Краткая характеристика основных периодов истории китая. Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура. Успехи русской политики в Китае


Периодизация истории и культуры Древнего Китая

    Древнейший период – V – III тыс. до н.э.

    Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.), I китайское государство

    Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.

    Династия Цинь - 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.

    Империя Хань – с 206 г. до н.э. – династия Хань

С конца конца III века н. э. до сер. XIX века продолжалось средневековье в Китае. Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.

Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно 6 тыс. лет назад как древнейшая цивилизация на земле.

Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев, японцев.

Китайские великие изобретения: шелк, порох, компас, фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатание.

Религия и духовные школы древнего Китая

Основными религиями Древнего Китая были конфуцианство и даосизм .

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ (551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас в поздней книге «Лунь Юй». Его теория – это основа для практической жизни и полностью консервативна.

Основные добродетели, которым нужно подражать, с точки зрения конфуцианства, были таковыми: человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Они реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и правитель должен показывать нравственный пример, и навести порядок последовательно во всех сферах жизни: в своем государстве – своей семье - своем характере – своем сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец. Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э.) считал, что человек добрый от природы, следовательно, основа всех добродетелей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие и нравственность народа.

С ХІ века в Древнем Китае господствующей религией становится неоконфуцианство. У него был дуалистический характер: есть два основных начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян , основанное на осмыслении «Книги перемен» (« И Цзин»). Ян - это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь – это начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала. И их взаимодействие объяснят появление и превращения всех вещей и явлений на земле. От их взаимодействия созданы пять основных элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

Семья - вечный установленный Небом порядок отношений в семье

Общество

Этикет - система правил и норм поведения человека – ритуал

Духовная жизнь - правила для всех духовных проявлениях жизни

Искусство - законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга «Дао де дзинь» (около V – III вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

«Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так как оно находится вне системы языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всех различий.

Несколько тезисов даосистской мудрости .

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие необходимо вмешательства. «Дао во веки веков есть недеяние, и все же – ничто не остается несделанным!»

Во всем необходимо соблюдать минимальную необходимость.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: «она полезна всем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!» NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость?

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, например: Дао – это ничто, Дао – это все!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист… Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда все в жизни будет получаться само собой, автоматически. Но главный труд – это постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого «Колея» и найти соотношение между ее идеей и даосизмом.

Мо-цзы (V – IV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм. Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определений Дао :

Дао – это все, Дао – это ничто

Путь Вселенной

Вечная изменчивость мира, подчиненная законам природы

Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

Естественные законы Вселенной, нарушать их нельзя, иначе нарушается гармония жизни

Путь природы

Путь индивидуальной жизни

Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба - Дао, мерило Дао – оно само

Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

Небытие, пустота, безмолвие,

Ничто - обитель Великого Дао

Источник всего сущего =

Проявление образов вещей в зримом мире, вырывание их из пустоты

Ритм вселенной

Энергетические потоки

Всё во вселенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

Природа

Абсолютный дух

Универсальный разум

Таинственный узор, запечатлевающий законы вселенной

    Древнейший период – V III тыс. до н.э.

    Племена заселили долины рек Китая приблизительно V – III тыс. до н.э.

    Поселения состояли из глинобитных хижин

    Земледелие, животноводство, ремёсла – развивались постепенно

    Произведения искусства: сосуды Яншао - первая керамика в Дрвнем Китае, необычайная правильность форм

    Сложные геометрические рисунки на сосудах неразгаданной символики

    Период Шань-Инь - XVI – XI вв. до н.э.

Период Шань - Инь (название периоду дано по имени племени) ознаменовался созданием первого китайского государства в долине реки Хуанхэ.

