, белорусы, молдаване, болгары, венгры и др.
В юго-западной части Советского Союза находится Молдавская ССР. Большинство населения республики - молдаване (почти 64%); там проживают также украинцы, русские, гагаузы, евреи, болгары.
В Белорусской ССР почти 80% общего числа жителей - белорусы. Белорусское население преобладает во всех областях республики, кроме отдельных районов Гродненской области, где большинство населения составляют поляки. В БССР живут также русские, украинцы и евреи.
В Прибалтийских республиках основную массу населения составляют литовцы, латыши и эстонцы. Литовцы и латыши - представители леттп-литовской, а эстонцы - финской языковой группы.
Один из многонациональных районов нашей страны - Закавказье, народы которого говорят на многих языках и наречиях.
В Закавказье самыми крупными по численности являются азербайджанцы, относящиеся к тюркской языковой группе, грузины, составляющие картвельскую лингвистическую группу, и армяне, которые составляют самостоятельную языковую группу. Здесь живут также абхазцы, русские, греки, курды и др.
Население Казахстана и Средней Азии сосредоточено в основном по долинам рек, а также в предгорьях и межгорных котловинах. По языку это народы тюркской группы, за исключением таджиков, относящихся к иранской группе.
Казахскую ССР населяют казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, белорусы, корейцы, уйгуры и дунгане. Казахи размещаются по территории республики крайне неравномерно. Они составляют большинство населения только в Кзыл-Ординской и Гурьевской областях. В общей численности населения республики казахи составляют 36%. Высокий удельный вес русских, украинцев и других национальностей в численности населения Казахстана объясняется тем, что за последние годы в Казахскую ССР прибыли трудящиеся из других братских республик для оказания помощи в освоении ее огромных природных богатств.
В пределах Узбекской ССР проживают узбеки, русские, татары, казахи, корейцы, евреи, киргизы, украинцы, туркмены. Основная масса населения республики размешена главным образом в Ферганской долине, а также по долинам Чирчика и Зеравшана.
Население Киргизской ССР составляют киргизы, русские, узбеки, украинцы, татары, таджики, уйгуры. Киргизы населяют в основном предгорные и межгорные долины.
Таджикскую ССР - типичную горную страну - населяют таджики, узбеки, русские, татары, киргизы, казахи. Основная часть таджиков живет в северной части республики, а также в Вахшской и Гиссарской межгорных долинах.
В Туркменской ССР основное население - туркмены. Здесь живут также русские, узбеки, казахи, татары, украинцы и армяне.
Все народы нашей страны равноправны и живут единой братской семьей. Они спаяны нерушимой дружбой, являющейся источником силы и могущества Советского государства. Особенно ярко проявилась дружба Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, когда перед лицом смертельной опасности все народы нашей Родины еще теснее сплотились вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, вокруг русского народа. В период развитого социализма происходят дальнейшее сближение и сплочение наций.
Последняя перепись показала значительный рост численности не только русского населения (на 8,3 млн. человек), но и других национальностей - украинцев, белорусов, узбеков, казахов и др. Значительно возросла численность башкир, калмыков, народностей Дагестана, чеченцев, карачаевцев, адыгейцев, ингушей, осетин, кабардинцев, черкесов, бурят, якутов, тувинцев и алтайцев. Происходит рост численности и малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Все советские социалистические республики, добровольно объединившиеся в Советский Союз, достигли огромных успехов в развитии своей государственности, подъеме экономики и культуры. В короткий исторический срок они ликвидировали свою вековую отсталость. Большинство республик Союза ССР по ряду народнохозяйственных показателей опередили многие промышленно развитые капиталистические страны Западной Европы.
Вместе с ростом экономики советских республик расцветала и их культура. Преподавание во многих школах этих республик ведется на родном языке, осуществляется введенное повсеместно всеобщее среднее образование. Все республики имеют крупные научные центры - академии наук, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, культурно- просветительные учреждения.

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНОСТИ СССР И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ:

  1. Тема 3. Влияние экономической безопасности региона на устойчивое развитие национальной экономической системы

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

В СССР проживает более 100 наций и народностей. Все они независимо от численности отличаются самобытными национальными признаками. Большинство их имеет свою государственность - от автономного округа до союзной республики. В состав СССР входят 15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Преобладающая часть населения СССР относится к четырем языковым семьям (имеется в виду только коренное население).

I. Индоевропейская семья самая многочисленная, на языках этой семьи говорит в СССР свыше 204 млн. человек (данные 1979 г.).