Первые представления о вселенной формировали древнекитайскую космологию и философию бытия, вот ее основные постулаты:

    Явления природы - это только воля духов и богов

    Обожествление всех явлений природы: облака, дождь, ветер, гром и представлялись в образах разных животных

    Защитниками живых являлись их умершие предки, отсюда появился настолько развитый культ предков, во время которого живые служили душам умерших, ухаживали за могилами, клали в нее все ремесленные изделия

    Небо - это верховное божество Вселенной

    Представления о земле и небе: земля – квадратная, Китай – в ее центре, а небо – это окружность. Полукруглая сфера над квадратом земли; отсюда пошло древнее название Китая «Срединное царство» и «Поднебесная империя»

    Жертвоприношения небу совершались на круглых алтарях за пределами поселений, прямо на земле создавались квадратные алтари как маленькие образы всей земли

    Правитель государства Китай назывался «ван», он же был одновременно и = одновременно верховным жрецом в государстве.

Развитие науки, техники, архитектуры и искусства:

В этот период появились: шелкопрядение, бронзовое литье, иероглифическое письмо, основы градостроительства

Бронзовое литьё

Изображение животных, птиц

Резьба по нефриту, кости, дереву

Обожествление природы и предков

Предметы декоративного искусства (бронза, нефрит)

Лаковая утварь (только в Китае)

Магические сосуды для жертвоприношений, тяжелые, бронзовые, с богатым рельефом

Рельеф включал в себя изображения птиц, драконов, цикад, быков, баранов, их задача – охранять человека и посевы

Столица – г. Шан, в городе – дворец Правителя на прямоугольной платформе

Найдены подземные захоронения знати: две подземных камеры крестообразной формы, их площадь – 400 м²

    Периоды Чжоу и Чжаньго

В XI в. до н.э. государство Шань-Инь было завоевано племенем Чжоу , но к концу VII в. до н.э. начались затяжные междоусобные войны.

Период V – III вв. до н.э. в китайской истории назван Чжаньго - это значит «Борющиеся Царства». В этот период к Китаю были присоединены обширные области соседних территорий.

Были открыты месторождения железа, стали появляться железные орудия труда. Развивалась торговля. Впервые появились круглые монеты. Усиление роли государства. Рост городов.

В наука произошло значительное событие: открылось первое учебное заведение, которое называлось «Академия».

В этот период зарождаются и развиваются два основных религиозных учения, духовных школы, две древнекитайских философии - конфуцианство и даосизм.

Развитие архитектуры и других видов искусства:

    Скульптуры из мрамора

    Императорские мавзолеи

    Стенная роспись и каменные рельефы погребенных храмов:

    Изображение сцен жизни, легенд, музыкантов

    Труд народа на соляных копях (рельеф из г.Чанду)

    Изображение человека (резьба, литьё)

    Картины на шелке «Девушка, феникс и дракон»

    Шелковые ткани и «Великий шелковый путь»

    III вв. до н.э. – начала строиться Великая Китайская стена

    Города-крепости

    Основная черта древнекитайской архитектуры – пагода: крыша с загнутыми углами

Краткая хронологическая таблица истории и культуры Древнего Китая

4 тыс. до н.э. – культура Яншао (4000 – 2400 до н.э.): красная керамика, геометрический спиралевидный рисунок

≈ 2500 гг до н.э. – появление иглоукалывания (= акупунктура)

≈ 2400 гг до н.э. – культура «луншань» возле реки Хуанхэ (Желтая река)

≈ 2160 гг до н.э. – первое свидетельство о наблюдении за затмением Солнца

≈ 2000 гг до н.э. – полулегендарная династия Ся

XIX – XVIII вв до н.э. – хетты основывают свое государство

Конец XVIII в. до н.э. – эпоха династии Шань-Инь, до 1025 г. до н.э.

    Техника бронзовых изделий

    Письменность

    Древнекитайские бронзовые ритуальные предметы

XIV в. до н.э. – строительный план г. Аньян, новая столица эпохи Шан-Инь

≈ 1025 гг до н.э. – династия Чжоу (пришла на смену Шан-Инь)

    распространение письменности

722 гг до н.э. – период «Весна и осень», Восточное Чжоу (722 – 481)

    растут города – дворцы - столицы

≈ 600 гг до н.э. – древнекитайская поэзия «Шицзин» (собрание)

481 гг до н.э. – период «воюющих царств»

Конец IV в. до н.э. – китайский философ Чжуан Цзы – автор произведения с его именем, начало даосизма

III в. до н.э. – конфуцианство (или Мэн Цзы – название произведения), даосизм («даодэцзин» = «Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы

    «Чжуан Цзы» - тоже даосское направление в религии

    Хань Фэй (умер 233 до н.э.) - трактат «Хань Фэйц-зы» - понятие «закон»

    Создается квазибумага – из шелкового волокна

221 гг до н.э. – начало правления I императора Цинь Шихуанди, объединение Китая

    Начало строительства великой Китайской стены

    213 гг до н.э. – император приказал: сжечь все старые книги как символ старых порядков

    210 гг до н.э. – воины из крашенной глины в натуральную величину из захоронения

≈ 206 д гг доо н.э. – завершение династии Цинь, начало династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)

200 гг до н.э. – столицу переносят в г. Чань-ань

165 гг до н.э. – впервые проходят официальные экзамены при наборе государственных чиновников

134 гг до н.э. – китайский император У-Ди, начало правления Мандаринов

125 гг до н.э. – открыта возможность торговли с Индией и Ираном

119 гг до н.э. – империя Хань – разбивает кочевников и берет под контроль «Великий шелковый путь»

80 гг до н.э. – Сым Цянь пишет «Исторические записки» - первый прообраз истории Китая

23 гг н.э. – начало династии Восточная (Младшая) Хань, столица – Чантьана переименована в Лоян

40 г. – восстание во Вьетнаме против китайских захватчиков

48 г. – южные хунну - сюнну признают власть Ханьской империи, ее территория распространяется по 2 стороны китайской стены

58 г. – Мин Ди - Лю Чжуан стал императором Китая – расширяется территория государства

68 г. – I буддийские поселения в Китае (г. Лоян = Хэнань)

105 г. – изобретение бумаги из растительного волокна китайским ученым Цай Лунь

123 г. – северные хунну побеждены китайцами

184 г. – восстание «Желтых повязок» (вожди были сторонниками даосизма)

190 г. – начало правления династии Сянь Ди (Лю Се) – это последний китайский император династии Восточная я Хань

220 г. – начало периода внутренней раздробленности – до 581 г.

220 – 280 гг – эпоха Троецарствия: империя распадается на 3 самостоятельных государства: север – Вэй (столица Лоян), Цао Пэй центр – Шу (столица Чэндру, Хань Лю Бэем); южная часть - столица Вушанг, потом – Нанкин

260 г. – китаец Лю Хуэй открывает решение системы уравнений и вычисляет число ∏ ≈ 3,14159

265 г. – Сыма Янь захватывает власть в Вэй, Шу и основывает новую династию: Западная Цзинь

317 г. – настала эпоха Южной и Северной династий (317 – 589 гг), в Египте –формируется коптское искусство, появляется искусство монофизитов, отличительное от эллинистически-римского

420 г. – династия Западных Цзинь на юге Китая заменяется династией Сун, правившей в Нанкине

325 г. – Шапу II и национальный синод закрепляет окончательный текст «Авесты» - священной книги маздеизма

479 – династия Сун сменяется династией Ци.

Общий вывод по культуре Древнего Китая.

Мировое значение древнекитайской культуры заключается в ее уникальном гармоническом соединении силы и слабости, твердости и мягкости, общественного и индивидуального, материального и духовного, деятельного и созерцательного и т.п.

Символы Инь и Ян стали на все времена и для всех народов земли спасительной монадой понимания единства и борьбы противоположностей, что легло в основу европейской диалектической философии.

Чайная церемония Древнего Китая для всех последующих бурных и трагических периодов борьбы человечества за свое существование стала навеки отдушиной и лучшим способом релаксации уставших людей.

Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох и многое другое).