Группы: 1) славянская - около 189,3 млн., в том числе русские - 137,4 млн., украинцы - 42,4 млн., белорусы - 9,5 млн. человек;

2) летто-литовская - 4,3 млн., в том числе литовцы - 2,9 млн., латыши - 1,4 млн.;

3) иранская - 3,6 млн., в том числе таджики - 2,9 млн., осетины - 0,5 млн.;

4) романская - 2,9 млн. человек молдаване;

5) самостоятельную группу Индоевропейской семьи составляют армяне - 4,1 млн. человек.

II. Алтайская семья - 40 млн. человек.

Группы: 1) тюркская - около 39 млн. Народы этой группы живут в нескольких историко-этнографических областях:

Средняя Азия и Казахстан - 23,2 млн. человек, в том числе узбеки - 12,5 млн., казахи - 6,5 млн., туркмены - 2 млн., киргизы - 1,9 млн., каракалпаки - 0,3 млн.;

Урало-Волжский район - всего около 9,5 млн. человек, в том числе татары - 6,3 млн., чуваши - 1,8 млн., башкиры - 1,4 млн.;

Сибирь - всего около 650 тыс. человек, в том числе якуты - 328 тыс., тувинцы - 166 тыс., хакасы - 71 тыс., алтайцы - 60 тыс., шорцы -16 тыс., долгане - 5 тыс.;

Кавказ - всего около 6 млн. человек, в том числе азербайджанцы - 5,4 млн., кумыки - 230 тыс., карачаевцы - 131 тыс., балкарцы - 66 тыс., ногайцы - 60 тыс. В Молдавии живут гагаузы - 173 тыс.;

2) монгольская - около 500 тыс. человек, в том числе буряты - 300 тыс., калмыки - 140 тыс.;

3) тунгусо-манчжурская - всего 55 тыс. Самый многочисленный народ этой группы эвенки - 28 тыс. Сюда же относятся эвены, нанайцы, ульчи, орочи.

III. Кавказская семья - около 6,5 млн. человек. Группы: 1) картвельская (грузины) - 3,5 млн.;

2) абхазо-адыгейская - около 600 тыс., в том числе абхазы - 91 тыс., абазины - 29 тыс., кабардинцы - 322 тыс., адыгейцы - 109 тыс., черкесы - 46 тыс.;

3) нахско-дагестанская - около 2,3 млн., в том числе чеченцы - 756 тыс., ингуши - 186 тыс. и народности Дагестана - 1,4 млн. человек, из которых наиболее крупные аварцы - 483 тыс., лезгины - 383 тыс., даргинцы - 287 тыс., лакцы - 100 тыс., табасараны - 75 тыс. человек и ряд малочисленных народов - рутульцы, цахуры, агулы и др.

IV. Уральская семья - 4,2 млн. человек.

Группы: 1) финская - более 4 млн., в том числе марийцы - 622 тыс., коми и коми-пермяки - 500 тыс., в том числе

последних - 150 тыс., карелы - 138 тыс.; саами - 1,5 тыс.;

2) угорская - ханты, манси - около 30 тыс.;

3) самодийская - около 35 тыс., в том числе ненцы - 30 тыс. и малые народы Сибири - селькупы, нганасане.

Языки некоторых малых народов Восточной Сибири и Дальнего Востока нельзя отнести ни к одной из этих названных семей и групп. На языках чукотско-камчатской семьи говорят чукчи - 14 тыс., коряки - 8,0 тыс. и ительмены. Здесь же живут эскимосы, алеуты, а также малочисленные палеоазиатские народы - юкагиры, нивхи.

Выходцы из других стран, проживающие в СССР, принадлежат к различным языковым семьям, наиболее многочисленные из них немцы - 1,9 млн., евреи - 1,8 млн. и поляки - 1,2 млн. человек.

Представители отдельных народов, тесно общающиеся длительное время с другими народами, воспринимают от них язык, который нередко становится их родным. По данным переписи населения 1979 г., около 28% населения СССР свободно владеют в качестве второго языком других народов страны, в том числе 24% - русским. Часть людей считают своим родным язык другой национальности, например русский, его назвали много евреев, мордвы, татар, армян, чувашей и большая доля башкир.

Национальный состав населения СССР в целом и особенно в отдельных республиках изменяется, что обусловлено разными темпами воспроизводства отдельных народов и степенью их ассимиляции. С 1970 - 1979 гг. население СССР увеличилось на 8,7%, но рост численности отдельных народов существенно отличался от среднесоюзного показателя (табл. 7). За это время количество мордвы и карел уменьшилось, а латышей, эстонцев, удмуртов, коми осталось на уровне 1970 г. В целом же численность народов Индоевропейской языковой семьи увеличилась на 5%, Алтайской на 21, Кавказской на 8%, а Уральской не изменилась.