Китайскую культуру относят к числу традиционных. Многим это давало основания полагать, что она как бы не способна к научному и техническому прогрессу. Однако, во-первых, научный и технический прогресс является важным, но далеко не единственным показателем уровня культурного развития общества. Во-вторых, если иметь в виду способность общества удовлетворять свои повседневные запросы, древнекитайская культура в период между I в. до н.э. и XY в. н.э. была более эффективной, чем культура Запада. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе, и это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

И сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для современного человечества.

Теория даосоизма и образ Великого Дао уникальным образом способны соединить человека с его личным космосом, вселенной, мирозданием, дают нам почувствовать свою неодинокость в безграничных просторах времени и пространства, протягивают нам руку нежности Великого – к малому…

NB! Творческое задание: какие духовные личные открытия позволило Вам сделать знакомство с древнекитайской культурой и что она значит лично для Вас?

китай сословный право судебный

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

  • - Государство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
  • - Государство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;
  • - Государство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
  • - Государство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

В ЧVІІІ веке до н.э. вследствие завоевания Иньскими племенами другого племени образуется государство Древнего Китая. Основным занятием жителей Древнего Китая было земледелие. К тому же развитие земледелия у китайцев древности находилось на довольно высоком для того времени уровне. Они использовали такие сельскохозяйственные приспособления, как мотыга, плуг и др. Наряду с земледелием в Древнем Китае развивалось ремесло, торговля и даже существовало денежное обращение.

Главой государства в Древнем Китае был император, опирающийся на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была разделена на области и уезды. Каждым уездом и областью управляли два чиновника - военный и гражданский губернаторы. Уже во время правления династии Хань вводится продажа должностей и экзаменация чиновников перед вступлением в должность.

Государство Шан (Инь) - общественный и государственный строй.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

  • - общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной;
  • - весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался

Частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

  • - захват пленных на войне;
  • - продажа в рабство за долги;
  • - обращение в рабство за некоторые преступления;
  • - получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

  • - высшие гражданские чиновники;
  • - военные чиновники;
  • - советники, прорицатели.

В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго.

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

  • - период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;
  • - период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;
  • - период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской аристократии.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

  • - военнопленных;
  • - завоеванного мирного населения;
  • - государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

  • - развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни;
  • - упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее земли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собственность рабовладельцев на землю.

В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен один из первых ударов.

Государство Цинь и реформы Шан Яна.

Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

  • - узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;
  • - проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;
  • - в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;
  • - налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
  • - войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:

  • - административное: территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;
  • - аграрное: поощрялось земледелие;
  • - финансовое;
  • - военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань и падение Ханьской империи.

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

  • - Западная или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);
  • - правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);
  • - Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на смену легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

  • - путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собственность на нее;
  • - все земли объявлялись царскими;
  • - восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

  • - отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;
  • - государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разрушению экономики страны.

В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основала новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Восстание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьянству, отчасти облегчено налоговое бремя.

Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при императоре; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результате мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные вооруженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризису и к разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

Исследовать прошлое Поднебесной империи сложнейшее занятие. Масштаб накопленной информации поражает: за обозначением очередного этапа обнаруживается вековой промежуток, смена поколений, череда событий.

Термин «династия» - дань традиции. Если кратко: имперские «династии» не главенствующие семейства - это периоды развития и становления великого государства.

С какого года исчисляется история Китая?

Доисторический Китай не имел общепризнанной системы времяисчисления. Базовые «исторические промежутки» различались по периодам правления верховного правителя.


Китайские учёные (не без имперского пафоса) утверждают 5000-летний возраст государственного устройства. Историю Китая отмеряют от легендарных деяний вана Фу Си, которого считают мифологическим отцом основателем и древнейшим правителем страны. Если же не оперировать легендами и мифами, а рассуждать «кратко о главном»: документальных подтверждений существования государства до становления династии Шан не существует. Именно с правления Шан (1600-1027 гг. до нашей эры.) исчисляется история КНР.

Периодизация Древнего Китая

Счёт годам в Империи осуществлялся двумя методами. Летосчисление по эрам правления очередного властелина и хронология по циклам, где годы объединялись в шестидесятилетние этапы.

Традиция рассматривала истоки всего сущего в пяти стихиях. Каждый знак первоэлемента с одним из двенадцати зверей давал название году в круговерти будней.

Интересно! Синология выделяет десять династий и акцентирует внимание на периоды одновременного существования несколько правящих домов.

Эти «мгновения» обширной истории страны выделяют отдельно:

  • правление «шести семей» (220-589 гг.): между падением Хань и зарождением Суй;
  • эпоха политических переворотов, «пять домов и десять государственных образований» (907-960 гг.).

Возникновение государства Шань-Инь

Шань (в некоторых источниках Шань-Инь) - первое китайское государство, существование которого подтверждено археологическими артефактами.


Древнее предание гласит: вождь Пань Ген снёс с лица земли городок Аньян в среднем течении реки Хуанхэ и заложил поселение, дав ему название Шань. Название городища распространилось не только на «свеже-созданное» государство, но и на весь род царей.

Итогом многочисленных войн стало порабощение шанскими правителями многочисленных соседей и триумфально-грандиозное расширение территорий Империи.

В Шань-Ине имели место календарь, зачатки письменности и… огромная армия, вооруженная бронзовыми мечами, отличными луками и боевыми повозками.

Династия Ся

Династия Чжоу

Власть Чжоу длилась около 800 лет. Для лучшего анализа и систематизации учёные разделяют Чжоу на два периода:

  • западный (1045 до н. э. — 770 до н. э.) - клан правил всей страной;
  • восточный (770 до н. э. — 256 до н. э.) - ван постепенно утрачивает главенство власти, территория страны превращается в «лоскутное одеяло» отдельных государств.

Восточный этап подразделяется на «весенние и осенние хроники», когда на просторах страны существовало множество самостоятельных вотчин (подчинённых центральной власти) и период раздора Чжаньго («Сражающиеся царства») когда Чжоу были свергнуты с трона.

Во времена Чжаньго страна проживает серьёзные изменения:

  • рост урбанизации;
  • распространение железных орудий и, как следствие, повышение производительности труда;
  • перестройка армейских структур;
  • развитие товарно-денежных, рыночных отношений;
  • массовое заселение мало освоенных регионов.

Всё это на фоне острой политической нестабильности и крупномасштабных сражений. Неустанные войны за Власть привели к краху правящего дома. Правитель Чжоу утратил небесный мандат. Победило в «войне против всех» самое мощное государство Цинь с правителем Шихуанди.

В 221 году, основатель династии объединил десятки мелких вотчин в единую страну, размежевал огромную территорию на провинции и в каждую «посадил на правление» государева мужа. Страна планомерно превращалась в жёстко управляемое из единого центра государство.

Император объявил о прекращении всех междоусобиц, отобрал у удельных князьков всё оружие и, переплавив его, приказал отлить двенадцать больших монументов мира и благоденствия.

Государство вторгалось во все области жизни:

  • стандартизация метрической системы;
  • утверждение канона письменности;
  • проведение денежной и судебной реформ;
  • становление чётко выстроенной иерархии чиновничьего люда.

Интересно! Цинь - время грандиозных строек: возведение Великой китайской стены, строительство гробницы императора (со знаменитой армией из терракота) и величественного дворца Элан.

Вся империя охвачена дорожным строительством (официальная протяжённость 7500 километров).

Основной причиной недолгого правления династии, историки называют противопоставление (на уровне Императора) идеям конфуцианства философии легизма. Легизм («школа законников») проповедовал строгое следование букве закона и крайне жёсткие наказания за любые вольности и провинности. Именно кровожадная жестокость погубила правящую династию. Цинь Ши Хуанди умер в 210 году до нашей эры.