Народы СССР формировались на протяжении длительного времени из многочисленных разноязычных племен, относящихся к различным расовым типам. Процессы этнического развития отдельных народов до социалистического периода протекали очень сложно, нередко в острой борьбе за свою территорию и независимость. Одним из них удавалось сохранить целостность этнической территории и компактность расселения в ее пределах, другие же, оттесненные сильным противником или гонимые нуждой, были вынуждены селиться на новых местах, создавая отдельные поселения или крупные ареалы компактного расселения. Таким путем возникали зоны чересполосного расселения отдельных народов.

В период социалистического строительства миграции приобрели иной характер, масштабы их увеличились, а степень участия в них разных народов сильно возросла. Это привело к расширение ареалов расселения ряда народов, например русских, украинцев, узбеков, казахов, азербайджанцев, и усложнению структуры национального состава отдельных районов страны.

Национальный состав населения определенной территории может быть однородным (гомогенным) и смешанным (гетерогенным). В союзных и автономных республиках СССР он, как правило, неоднороден, но даже в


этом случае сельское население более монолитно в этническом отношении, чем городское. Обычно города отличаются многонациональным составом населения, который тем сложнее, чем крупнее город, разнообразнее его функции и внешние экономические и культурные связи. Изучение этнической структуры отдельных территорий и городов имеет большое значение, поскольку она оказывает влияние на демографические процессы, разнообразие форм материальной и духовной культуры, этническое развитие отдельных народов. На важность этих исследований обратил внимание этнографов и географов В. В. Покшишевский (1969).

Л. Ф. Моногарова (1972), использовав логическую модель анализа мозаичности, созданную В. В. Покшишевским, предложила формулу для определения индекса

где m – количество национальностей;


то имеет место ситуация, характеризующаяся максимально возможной мозаичностью национальностей в j -м городе, когда доли всех национальностей в нем одинаковы.

Пример. Определим мозаичность национального состава г. Душанбе в 1970 г.

Условие. Таджики - 26%, русские, - 42, узбеки - 11, татары - 5, прочие народы - 16%.

Индекс мозаичности национального состава населения республик, краев и областей страны рассчитал Б. М. Эккель по выведенной им формуле (1976). Самым высоким он оказался в Казахстане, республиках Средней Азии, Латвии, Эстонии и в автономных республиках Северного Кавказа. Более монолитен национальный состав на Украине, в Армении, Азербайджане, в автономных республиках Европейского Севера СССР. Характер размещения отдельных народов по территории страны может быть определен с помощью двух показателей: степени распространения народа на территории СССР и доли проживающих за пределами своей национальной территории (табл. 8). По этим признакам выделяют три группы народов. Первая отличается компактностью расселения в пределах своей национальной территории и незначительной долей живущих вне ее (ряд народов Кавказа, Прибалтики, Сибири). Ко второй группе относятся славянские народы, особенно русские, которые расселяются по территории СССР повсеместно, но большинство их живет в своих национальных республиках. Третья группа народов (татары, мордва, чуваши и др.) отличается рассредоточенным расселением, при этом большая часть их (особенно татары) живет вне своих республик, во многих административных подразделениях страны.

Источник---

Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.- 287 с.

Материалы первой всесоюзной переписи населения 1926 года, более ранней всероссийской переписи 1897 года, а также дореволюционные этнографические исследования отражали существенно большее количество народностей, чем позднейшие всесоюзные переписи 1970 и 1979 годов.

Некоторые народы были ассимилированы, другим «помогли» это сделать органы государственной власти, не включив их в очередную перепись и присоединив к большему по численности этносу.

Мишари (мещеряки)

Есть гипотеза, что этот народ ведет свое начало от летописного племени мещёра, которое, спасаясь от русской колонизации, ушло в Волжскую Болгарию (или позже в Казанское ханство). Впрочем, в точности никто не знает, как он сформировался.

Как бы то ни было, мишари чётко отделяли себя от татар. Это особенно хорошо видно по тому факту, что, живя зачастую по соседству с татарами, они не смешивались с ними этнически. Отделяли их и дореволюционные этнографы. Мишари жили спорадическими группами на обширной территории от Нижегородской губернии до Уральских гор. Большинство из них исповедовали ислам (125 тыс. в 1897 г.), были и православные (35 тыс.).

При проведении первой всесоюзной переписи населения в 1926 году мишарями назвались 242,6 тыс. человек. Однако ко времени второй переписи 1939 года мишари… исчезли. Волевым решением они были включены в состав татарского народа, поскольку диалект мишарей не обладает признаками, позволяющими выделить его в отдельный язык.