Хань и Синь

Новый властитель империи Эрши Хуан был слабохарактерным человеком. Начальник имперской канцелярии Чжао Гао быстро «подмял под себя» безвольного вана. Страну потрясали бунты против серого кардинала.


В 207 году до нашей эры Император совершил ритуальное самоубийство. Лидер повстанцев Лю Бан победил в гонке за власть и основал династию Хань правящую страной (с небольшим перерывом) до 220 года (дольше других царственных династий).

Синологи размежёвывают царствование на раннее (западный этап) и позднее Хань (с кратковременным промежутком утраты власти в середине правления).

Восхождение на трон династии Хань инициировало многочисленные перемены в жизни страны, позволившие обществу «сомкнуть ряды» и успокоиться. Кровожадный легизм сменило восстановленное в правах конфуцианство. Крестьянам снизили налогообложение, бюрократический аппарат претерпел серьёзные чистки. Жизнь в Поднебесной начала входить в прежнее русло спокойствия и достатка. Но на границах активизировались воинственные соседи гунны. Стремясь избежать ненужного кровопролития, правитель Лю Бан заключил с агрессорами мирное соглашение. Кочевники согласились отступить в обмен на громадные ежегодные платежи (дань).


Первый глава рода Лю Бан скончался в 195 г. до н. э. Все следующие годы Империя медленно скатывалась в упадок. Западная Хань бескровно угасла. После кончины властелина Пин-ди, трон мирно перешёл к Ван Ману. Отдавая дань традиции, была создана новая, недолго просуществовавшая династия Синь.

Основатель правящего дома Синь попытался реформировать страну, образумить рабовладельцев, приструнить верховных чиновников. Провинции захлестнули хаос, кровопролитные мятежи, восстания. Ван Ман потерпел провал, был низложен и казнён.

В 25 году стартовала вторая эпоха правления Хань. К власти привели дальнюю родню прежних царей - малолетнего Гуан У-ди.

Восточная Хань славится возведением на престол малолетних императоров. Властолюбцы регенты и серые кардиналы прожигали жизнь, подталкивая династию к краю пропасти. В 184 году бунт Жёлтых повязок всколыхнул империю.


Бунты усмирялись армией. Вошедшие в силу генералы разделили империю на три части. Правление Хань закончилось, началось Троецарствие.

Кровавое противостояние бывших генералов ускорило коллапс Империи. Началась эпоха Цзинь (265–316 гг.).

Кочевники завоевали весь север страны, столицу перенесли из Лояна на юг. Император Сымя Янь провёл реформы землепользования, что ожесточило владельцев крупных земельных угодий. Захватчики «отрывали» от страны целые провинции и огромные города, заставляли крестьян осваивать выращивание необходимого кочевникам риса, кланами обживали долины рек.

В стране укреплялся пришедший из Индии буддизм: повсюду строились монастыри и храмы.

Суй

В Северном Чжоу конца шестого века власть узурпировали китайские высшие чиновники и военоначальники и китаизированные тюркские вожди с общим лидером Ян Цзянем.

Империю угнетала раздробленность. На волне полного народного одобрения «Ян сотоварищи» объединили страну. В 581 году Ян Цзянь взошел на престол под «аватаром» Вэнь-ди и девизом Суй. Триста лет разобщённости закончились, стартовала эпоха Суй.

За очень короткий срок правления, дом Суй сумел глобально перестроить защитную стену, проложить Императорский канал и возвести величественный дворец в очередной столице государства.

Интересно! Династия объединила Китай после четырёх столетий разобщённости.

Вожди сохранили целостность страны, укрепили границы, консолидировали население.

Ли Юань основал государство Тан, просуществовавшее с 618 по 907 год. Наследник основателя, вождь Ли Шиминь, подавил все народные бунты, казнил сепаратистов и объявил о новой имперской экономической и политической стратегии. Поднебесная переживала период наивысшего могущества: налаживались экономические связи с другими государствами, развивались сельскохозяйственные культуры (рис, чай, хлопок), восстанавливались из руин города и поселения.

Историю правящей династии оборвал «заговор военных губернаторов». Предводитель заговорщиков Хуан Чао в 901 году уничтожил Тан и в очередной раз раздробил империю на отдельные вотчины.

Доказательства существования государства

Исторические изыскания 1928 года документально подтвердили существование предтечи китайской государственности уже в 1600 году до нашей эры.

Раскопки в окрестностях поселения Сяотунь (север провинции Хэнань) произвели настоящий фурор в среде современных синологов. Развалины огромного, древнего города, жилища, цеха ремесленников, культовые сооружения, императорский дворец и триста гробниц (четыре императорские усыпальницы).


Раскопки подтвердили существование государства: иерархию общества (кроме могил чиновников и купцов, обнаружено множество «бедных» захоронений), расцвет ремёсел, религий и бесспорную власть императора, владыки с «небесным мандатом».

Природные условия того времени

Китай это горы, плоскогорья и речные долины. Западная часть страны величайшее в мире высокогорье с резко континентальным климатом. Восток государства это русла рек стекающих к морю (тут сосредоточены все торговые пути, стартует великий шелковый путь). Восток славится мягким климатом и разнообразной растительностью.

Доисторический климат и природные условия отличались от современного положения дел. Север страны был покрыт лесом, зелёные массивы стабилизировали погоду, способствовали строительству.

О заповедных лесах современные исследователи узнают только по многочисленным изображениям, преданиям и мифам.

Население

Общность иньцев и чжоусцев (первого тысячелетия до н. э.) породила китайский этнос. В образовании населения участвовали соседи, носители палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) наречий.

Восток, Север и Северо-Запад страны заселяли китайские кланы (шан, ся, чжоу). Юг и Юго-Запад принадлежали близко-кровным народностям, носителям сино-тибетских наречий. Северо-Восток и Запад принадлежал монголам и тюркским образованиям.

Во что верили

Вероисповедания Империи не были персонифицированными. В Китае не возводили храмов, посвященных конкретному божеству, жреческие обязанности исполняли государственные служащие.

У древних китайцев было три основных религии (скорее религиозно-философских течения): пришедший из Индии буддизм, учение о Великом пути даосизм и озарения Кун Фу-цзы - конфуцианство.

Современная синология утверждает: после крушения династии Хань в Империи происходит эпохальное преобразование: на смену Древности приходит средневековый этап. История страны в это время состоит из грандиозной череды событий: частые смены правящих домов, длительное господство завоевателей, многочисленные войны, мятежи, восстания.


Имперский переход к Средневековью происходил незаметно, без «разрушений до основания» как это было в Европе. Избегающие изменений китайцы и здесь проявили мудрость и рассудительность. Всё делалось медленно и постепенно: Китай в средние века тихо простился с рабовладельческими традициями, провёл духовно-религиозные преобразования, осуществил перестройку государственных структур и, главное, переоценку нравственных основ.

Периоды имперского средневековья

Китай в средние («тёмные») века пережил смену нескольких династий:

  • III-VI вв. - смутное время (нашествие кочевников, Троецарствие) наследие краха Хань;
  • 589-618 гг. - правление Суй;
  • 618-907 гг. - правление Тан;
  • 907-960 гг. - пять правящих домов и десять государств;
  • 960-1279 гг. - правление Сун;
  • 1279-1368 гг. - правление Юань (монголы);
  • 1368-1644 гг. - правление Мин;
  • 1644-1911 гг. - правление Цин.

Предания и легенды

Великий народ смешал примитивные народные верования, рассудочность Конфуция, ритуалы и мистицизм даосизма с избыточной духовностью буддизма. Империя породила мифологию на каждый день, на все случаи жизни.

История древнейшей цивилизации насчитывает несколько тысячелетий. Трепетная бережность к древностям, преданиям и традициям присуща китайцам всех времён. Мифологическое наследие тщательно собирается, систематизируется и повсеместно рассматривается как национальное достояние.

Мифы, предания и сама история древнего Китая отображают мировоззрение общества и представление китайцев об устройстве мира.

Заключение

Периодизация Истории Древнего Китая: череда взлётов и крушений, кружащихся по спирали, но постепенно взмывающих вверх. Великая империя стойко преодолевала стихийные бедствия, агрессию кочевников, многочисленные восстания и мятежи… и неуклонно восставала из пепла, расширяла границы, ассимилировала захватчиков и напитывалась приносной культурой, становилась лучше, сильнее и могущественнее.

3. Право Древнего Китая

1. На обширной территории между рекамиХуанхэ и Янцзы издавна проживали земледельческие племена.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э.;

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из

которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

Царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;

Царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в Китае был активизирован многочисленными войнами и покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

2. Характерной особенностью развития древнекитайского общества являлось наличие в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов:

1) Традиционная крестьянская община , которая с одной стороны поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки;

2) Развитый бюрократический аппарат , который выражался в существовании системы сложных социальных рангов.

Бюрократическая система управления совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.

Общество и государство Древнего Китая были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

Захват пленных на войне;

Продажа в рабство за долги;

Обращение в рабство за некоторые преступления;

Получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

общественное поле , которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

частные поля , которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

В середине 4 в. до н.э. была проведена реформа сановника Шан Яна, которая узаконила продажу и покупку земли.

Также эта реформа ввела новое территориальное деление страны – на уезды. По реформе существовала круговая порука. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку – пятидворку, во главе со старостой. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т.д. – вплоть до округов и областей.

В 9 г. н.э. реформы Ван Мана – пытались запретить продажу земли, но не получилось.

Социальная структура Древнего Китая не была закрытой, существовала возможность выдвинуться из низов общества на крупные административные должности.

Во главе государства стоял царь-ван («сын неба»)

Царь обладал высшей законодательной и судебной властью, командовал войсками, являлся верховным жрецом, ведущим свою родословную от бога. Трон передавался по наследству, если тому не мешали обстоятельства.

Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подчиненных.

Одним из самых знаменитых правителей Древнего Китая был Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.), первый император династии Цинь. Он централизовал управление государством.

Китай был единственным государством Древнего Мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния Назначение на государственную должность требовало определенных знаний от соискателя. Они должны были задавать конкурсные экзамены.

3. Источники права: обычаи, писаные законы, распоряжения правителя.

Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов . Приверженцы Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты (законники - Шан Ян и др.) настаивали на том, что жизнь подданных вана должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона , которые дополняют друг друга.

В эпоху Хань появляются многочисленные правовые сборники, которые содержали статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.

Таким образом , важнейшей чертой древнекитайского общества было наличие традиционной крестьянской общины и развитого бюрократического аппарата. В Древнем Китае циклически сменялись правящие династии, которые совершенствовали бюрократическую систему предшествующей династии, не ломая ее полностью. Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов .

Государство и право Древней Греции. Древняя Спарта

Выбор редакции
Основные даты жизни и деятельности Алексея Михайловича1629, 19 марта - рождение царевича Алексея Михайловича, старшего сына царя Михаила...

Здравствуйте, друзья! Вы, конечно же, слышали про мертвые заброшенные города, заброшенные деревни, села и поселки, которых очень много,...

Александр Бутлеров, творец теории химического строения - яркий представитель Казанской химической школы, один из замечательнейших русских...

Всякая земля в те времена будет под знаком одного из евангелистов. Великий остров будет находиться под властью льва, но лев потеряет...
Материал из Википедии - свободной энциклопедии Некоторые общие данные и оценки последствий войны Австро-Венгрия Великобритания В...
Корабль был заложен в ноябре 1698 года на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года. Строительство велось по проекту,...
Изучать английский язык можно разными методами: ходить на курсы, заниматься с репетитором, смотреть ролики на YouTube, а можно… выбрать...
ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Продолжительность проекта :...
Люди с давних времен интересовались, почему ночь сменяется днем, зима весной, а лето осенью. Позже, когда на первые вопросы были найдены...