В СССР начиная с 1930-х годов национальная идентификация производилась только по лингвистическому признаку, всякие другие национальные особенности игнорировались. На примере мишарей – одного из самых многочисленных народов России – это видно отчётливо.

Переписываемые народы отвечали на это по-своему. Так, многие мишари не захотели быть записанными как татары, и поскольку практически все они владели русским языком (чаще он был их единственным, реже - вторым), стремились записаться как русские. Однако при этом этническое самосознание у мишарей было развито и сохраняется до настоящего времени.

Другие народы Поволжья и Урала

В похожей ситуации оказались кряшены – крещёные (то есть православные) татары. Жили они разбросанно, в том же обширном Волго-Уральском регионе, что и мишари. Во время переписи 1926 года кряшенами идентифицировали себя 101,4 тыс. человек.

Крупным (120 тыс. в конце XIX в.) народом были тептяри, проживавшие в основном на территории современного Башкортостана. Перепись 1926 года зафиксировала всего 27,4 тыс. тептярей. В дальнейшем они были, что называется, поделены между татарами и башкирами.

Дореволюционная этнография выделяла близкий удмуртам малый народ бесермяне (бесерманы). В 1926 году они насчитывали 10 тысяч человек. Потом их произвольно причислили к удмуртам. Это было признано на официальном уровне в 1992 году.

Сибирские татары

В соответствии с советской национальной политикой все народности, говорящие на языках, близких к татарскому, записывались как татары, без каких-либо различий. И если в отношении крымских татар этот номер не прошел, то сибирским татарам в отдельной идентичности было отказано изначально. И это несмотря на то, что до сих пор лингвисты не могут определить, является ли язык сибирских татар диалектом татарского. Большинство специалистов склонны считать, что это всё-таки отдельный язык, а также, что татары - общее название различных тюркоязычных народов.

До 1968 года при обучении татарскому языку в школах в районах Сибири, где жило значительное количество татарского населения, учитывались местные лингвистические особенности. Однако затем преподавание было унифицировано в соответствии с нормами диалекта волжских татар. Вопрос о признании сибирских татар отдельной национальностью при проведении переписей не ставился.

Шапсуги

До русского завоевания шапсуги жили вдоль всего Черноморского побережья нынешнего Краснодарского края, а также в низовье Кубани. После шапсуги остались на прежнем месте, но стали селится и среди русского населения.

Советская власть поначалу признала право шапсугского народа на самоопределение. До 1945 года в окрестностях Туапсе существовал Шапсугский национальный район (в виде двух анклавов). Численность оставшихся на Кавказе шапсугов до революции не превышала 5 тысяч, в советское время, пока они ещё учитывались в переписях, составляла 3,4 тыс. человек. В 1992 году Россия признала право на восстановление Шапсугского района, однако это решение не было реализовано.

Талыши

Первая советская перепись насчитала 77,3 тыс талышей в юго-восточной части Азербайджана, на границе с Ираном. Это народ иранского корня. Во времена мусаватистского правительства Азербайджана (1918-1920 гг.) талыши участвовали в восстании русских колонистов края, провозгласивших Муганскую советскую республику (май-июль 1919 г.). Неудивительно, что в дальнейшем, несмотря на декларируемый интернационализм, азербайджанские власти стремились к ассимиляции данного народа.

Ещё в 1939 году вторая всесоюзная перепись населения насчитала 88 тысяч талышей, но уже в 1959 году зафиксировали всего 159 человек, а из последующих переписей они просто исчезли. Правда, в настоящее время власти Азербайджана признали существование этого этноса и его право на культурную автономию.

Выбор редакции
Реакция синтеза заключается в следующем: берутся два или больше атомных ядра и с применением некоторой силы сближаются настолько, что...

Статья рассказывает о понятии прямой на плоскости. Рассмотрим основные термины и их обозначения. Поработаем со взаимным расположением...

Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это...

Повесть «Вино из одуванчиков» Брэдбери впервые была издана в 1957 году. В книге описываются события одного лета, пережитые 12-летним...
В новой книге для детей от National Geographic приводится немало занимательных фактов, о которых многие из вас наверняка не знали....
Производная экспоненты равна самой экспоненте (производная e в степени x равна e в степени x): (1) (e x )′ = e x . Производная...
Есть у меня такая замечательная книжка, только все забываю куда ее деваю. Так вот, решила опубликовать здесь пост и в него вписать самые...
Подробности Категория: Физика атома и атомного ядра Опубликовано 10.03.2016 18:27 Просмотров: 5164 Древнегреческие и древнеиндийские...
Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают...